
Все части «Героев Меча и Магии» от худшей к лучшей. Есть ли что-то круче «Героев 3»?
Вообще-то да.
«Герои Меча и Магии» – удивительная серия. Во-первых, она буквально затмила оригинальную Might & Magic, хотя когда-то это были культовые игры. И сейчас о том, что пошаговые стратегии – это спин-офф RPG, помнят только старики и игровые журналисты. Во-вторых, ее тяжело назвать серией, потому что мы всегда говорим об одной и той же игре, а именно о третьей части. Остальных касаются вскользь.

Успех третьих «Героев» был и пиком франшизы, и причиной ее падения, потому что все следующие части проигрывали в сравнении и из-за этого плохо продавались. Хотя плохо там было не все и не всегда. В 2025 году должна выйти Heroes of Might & Magic: Olden Era от талантливой и заряженной команды разработчиков из Unfrozen. Будет ли она качественной, не знает никто, но скриншоты выглядят привлекательно. Один из них уже над вами. А пока она не вышла, мы попробуем расставить все части «Героев» в правильном порядке, чтобы вы поиграли во что-то кроме «Героев 3».
Might & Magic: Heroes VI (2011)
Отвратительная игра во всех проявлениях. Никогда не прикасайтесь к шестым «Героям» даже руками нелюбимых двоюродных братьев. Этой игры не должно существовать. Разработчики из Black Hole убили все, что делало это франшизу великой. В игре нет комплексных механик. Только упрощение и оказуаливание классики в пользу… Никого. Никто не выиграл от этого релиза. Ни серия, ни фанаты, ни разработчик.

При этом игра на удивление уродливая. То есть, да, многие игры 2011 года сейчас кажутся уже не настолько красивыми, как в год релиза. Но нет, Heroes VI – с отрывом самая некрасивая игра в серии. Касается как графона самого по себе, так и безвкусных интерфейсных решений. Удивительно, что серия не умерла с концами после такого релиза.
Might & Magic: Heroes VII (2015)
Почему мы не будем ругать седьмую часть так же сильно? Потому что она этого не заслужила. Might & Magic: Heroes VI зубами вырывала себе статус кошмарной поделки, кто-то каждый день приходил на работу и лажал, кто-то героически зажимал бюджеты, а кто-то другой одобрял провальные решения. Разработчики седьмой части, напротив, как будто просто не старались, поэтому получилось какое-то смешное подобие игры, о которой почти нечего сказать.

Да, по форме это «Герои» с урезанными механиками. Да, графика так себе. Да, сюжет и дизайн в лучшем случае на базовом уровне. Никто не принял ни одного смелого решения при разработке Heroes VII. Видимо, в тот момент в студии Limbic Entertainment или в издательстве Ubisoft подумали: «А, так они просто не хотят ничего нового – давайте сделаем ту же игру, но чтобы она выглядела чуть по-другому». И даже тут не дожали, прикиньте? Серость, скука и полное отсутствие смысла.
Heroes of Might & Magic (1995)
Как это часто бывает, премьерное издание обычно оказывается технодемкой и пробой механик. А уже потом, когда продажи, оценки и интерес геймеров подтверждают, что схема рабочая, на скелет нанизывается настоящая игра. Так и с HoMM 1995 года. Она была интересной, амбициозной и в какой-то мере определила жанр, но только «в какой-то мере».

Никто не говорил «Ого! Теперь все пошаговые стратегии будут такими». Это случилось уже после выхода третьей части. А первая просто порадовала фанатов Might & Magic тем, что в ней удачно сочетались элементы исследования из RPG и стратегический геймплей с боями и менеджментом ресурсов. Свою работу первая часть сделала, но играть в нее дальше не нужно.
Heroes of Might & Magic II (1996)
Тут все гораздо лучше. Более того, релиз, вышедший в 1996-м, остановился в трех шагах от изобретения «Героев 3». Вторая часть не стала менять ничего в фундаменте, но построила на нем симпатичный домик. Во вторых «Героях» появились разветвленные кампании, интерфейс стал в разы понятнее, а графика приятнее. Грубо говоря, год был потрачен на полишинг той самой технодемки, о которой мы сказали выше.

При этом у игры тоже поразительно маленький культурный след, потому что это – лишь еще одна точка на пути к тому самому триквелу. В деталях HoMM II уступает сильнейшим образом, потому что визуал шероховатый, а музыка еще просто неплохая, но никак не великая. Зато здесь чувствуется, насколько хорошо разработчики нащупали правильный геймплей и насколько комфортнее им стало со своими инструментами.
Heroes of Might & Magic IV (2002)
Непопулярное мнение, но HoMM IV – очень недооцененная игра. Понятно, почему ее захейтили в год релиза. В четвертых «Героях» поменялось слишком многое: от эстетики до лора, потому что действие тут происходит в Эрафии после глобальной катастрофы, и мир сильно изменился. Но главная проблема была в том, что New World Computing не успела доделать игру до конца и ее пришлось выпускать сырой, потому что у материнской компании 3DO возникли гигантские финансовые проблемы.

Механики были несбалансированы, работало все слабо и потом долго чинилось. Но! В этой игре полно потрясающих идей. Даже то, что сам герой теперь участвует в бою полноценно как юнит, а не только кидается заклинаниями, уже очень круто. Heroes of Might & Magic IV была гораздо ближе к RPG, и это делало ее интересной. Потенциал был невероятным, но, к сожалению, аудитория не оценила релиз, что привело к краху компании New World Computing. Очень и очень жаль, но если вы любите копаться в механиках, дайте ей шанс прямо сейчас. Возможно, вас что-то удивит или обрадует.
Heroes of Might & Magic V (2006)
Пятой частью занималась российская студия Nival Interactive при поддержке 1C и «Буки», которые плотно работали с Ubisoft. И это неудивительно, учитывая влияние «Героев» (и особенно «Героев 3») на гейминг в СНГ. Поэтому когда New World Computing развалилась, серию возрождали ее фанаты.

Видно, что пятой частью занимались поклонники «Героев». Они сильно освежили графику, добавили несколько новых механик, но ориентировались на ядро оригинала. Более того, тут собраны лучшие механики из третьей и четвертой частей. То есть, Heroes of Might & Magic V не забыла уделять больше внимания самим героям. Релиз приняли тепло, но заменить третью часть новая игра все-таки не смогла. Где-то действительно не дотянула по качеству, но глобально все дело в том, что игроки уже не хотели принимать новое.
Heroes of Might & Magic III (1999)
Хорошо это или нет, но победитель был очевиден. И по масштабам влияния, и по качеству, собственно, игры. На самом деле у «Героев 3» очень мало слабых мест. Здесь потрясающая музыка, нестареющий арт, тактическая глубина, хороший баланс и множество интересных механик. А разговоры о том, за какой город играть, вообще стали частью миллениальской культуры. Более того, современные игры с похожими механиками напрямую вдохновлены именно HoMM III – например, стратегическая часть Pathfinder: Wrath of the Righteous.

Конечно, «Герои 3» вызывают и раздражение. Не сама игра, а ее популярность. В какой-то момент она превратилась для поколения во что-то на уровне «Прочтите другую книгу!» Если вам как минимум тридцатка, то вы точно знаете людей, которые признают только «Героев 3», а ведь именно из-за этого отчасти не развился успех пятой части и слишком сильно захейтили четвертую. Но это уже история. Она забывается. А «Герои 3» почему-то остаются.
Комментарии