Киркоров и Басков годами спорят, кто из них лучше. Но победитель просто сжалился над проигравшим
Чемпион давно определен – и он сейчас значимее Бродского для культуры.
Самый удивительный нарратив русской поп-культуры – то, что Николая Баскова и Филиппа Киркорова воспринимают примерно на одном уровне. Бывшего тенора Большого театра и экс-мужа Аллы Пугачевой регулярно пишут через запятую как символов отечественного шоу-бизнеса – ну кто там опять поет в «Голубом огоньке», опять Басков и Киркоров?
В конце 2010-х их противостояние лучше остальных карнавализировал Александр Гудков – сначала в клипе Ibiza, в котором артисты 1967 г.р. и 1976 г.р. куражатся в стиле эмтивишных «Чудаков» и эпически погибают, а затем и в пародии на Канье Уэста и Lil Pump. Фраза «Я не касался писи козла» и костюмы гигантских дизлайков – классика гудковской комедии того времени.
Но шапито из «Вечернего Урганта» как будто уравнивало Киркорова с Басковым в статусе – вот два больших певца поколения, рожденного при брежневском застое, следят за трендами, не стремаются самоиронии и коллабят с молодыми (примерно в это время Филипп приголубил Даву, а «Золотой голос России» записывал фиты с Даней Милохиным). Шесть лет спустя ни Даву, ни Милохина никто особо не вспоминает, а оба ветерана все еще глобально в порядке.
Проблема лишь в том, что причислять Баскова и Киркорова к звездам категории А, категорически неверно. Да, возможно, работа на «Ну-ка, все вместе» и концертах Второго канала приподняла гонорар Николая, но в творческом смысле бывший оперник абсолютно всегда проигрывал классическому эстраднику.
И дело тут вовсе не в образовании или стигматизации классического пения. Филипп Киркоров элементарно выпустил больше песен, которые останутся или уже остались в истории нашей поп-музыки. «Зайка моя» и «Единственная моя», «Дива» и «Ой, мама шика дам», «Огонь и вода» и «Я за тебя умру», «Жестокая любовь» и «Немного жаль», «Роза чайная» с Машей Распутиной и «Цвет настроения синий» от Светланы Лободы – такого пухлого каталога хитов нет ни у кого в России.
Чем может ответить Николай Басков? Двумя бэнгерами («Шарманка» и «Натуральный блондин»), парой крепких дуэтов с Таисией Повалий из середины 2000-х и мем-джинглом из рекламы «Золотая чаша». Всё настолько плохо, что в топ-5 песен Баскова точно попадает тот самый проходной фит «Дико тусим» с Даней Милохиным – он точно популярнее, чем всё творчество Николая за 25 лет карьеры.
И вопрос не в том, кто из них лучше как артист или как вокалист – Киркоров элементарно успешнее Баскова, это медицинский факт. Вы можете не любить Филиппа и обожать Николая, но не признавать превосходства бывшего мужа Примадонны невероятно глупо. Банальное перечисление хитов Фила двумя абзацами выше может занять полтекста, вы и сами назовете еще с пяток других.
Филипп Киркоров прямо сейчас для русской культуры даже значимее условного Иосифа Бродского. Выйдите на улицу и спросите, сколько человек процитируют строчки песен поп-короля, а сколько – стихи Бродского. Возможно, с ним бы еще как-то в этом посоревновалась Алла Пугачева, но ее треки доходили до аудитории в другой, менее широкой медиасреде, а мемы с Филом оказывались и в демотиваторах 2000-х и в тиктоках 2020-х.
Дуэль Киркорова с Басковым существует исключительно чтобы не злить токсичного тенора. Певцы миролюбиво поделили титулы: Филипп – поп-король, Николай – император поп-сцены. Что это значит, решительно непонятно, но оба явно довольны. Басков счастлив, что ему в системе символизма русской эстрады досталось хоть какое-то звание, а Фил удовлетворен тем, что коммерчески поверженный заклятый враг признает за ним королевское величие.
Комментарии