Clair Obscur: Expedition 33 обязана стать игрой года. У нее есть то, чего нет у Кодзимы и других номинантов
ИсторииЛучше, чем Death Stranding 2 и Hollow Knight: Silksong.
11 декабря пройдет церемония The Game Awards, на которой станет известно, какой проект получит гордое звание «Игра года». Год для геймеров удачный, и интересных номинантов много: Kingdom Come: Deliverance II, Donkey Kong Bananza, Hades II, Hollow Knight: Silksong и Death Stranding 2: On the Beach. Но есть одна игра, чей статус фаворита не должен подвергаться никакому сомнению. Это Clair Obscur: Expedition 33 – французская JRPG, созданная выходцами из Ubisoft.

На самом деле, при всем обилии крутых игр, ситуация тут такая же, как в 2023 году. Тогда тоже было много отличных тайтлов, но преимущество Baldur’s Gate III было неоспоримым. Чем же Clair Obscur заслужила такой статус и почему она должна получать главную игровую награду вместо Silksong или Death Stranding 2? Сейчас расскажем.
Чем крута Clair Obscur?
Наверное, самое удивительное свойство игры от Sandfall Interactive в том, что у нее есть собственное лицо. Ее крайне тяжело с чем-то сравнить. Нельзя показать пальцем на другую игру и сказать: «Ну, это вот это, но со своими особенностями». Французская RPG механически напоминает японские JRPG, но, в отличие от Persona, Pokemon и Final Fantasy, стилистически и по темпу это абсолютно другой геймплей. Чтобы понять, нужно попробовать.

Помимо этого, в Clair Obscur еще и уникальный сеттинг. Художница-великанша рисует какое-то число – и все люди этого возраста исчезают. С каждым годом число становится все меньше и меньше. Жители острова Люмьер отправляют к ней экспедиции, чтобы это остановить или хотя бы разобраться, но ни одна не возвращается. И вот наступает время Экспедиции 33 – как вы догадались, называется она так, потому что актуальное число – как раз 33.

Сюжетно это мягко-мрачная декадентская история о скорби, страхе взросления и тысяче других вещей. Но у Clair Obscur: Expedition 33 определенно есть конкретные большие темы, на которые она хочет с нами поговорить. И у нее это получается. Ощущения от атмосферы тут иной раз напоминает Shadow of the Colossus, где мы тоже находились внутри трагической темной элегии.

Эстетически Clair Obscur очень интересная и своеобразная. Игру не назовешь графонистой, но она определенно очень красивая. А то, что каждый персонаж в нашей группе подразумевает собственный геймплей с уникальными механиками, но все это ограничено рамками пошаговых JRPG-боев, просто невероятно. Даже от прекрасной и великой Persona можно устать, потому что бои более-менее одинаковые. Но в Clair Obscur все работает по-другому.

Короче, чтобы не растягивать этот блок до размеров обзора, просто констатируем: Clair Obscur выделяется на фоне остальных претендентов, потому что она похожа на Clair Obscur. Да, мир давно знает, что такое JRPG – но оказывается, что крутые JRPG теперь делают во Франции. И вдали от японских видеоигровых традиций этот жанр выглядит и ощущается совершенно иначе. Похожий эффект два года назад производила Baldur’s Gate III, где очевидно есть корни CRPG и множество черт серии Divinity, но по факту разработчики нашли новую синергию. А игроки и другие студии стояли и смотрели на это с мыслью: «Оказывается, можно еще и так».
Другие фавориты 2025 года не впечатлили
О каких играх мы говорили как о GOTY-кандидатах на протяжении всего года и даже в прошлом году? В основном о GTA VI, но она так и не вышла – и не факт, что выйдет в 2026-м. Кто еще? Например, Хидео Кодзима со своей Death Stranding 2: On the Beach. Ее трейлеры разбирали на мельчайшие детали, о ней писали, мечтали и говорили шепотом. Но что мы получили? Ну, вполне кодзимовский тайтл, но гораздо менее впечатляющий, чем первая игра. Даже удивительно, как быстро о ней перестали говорить.

Или вот, скажем, Hollow Knight: Silksong – игра, в существование которой уже перестали верить, а она вдруг взяла и вышла. Хороша ли она? Да, еще бы. Особенно как топливо для разжигания твиттерских войн сторонников и противников хардкорной сложности в играх. Но если серьезно, это хороший платформер с рядом впечатляющих сцен, но уж точно не игра года – она слишком нишевая и специфическая, а вместе с тем четко бьется на отдельные знакомые элементы.

Donkey Kong Bananza – вот отличный кандидат. То есть, так было бы, если бы шум от новой Donkey Kong был сопоставим с тем, как люди реагировали на две последние части The Legend of Zelda. А так это отличный эксклюзив Nintendo, игра с революционной разрушаемостью и в целом тайтл, основанный исключительно на мощном геймплее. Круто, отличные новости для обладателей Nintendo Switch 2! Но ощущения революции не было.

И так везде. Hades II вообще попала в номинацию The Game Awards либо случайно, либо из уважения к прекрасной первой части. Нет, поймите правильно: это неплохая игра, но по общему мнению она уступает своей же предыдущей версии. И не то, чтобы мы слушали восторженные отзывы о Hades II из каждого угла. Корона на голове у такого тайтла точно не удержалась бы.

Но ведь все эти игры – хорошие. А еще есть The Alters, Ghost of Yotei, Silent Hill f, Split Fiction и вышедшая слишком поздно для номинации на игру года Dispatch. В чем конкретно они проигрывают Clair Obscur? На самом деле это не полировка, не общее качество механик, не сюжет, не персонажи и даже не такая трудноизмеримая вещь, как увлекательность. Есть один важнейший показатель, по которому жестко отлетают все остальные номинанты.
Только у Clair Obscur есть эффект новизны
Попробуем разобраться с тем, почему нам (и не только нам) так кажется. Еще раз оценим список номинированных игр. Death Stranding 2 – сиквел Death Stranding с примерно теми же механиками, но без ощущения чего-то радикального нового и в менее харизматичном сеттинге. Шиза Хидео Кодзимовича, конечно, на месте – особенно ближе к финалу, но это как раз ожидаемо, а не удивительно.

Kingdom Come: Deliverance II – отличная игра, развивающая идеи первой части. Но в ней все еще хватает средневекового хардкора, и это все еще очень подробная RPG в реалистичной Богемии. С отсылками, мощными диалогами, сюжетными поворотами, более податливой боевой системой, но то же самое.

Hollow Knight: Silksong – сиквел с примерно теми же механиками. Hades II – сиквел с примерно теми же механиками. А если расширить список, то обнаружим еще и Split Fiction – крутую, но довольно типичную игру Юсефа Фареса, улучшенную версию Ghost of Tsushima и так далее. Мы все это уже где-то видели.

Вообще видеоигры в последние годы стали довольно предсказуемыми, если не считать инди-сцену. В играх Sony интерактивные элементы всегда будут подсвечены желтым, в играх Bethesda всегда будут неизлечимые баги. Мы знаем, чего ожидать от жанров и серий, от авторов и команд. Из-за этого все стало каким-то средним. Поэтому дефицитное ощущение чистой новизны, а именно его дает Clair Obscur, автоматически превозносит ее над конкурентами. Да, где-то фанаты игры сильно перегибают, когда пишут так, будто до Expedition 33 не выходили крутые игры. Но ее доминация в 2025 году абсолютна и безоговорочна.