Перейти к содержимому

10 лучших игр с открытым миром. Они гораздо круче Skyrim и Assassin’s Creed

В них пространство реально работает.

Открытый мир в видеоигре – переоцененный дизайн, который ничего не делает сам по себе. Мы даже писали об этом отдельный текст. И все же игроки почему-то очень любят концепцию open world и прощают многое даже таким несуразным тайтлам, как The Elder Scrolls V: Skyrim и поздние части Assassin’s Creed.

Но хорошие игры с открытым миром все-таки существуют. Грамотные разработчики знают, как использовать этот дизайн, не превращая open world в бесконечную пустоту а-ля Starfield. Мы собрали для вас лучшие открытые миры в видеоиграх, чтобы рассказать, как они работают, и больше не возвращаться к бессмысленным просторам Skyrim или Valhalla.

Subnautica (2018)

Через несколько лет после провала No Man’s Sky с квинтиллионами планет, Subnautica показала, что гигантизм – не главное. Хотя на самом деле она доказывала это еще до релиза, на стадии раннего доступа. Вместо десятков биомов здесь один – океан. Но используется он по максимуму. И поэтому Subnautica ухитрилась остаться великолепной игрой, несмотря на то, что она, во-первых, выживач, а, во-вторых, выживач в открытом мире.

Мы играем за пилота космического корабля, потерпевшего крушение на планете, где есть только вода. Именно тут протагонисту Subnautica предстоит строить базу, знакомиться с подводной фауной и учиться применять различные технологии. Subnautica – медитативный и атмосферный опыт, после которого понимаешь, почему Джеймс Кэмерон так прется от подводных съемок. При этом сам мир тут огромный, но не настолько, чтобы разработчики не смогли наполнить его чем-то интересным. Игре есть что показать вам даже в момент, когда кажется, что вы изучили все.

Fallout: New Vegas (2010)

У New Vegas довольно тягучий старт даже по сравнению с другими частями Fallout, вышедшими в эпоху Bethesda. Но разработчики из Obsidian сделали то, чего не было в Fallout 3 и Fallout 4 – они написали интересную разветвленную историю и качественные диалоги, а еще раскидали по миру точки, на которые интересно натыкаться.

В отличие от соседних частей, мир в Fallout: New Vegas сбалансирован не вокруг фаст-тревела и дорог, а вокруг пешего исследования. Особенно если вы поставили галочку в графе «Дикая Пустошь», и все вокруг стало немножечко более странным. Вы видите, как фракции взаимодействуют между собой, встречаете кучу разных историй и все это ощущается органично, а не как набор раскиданных по карте несвязных локаций. Видимо, за это New Vegas и полюбили даже фанаты классических Fallout.

Starbound (2016)

Недооцененный шедевр от маленькой студии Chucklefish. Starbound – пиксельный No Man’s Sky здорового человека. Тут тоже есть основной сюжет, на который можно забить. Есть гигантское количество процедурно сгенерированных планет, существ и биомов, и есть куча занятий на ваш выбор. Хотите построить красивую базу. Стройте или будьте космическим наемником. Нравятся огромные роботы? Качайте меха и выходите в нем в открытый космос. Нравится Pokemon? Ну, тогда ловите монстров в шары. Так тоже можно.

А еще здесь есть готовка, рыбалка, исследование подземелий, крафт, возможность набрать команду и много других приколов. Разнообразие миров при этом достаточно ограниченное, но свою главную задачу они выполняют: в Starbound вы чувствуете, что вас никто не держит за руку и можно лететь куда угодно и делать, что захочется в любом порядке. Секрет в том, что в каждом направлении игра подкинет вам какое-то занятие. Да, Starbound вряд ли подойдет тем, кто любит четкую структуру и сюжеты, но для тех, кто фанатеет от свободы это настоящий бриллиант.

Mad Max (2015)

Удивительная забытая игра, где все это время хранилась часть лора «Безумного Макса» – и теперь, когда вышла «Фуриоса», многие наверняка вернутся к Mad Max 2015 года со свежими силами. Это тот случай, когда открытый мир сработал как надо и дал новую перспективу на безумное противостояние разных фракций в Пустоши. Потому что мы можем посмотреть, как они взаимодействуют друг с другом в динамике.

При этом мир бесшовный, и тот факт, что мы перемещаемся по нему без загрузочных экранов, очень круто работает на погружение. Ты слышал, Starfield? Мир – не набор коробок, а цельное живое пространство. По сути, Mad Max осуществил то, что когда-то обещал S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky. Да, это не величайшая игра на свете, но шататься по Пустоши в ней не менее приятно, чем идти по сюжету.

Horizon Forbidden West (2022)

В среде токсичных геймеров принято не любить Forbidden West, потому что Элой выглядит как-то не так или что-то в этом духе. Забейте! Игра хороша для своих задач, а одна из лучших вещей, которые делает Horizon Forbidden West, – это как раз построение открытого мира. Он тут неразрывно связан с сюжетом, что отличает этот случай от многих других.

В Forbidden West сюжет построен таким образом, что вас в любом случае проведут по этому большому миру и покажут самые интересные его места. Но вы все равно можете гулять самостоятельно и открывать что-то новое. Главное, что даже если вы тупо идете по сюжету, дело не ограничится сухим набором локаций, между которыми пустота и бесцельное шатание с radiant-квестами.

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom (2023)

Как же круто две лучшие игры 2023 года распорядились свободой игрока! В Baldur’s Gate 3 она заключалась в выборах, способах прохождения и отыгрыше, но локации были линейными. А вот The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom – это абсолютнейшая свобода с идеально выстроенным громадным миром, где всегда есть чем заняться. Как это работает на практике?

Допустим, вы загнали Линка на какую-нибудь высокую точку, увидели с нее что-то интересное и двинулись туда. По дороге вы гарантированно встретите еще несколько удивительных вещей, которые вас заинтересуют. Более того, такие возможности видно практически всегда, в какую сторону вы бы ни посмотрели. TotK – бесконечный парк аттракционов и один из лучших open world дизайнов в истории.

Kingdom Come: Deliverance (2018)

Уровень детализации Kingdom Come – тотальный шок. Ветки сбивают вас с лошади, в туалете можно снять эффект отравления, а если не смыть кровь с меча, то ваши угрозы будут действовать лучше. Да, а еще карта Богемии XV века полностью соответствует реальной. Но главное, что разработчики понимали, что открытый мир должен работать на погружение.

Если вы охотитесь на зайца, то проведете за этим занятием солидный промежуток времени и постараетесь не уходить далеко в лес, чтобы не возвращаться поздней ночью. А если вы встретили двух-трех разбойников, то это реально большая проблема, потому что их больше, а вы – не Геральт из Ривии и не чешский Джон Уик, а более-менее обычный паренек, которого кое-как научили обращаться с оружием. Мир в Kingdom Come: Deliverance слишком похож на настоящий, чтобы в нем можно было заскучать – и дело не в обширной карте, а в живости происходящего.

RimWorld (2018)

Добавим в список хотя бы одну игру для настоящих безумцев, но таких, которые еще недостаточно больны для Dwarf Fortress. В RimWorld вы управляете поселением колонистов, которые пытаются выжить, реагируя на события-раздражители, добывая еду, выстраивая базу и так далее. Привлекает такое не всех, но процесс создания карты – реальная магия в действии.

Вы буквально генерируете целую планету и выбираете место, где будут жить ваши поселенцы так, как хочется. Любой биом. Болото? Тундра? Джунгли? Близко к враждебному племени? Или все-таки возле дороги и цивилизации? Решайте сами. А дальше игра начнет генерировать совершенно безумные истории. И все это будет происходить в, наверное, самом открытом мире в истории стратегий в принципе. Дальше – только симуляция целой галактики.

Elden Ring (2022)

Вообще богатые открытые миры никогда не были сильной частью souls-like игр, но Elden Ring – другое дело. Оказывается, нелинейность и огромный бесшовный мир полностью меняют этот жанр. Грубо говоря, Elden Ring работает абсолютно так же, как Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, но только в атмосфере полного мрачняка и постоянных смертей. Ну, знаете, как в Dark Souls и ее соседях.

Когда свобода передвижения приводит вас не просто в город А или город Б, а в многоуровневые локации с вертикальной структурой, отличающиеся архитектурой, типами врагов и правилами, но все это части одного мира – это впечатляет. Поэтому Elden Ring может зайти даже тем, кто раньше сторонился творчества Хидетаки Миядзаки и FromSoftware.

Red Dead Redemption 2 (2018)

Попсовый выбор, но что же поделать? С точки зрения открытых миров у Rockstar всегда все было неплохо, но в Red Dead Redemption 2 побочных занятий гораздо больше, чем в любой GTA, потому что Дикий Запад живет своей жизнью независимо от вас. Фермеры фермерствуют, бандиты бандитствуют, а охотники охотятся. На вас в любой момент может напасть дикое животное, а по дороге можно встретить и побег из тюрьмы, и поселенца в беде.

И все это намного живее, чем в том же Skyrim. Сравнение не вполне корректное, потому что между играми семь лет разницы, но тем не менее. Гуляя по Скайриму, вы будете натыкаться максимум на скриптованные ивенты, ни один из которых не будет по-настоящему интересным. В то же время в Red Dead Redemption 2 мир и правда работает как экосистема, что кратно повышает его ценность.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.