Перейти к содержимому

Шутер Concord – главный игровой провал года. Что не так с убийцей Fortnite и Overwatch?

Зачем ее вообще сделали?

Почему проваливаются большие игры? Чаще всего проблема в том, что разработчики не учли что-то важное и не попали в аудиторию. В 2024 году у нас уже есть первый такой провал – это Concord от Firewalk Studios и Sony. Игра должна была стать конкурентом для Counter-Strike 2, Overwatch 2 и Fortnite, но дорогущий сервисный шутер уже на стадии беты оказался никому не нужен.

Интересно и то, что катастрофа произошла в гордом семействе Sony. В отличие от Microsoft, японский гигант, как правило, не ошибается с собственными релизами. А Concord должен был занять крайне важную нишу – эта игра была создана специально, чтобы зарабатывать для компании деньги на стабильной основе. Но, кажется, она не отобьет даже расходы на разработку. Разбираемся, что с ней не так!

Что это за игра?

Concord – это hero shooter от команды, часть разработчиков которой работала в Bungie над Halo. По сути, игра напоминает Overwatch, потому что мы выбираем героя и идем в PvP. А потом у нас докидываются сезоны, шапки, дэйлики и все остальное, чем богаты сервисные игры. При этом механически игра скорее похожа на Destiny. Но понятно, что Concord создавался, чтобы Sony могла конкурировать на поле сетевых сервисных шутеров с потенциально бесконечным жизненным периодом.

При этом Concord еще и попыталась встроиться в систему игр Sony, где обязательно есть какой-то сюжет и кинематографичные кат-сцены. Но как подружить это с сервисным шутером? Создатели Concord придумали странную идею: они будут выпускать для игры кат-сцены на протяжении всего ее жизненного цикла, а игроки, таким образом, должны заходить в игру не только потому, что им весело стрелять, но и потому что они прониклись лором персонажей и метасюжетом. И это странно.

Что тут странного? Во-первых, кат-сцены  – это очень дорого. Sony придется регулярно тратить бешеные деньги на то, чтобы их hero shooter был еще и кинцом. Иначе это ведь не игра Sony, правда? Во-вторых, ни одна игра в жанре еще не выстреливала за счет богатого сюжета, так что это странный эксперимент сам по себе. А идея выпускать синематики каждую неделю пока что кажется неподъемной.

Конечно, пока мы видим только бету Concord – остальная часть релизнется 23 августа. Но уже понятно, что у игры большие проблемы. Хотя бы потому, что про Concord не говорит никто. А те рецензии, что есть, не особо вдохновляют. Да, люди хвалят приятный артстайл и графику. Никто не нашел критических проблем с тем, как в Concord стреляется. Но все остальное – большая беда.

Concord не взлетит, потому что он платный

Рынок сервисных шутеров переполнен. На нем есть не только Counter-Strike 2, Overwatch 2 и Call of Duty: Warzone. Хотя даже этой тройки было бы достаточно, чтобы создать проблемы любому новичку от любой студии. Что объединяет все эти игры? Они бесплатные. На то это и сервисная игра. Вы получаете базовый контент, но платите за косметики, season pass и так далее, как бы постепенно подсаживаясь на этот экспириенс. Concord же, с другой стороны, просит за себя 40 долларов.

Это много. Во всяком случае, в жанре. Одно дело, если бы Firewalk создали игру, где вы сразу получаете весь контент за эти деньги, но нет. Concord – это именно сервисный шутан с героями, как Overwatch. И у геймеров точно появится ощущение, что их заставляют платить дважды. Но почему было принято такое странное решение?

Возможно, дело как раз в кат-сценах. Мы уже сказали, что это чуть ли не самая дорогая часть производства. И стартовый прайс позволит Sony как-то покрыть расходы на создание и поддержку Concord, пока игра не станет большим хитом, который приносит деньги сам по себе. Во всяком случае, таков был план.

И ведь не сказать, что у нас нет примеров в других жанрах. Вот FIFA/EA Sports FC – не просто спортивный симулятор, а игра-кормилец для Electronic Arts, ежегодно приносящая больше миллиарда долларов. У нее тоже есть релизная цена, хотя подавляющее большинство игроков заходит только в режим Ultimate Team и тратит дополнительный кэш на открытие паков с карточками. И ничего, берут. Но тут есть важное обстоятельство.

Дело в том, что у EA Sports нет конкурентов. Особенно сильно это стало заметно со смертью серии Pro Evolution Soccer от Konami. Потому что производить спортивные симуляторы очень сложно и дорого. Вам нужно сильное механическое ядро и огромное количество лицензий, чтобы кто-то всерьез заинтересовался игрой. Поэтому EA Sports FC купят в любом случае. Но у Concord конкуренты есть, и они не просят денег на старте.

В игре очень тяжело разобраться

Мы сказали, что с геймплеем проблем нет, но это сложный топик. То есть, стрелять в Concord вроде как очень даже приятно – и на этом сходятся все рецензенты. Но! Все остальное как-то перегружено. Например, Concord запрещает вам играть много матчей подряд за одного и того же персонажа. Сделано это, очевидно, чтобы игроки почувствовали разнообразие механик. Но ведь это глупое решение!

Весь смысл жанра hero shooter в том, что вы выбираете какого-то героя, привязываетесь к нему, начинаете себя с ним ассоциировать и в итоге играете именно за него. Конкретный герой становится вашим фирменным почерком в этой конкретной игре. Тут же у вас насильно отбирают его и заставляют играть за того, за кого вы не очень-то и хотите. В чем смысл?

При этом система Concord еще и довольная сложная с точки зрения командных бонусов. Из-за этого игрокам, опять же, приходится брать не тех героев, которых им хочется, потому что командный бонус нужнее. И это снова вступает в контрапункт с жанровой основой. Решение невозможно объяснить ничем, кроме того, что разработчики не подумали как следует. 

Concord не выжить в конкуренции с другими шутерами

Главная проблема этого рынка – вовлеченность. Представьте, что человек много играет в Overwatch, CS2, Fortnite или любую другую сервисную игру, которая существует уже много лет. В них все давно работает, а в аккаунт наверняка вложено много денег. Более того, вокруг человека уже явно сложилось микрокомьюнити из других людей, которые вместе с ним играют в ту же игру.

Тут появляется Concord и говорит: «Купи меня!» Почему геймер должен бросить свой аккаунт и поменять привычки, чтобы пересесть на неизвестный тайтл? У Concord должны быть уникальные преимущества – что-то невероятно интересное, чего нет в других играх. Только тогда человек из нашего примера, возможно, подумает над тем, что ему стоит играть в Concord, а не в Destiny. 

Так вот, у Concord нет ничего. Ни одной продающей механики. Это просто платная смесь Overwatch и Destiny с невнятными правилами выбора героев. А, ну и с кат-сценами, которые пообещали разработчики. Круто! В текущий момент ни у кого нет ни одной причины, чтобы играть в Concord. И это вряд ли изменится к релизу 23 августа.

Судя по всему, Sony на этот раз чудовищно промахнулась. По слухам, полноценный релиз Concord либо перенесут, либо сделают бесплатным. Либо и то и другое, но это все равно связано с гигантскими потерями. Потому что ценник в 40 долларов появился не с потолка – на него рассчитывали в Sony, когда думали, сколько игра должна стоить, чтобы окупиться. Но даже если Concord станет бесплатной, рынок сервисных шутеров все еще перенасыщен, а у игры нет преимуществ перед конкурентами. Вот почему это уже главный видеоигровой провал 2024 года. Такое количество ошибок на старте не допускал никто.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.