
9 лучших сиквелов в истории видеоигр. Mass Effect 2, Half-Life 2 и одна из главных игр 2025 года
Величайшие вторые части.
У сиквелов в кино спорная репутация: мы помним множество примеров, когда вторая часть не могла дотянуться до величия оригинала. А культовые вещи вроде второго «Терминатора», превосходящего первый фильм во всем, многими воспринимаются как исключение. Но видеоигры – совсем другое дело. Здесь все наоборот, и часто великими становятся именно сиквелы.

Понять, почему так происходит, несложно. Когда первая игра становится мегауспешной, у разработчиков появляются деньги, чтобы реализовать свои лучшие идеи. И так оригинал оказывается чем-то вроде демки перед настоящей игрой. Сегодня мы вспоминаем лучшие видеоигровые сиквелы в истории. Тут много игр, которые вы знаете и любите, а еще кое-что совершенно новое.
Diablo II (2000)
Если первая Diablo была рок-концертом талантливой группы в подвале, то Diablo II – это целый фестиваль. Ад разверзся, демоны стали злее, подземелья непредсказуемей, а геймплей быстрее, разнообразнее и глубже. Теперь это не просто хождение по подземельям, а целый марафон по разным биомам – от пустынь до джунглей – с разветвленными квестами, случайными событиями и жуткой атмосферой.

Но главное – система лута и классов. Каждый новый предмет мог кардинально менять стиль игры, а про билды персонажей можно было спорить годами (и спорят до сих пор). Теперь они отличаются так радикально, что гейм+ с новым классом ощущается почти как другая игра. И не забудем про онлайн-режим, который фактически заложил основу современного хардкорного кооператива. Diablo II до сих пор считается многими эталоном своего жанра – и не просто так.
Silent Hill 2 (2001)
Куда же без него! Первая часть Silent Hill была пугающим аттракционом, но Silent Hill 2 – чистая психологическая пытка. Здесь нет простого «сбегай туда, убей монстра, открой дверь». Вместо этого игра закапывается в разум Джеймса Сандерленда и вытаскивает наружу такие кошмары, которые даже объяснить трудно. Это не просто хоррор, а история о вине, утрате и саморазрушении, рассказанная через жуткие образы и символизм.

Геймплей намеренно медленный и по-хорошему неуклюжий, из-за чего каждая встреча с монстром вносит напряжение. Все это время на фоне играет великий саундтрек Акиры Ямаоки. Пирамидоголовый стал не просто врагом, а самой известной метафорой страха в играх. В итоге Silent Hill 2 остаётся не просто шикарным сиквелом, а одной из самых глубоких и жутких игр всех времен. Ну, а еще тут эталонный финал. Круто, что благодаря прошлогоднему ремейку от Bloober Team, с Silent Hill 2 познакомилось новое поколение геймеров.
Half-Life 2 (2004)
Возможно, величайший сиквел в истории, потому что современный гейминг начался именно с Half-Life 2. До этой игры шутеры уже двигались в сторону сюжетности и кинематографичности, но на первом месте всегда была стрельба. Тут же у нас совершенно потрясающая атмосфера City-17 и одна из самых захватывающих историй о вторжении, диктатуре, поиске решения и личных взаимоотношениях персонажей.

Но самый кайф – это механика: появление гравитационной пушки перевернуло представление об интерактивности. Физика объектов, интерактивные окружения и умопомрачительные головоломки делают каждую сцену настоящим спектаклем, где на погружение работает вообще все. Half-Life 2 – отец и мать современных игр.
Mass Effect 2 (2010)
Абсолютная легенда и пиковое величие BioWare. Боевая система стала динамичнее: теперь ты не просто палишь из укрытия, а реально чувствуешь каждую пулю и каждый рывок. Персонажи тоже выросли – взять хотя бы миссию Гарруса, где он мстит за предательство своего отряда, или Тейна c эмоциональной историей сына. А выборы? Если не подготовишься к финальной миссии, половина команды может погибнуть – например, Джек сгорит в трубе, если не прокачать корабль. Так выглядит чистокровная партийная RPG, а не игра, где мы делаем выбор в диалоге и забываем о нем навсегда.

Вселенная стала живее: новые расы вроде дреллов, планеты с уникальным дизайном, да и сама «Нормандия» теперь как родной дом. Ставки в сюжете стали еще острее, но главное в Mass Effect 2 – это все-таки компаньоны и ощущение единения со своей командой. BioWare взяли все лучшее из первой части, вырезали нудятину и сделали экшен удобным, а не продолжением идей KotoR. Не просто так все с восторгами вспоминают именно Mass Effect 2.
Portal 2 (2011)
Portal 2 взял гениальную идею первой части и разогнал ее до предела. Классическая ситуация для Valve, когда первая часть всегда оказывается пробной технодемкой. Головоломки стали сложнее и круче: теперь ты не просто стреляешь порталами, а используешь отталкивающие и ускоряющие гели, чтобы пройти уровень. Например, в одной комнате нужно покрыть пол оранжевым гелем, разогнаться и прыгнуть через портал на недосягаемую платформу. Это заставляет мозг работать на полную, но не раздражает, потому что сложность идеально сбалансирована.

GLaDOS вернулась с новыми саркастическими репликами, болтливый шар Уитли тоже добавляет харизмы. Ну, и история стала гораздо глубже, хотя Portal 2 в первую очередь про геймплей. Финал с песней Want You Gone – топище. Одна из лучших игр-головоломок в истории, которую многие запомнят навсегда, чего не скажешь о хорошей, приятной, но не настолько проработанной первой части Portal.
Batman: Arkham City (2011)
После успеха Arkham Asylum, первой части, Arkham City расширяет границы Готэма, превращая его в настоящий лабиринт преступлений и тайн. Город стал огромной ареной, где каждый уголок наполнен мрачной атмосферой и шикарным набором злодеев: от Джокера до Двуликого. То, что первая игра делала хорошо, вторая сделала еще лучше и максимально расширила потенциал.

Механика боя и стелс-системы здесь доведены до совершенства: комбинации ударов и использование гаджетов и детективных навыков идеально подходят именно для Бэтмена. Все это переплетается с кинематографичным повествованием, делая каждую миссию насыщенной и по-настоящему захватывающей. Шедевр от Rocksteady! И как же больно смотреть на то, что происходит со студией сейчас.
Dead Space 2 (2011)
Dead Space 2 не просто взяла все, что делало первую часть пугающей, и умножила на два. Нет, она зарылась глубже. Айзек Кларк теперь не просто молчаливый инженер – он персонаж с голосом, эмоциями и, самое главное, огромными психическими проблемами после событий первой игры. И если раньше мы боялись ходить по «Ишимуре» из-за монстров в вентиляции, то теперь боимся еще и за психику главного героя.

Механика стала быстрее и разнообразнее: боевая система теперь более плавная, врагов больше, а сцены вроде выхода в открытый космос или падения с небоскреба претендуют на голливудскую постановку, особенно если смотреть на них глазами геймера нулевых. Однако при всей своей динамичности Dead Space 2 не забывает главное – это все еще хоррор. Ты можешь бегать и стрелять, но это не значит, что тебе станет не так страшно.
Red Dead Redemption 2 (2018)
У первой Red Dead Redemption была хорошая пресса, но никто не называл игру великим американским романом. Все просто говорили про GTA на Диком Западе. Зато в сиквеле Rockstar создали мир, где даже поездка на лошади может обернуться встречей с медведем, философской беседой у костра или перестрелкой с психопатом. Это не просто история Артура Моргана, Датча ван дер Линде и так далее, а целая симуляция Дикого Запада с его законами, грязью и романтикой.

Геймплей – отдельный разговор: стрельба чувствуется, перестрелки брутальны, а физика и анимации настолько детальны, что кажется, будто ты смотришь живой фильм. Добавим сюда один из лучших сюжетов в истории видеоигр – с трагедией, предательствами и чувством обреченности – и получим сиквел, который не просто дополняет первую часть, а делает на ее основе что-то великое. Red Dead Redemption – грунт, а Red Dead Redemption 2 – выросший на нем цветущий сад.
Kingdom Come: Deliverance II (2025)
Что, слишком рано? Нам так не кажется. Первая Kingdom Come: Deliverance заработала репутацию идеальной игры для придир. Детально воссозданная Богемия XV века, нужно мыться, ветки сбивают с лошадей и так далее. Но она была очень сложной, и в ней нужно было слишком много ковыряться. Вторая часть оказалась гораздо более дружелюбной к новичкам, но дело не только в этом. Теперь это блокбастер с очень динамичным и потрясающе написанным сюжетом.

Не просто так Kingdom Come: Deliverance II стала первым GOTY-кандидатом в 2025 году. Игра от независимой студии Warhorse Даниэля Вавры выглядит на уровне AA-тайтлов, а оптимизирована лучше, чем недавние релизы Bethesda, Ubisoft, EA и других титанов. В ней нереальное количество контента, топовый сюжет и есть настоящие, а не фейковые RPG-механики. Выдающийся сиквел выглядит именно так.
Комментарии