Перейти к содержимому

Почему гоночные игры потеряли популярность? Need For Speed в упадке, а одной Forza недостаточно

На самом деле жанр не умер.

Гонки – один из старейших жанров видеоигр. Его было легко понять и реализовать даже на олдовом железе. Ключевая механика ясна сразу, соревновательный элемент есть. Неудивительно, что первые гонки появились еще на аркадных автоматах, где было бы невозможно представить, скажем, RPG. Но сейчас есть ощущение, что с этим жанром что-то случилось.

Мир перестал говорить о гоночных играх как о мощнейших релизах того или иного года. Времена, когда выход рейсинг-тайтла могли обсуждать так же долго, как топовый шутер или RPG, прошли, и разве что Mario Kart занимает важное место в игровой библиотеке Nintendo. Так что же произошло с гонками?

Когда закончился прайм гонок?

Жанр прекрасно чувствовал себя в 1990-х и 2000-х, когда любой геймер мог назвать несколько любимых тайтлов и они, скорее всего, отличались бы друг от друга: какие-нибудь Road Rash 3 и Rock n’ Roll Racing на SEGA, серии Gran Turismo и Crash Team Racing на PlayStation и огромное разнообразие на ПК. Need For Speed, Test Drive, FlatOut, Burnout, Colin McRae Rally и так далее.

Альфа-серией для многих была, конечно, франшиза Need For Speed. Ее подсерия Underground попала в тренд на тюнинг и стритрейсинг, что идеально сошлось с основной механикой погонь, где нужно уйти от преследования полицейских машин. В Need For Speed: Most Wanted 2005 года было уже меньше урбана, но крутые механики в открытом мире и разнообразный автопарк тоже сделали ее мгновенной классикой.

Вероятно, гонки вошли в свой пиковый период в районе 2000 года и продержались в нем до конца десятилетия. Но с наступлением 2010-х что-то явно пошло не так. Игры серии Need For Speed проваливались одна за другой, Test Drive Unlimited 2 и Burnout Crash тоже не были хитами и надолго остановили производство своих серий. А главное – в мире видеоигр поменялся вектор.

Telegram Channel Avatar
Выгодные Xiaomi Дешевые iPhone Аксессуары за копейки

Лучший телеграм-канал со скидками на гаджеты

Присоединяйтесь к нашему каналу и получайте эксклюзивные скидки на гаджеты первыми!

Фокус на мультиплеер убил гонки в 2010-х

На самом деле, если вы посмотрите на современные гоночные игры, то заметите, что это как раз следствие этого тренда. The Crew, Forza Horizon и даже Gran Turismo сейчас заточены на онлайн. И это нормально. У них есть на это ресурсы, а механики сбалансированы вокруг мультиплеерного экспириенса. Логичный, кстати, путь для игр, где изначально есть соревновательный элемент.

Но в конце 2000-х и начале 2010-х все было не так. Игровая индустрия сходила с ума от успехов MMO RPG и начали появляться сессионные игры, а гонки надолго лишились своего шарма именно в одиночных режимах. Стандартная карьера, где ты гоняешь против ботов, казалась чем-то скучным и устаревшим. Было непонятно, в какую сторону правильно двигать игровые серии.

Игры в других жанрах тоже потянулись к мультиплееру, но все еще могли предложить крутой одиночный опыт благодаря сложным сюжетам или механикам. Но с гонками так не сделаешь, потому что это гонки – игры, где быстрые машины обгоняют друг друга. Сюжет там всегда был уместен только в виде какой-то легкой рамки и не более, а предложить революционную механику было сложно, потому что фундамент предполагал именно классический экспириенс. Возможно, жанр прошел бы этот период более гладко, если бы у него был сильный флагман. Но тут вмешалась Electronic Arts.

Падение Need For Speed сильно повлияло на жанр

С одной стороны, сейчас тяжело представить новую NFS: Underground, потому что эпоха уличного тюнинга давно прошла. Так что в какой-то мере серия была продуктом своего времени. Но! Тяжело работать в свое удовольствие, когда твой издатель – Electronic Arts. Бедных разработчиков из Black Box загоняли так, что они просто не успевали сделать игру до конца.

Новые части Need For Speed выходили почти так же регулярно, как FIFA. Та же Need For Speed: Carbon могла бы быть отличной игрой, если бы ее успели доделать, но она вышла короткой и забагованной. А дальше EA начала менять студии, ответственные за новые части Need For Speed, и серия просто деградировала, лишь изредка поставляя тайтлы неплохого качества. Но в основном получалось что-то на уровне Most Wanted 2012 года.

Занятно, что первой по-настоящему изобретательной новой частью Need For Speed за долгое время стала недавняя Unbound. Не все игроки приняли идею сочетания фотореалистичности с преувеличенными спецэффектами, но это выделяло Unbound среди других поздних NFS. Более того, у игры намного больше плюсов, чем минусов. Но сама эпоха статусных гонок закончилась очень давно, поэтому бренд Need For Speed в целом потерял свою идентичность и ценность в глазах аудитории.

Поэтому жанр оказался в ситуации, когда у него нет сильного бренда-флагмана – того, о котором бы все знали за пределами, собственно, жанра. Вы не слушаете грайм, но слышали про Skepta. Вы не смотрите стримы, но до вас долетают новости про Кая Сената. Тут можно вспомнить много примеров. Такой игрой когда-то была Need For Speed, потому что в нее играли те, кто не настолько любил тачки и гонки в принципе. Но ее место просто никто не занял.

Если попросить случайных людей назвать топовую гоночную игру, они, скорее всего, скажут про Forza Horizon – и это будет справедливая оценка. Forza очень красивая и очень комфортная, она постоянно забрасывает вас наградами, и в ней большое разнообразие. Статус у нее, конечно, не такой, как был у NFS в нулевых, но это как раз подтверждает все наши предыдущие тезисы.

Гонки не умерли, а стали нишевыми

По сути, эпоха мейнстрима закончилась в 2010 году. Вышедшая тогда Need For Speed: Hot Pursuit была успешной, но последующие релизы уже неизменно проблемными. А в 2012 году Forza Motorsport переориентируется на Forza Horizon и начинается новая эпоха, когда большие аркадные гонки есть, но их уже не воспринимают за пределами жанра.

Говорить именно о смерти неправильно, потому что в мире гонок все равно происходит немало интересных вещей. Никуда не делись симуляторы – от F1 до WRC. Никуда не делась и Gran Turismo. На инди-рынке есть множество интересных экспериментов, а гиганты вроде Forza и Mario Kart существуют и чувствуют себя хорошо. Люди все еще играют в игры, где быстрые машины пытаются друг друга обогнать.

Сравните это, например, с Pokemon – четвертой самой продаваемой игровой франшизой в истории. Всемирная покемания закончилась, но эти игры выходят и хорошо продаются, а те, кому они интересны, знают про них все. Или другой пример – RTS, стратегии в реальном времени. Когда-то это был чуть ли не главный игровой жанр в истории, а теперь таких игр выходит мало, и о них говорят только фанаты. Но разве это означает, что тайтлы от Shiro Games – плохие RTS и в жанре уже не во что играть? Конечно, нет.

Самое глупое, что можно сказать про закат жанра гонок – это то, что игры в нем перестали эволюционировать и удивлять. Простите, но потенциал для экспериментов тут всегда был довольно ограниченным, потому что ядерная механика слишком простая и ее нельзя изменить. Всегда был потолок. Но и планка, ниже которой гонки никогда не упадут, тоже была всегда.

Пока людям в целом интересны машины и езда, с жанром ничего не случится. И новое поколение геймеров, играющих по сети в The Crew Motorfest, Forza Horizon, Forza Motorsport и Gran Turismo 7 ничем не хуже тех, кто застал бумер-тайтлы в момент, когда жанр был заметнее на фоне остальных. Но если вы скучаете по давно ушедшим временам и хотите того же самого, нужно копать и узнавать. Гонки живы, но они ушли в тень.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.