Перейти к содержимому

Фильмы о супергероях уже не нужны зрителям. Какое кино будут снимать вместо Marvel?

Теперь нас ждет поток других фильмов.

Киновселенная Marvel доминировала в кинотеатрах и домашнем прокате на протяжении десяти лет – с момента появления «Железного человека». После выхода фильма «Мстители: Финал» в 2019 году началась стагнация, но тогда казалось, что MCU удастся выкарабкаться. Однако в реальности все оказалось сложнее. Ряд провалов, таких как «Секретное вторжение», «Человек-муравей и Оса: Квантомания» и «Капитан Марвел 2», показал, что дела MCU плохи.

Что в результате? Единственным фильмом Marvel в 2024 году будет телепортированный из двух других вселенных «Дэдпул и Росомаха», а вернутся ли регулярные миллиардные сборы в будущем, непонятно. Похоже, эпоха супергероев все-таки прошла, и Голливуд будет искать новый устойчивый жанр, поставляющий хиты. Что же это будет?

Почему сдулись супергерои?

Причин, по которым кино про героев в костюмах перестало работать, довольно много, но некоторые важнее и острее остальных. На них и сосредоточимся.

Во-первых, это общая усталость зрителей от жанра. Суперы превратились в рутину и попсу, а наевшуюся аудиторию не так легко впечатлить. Первые «Мстители» были сенсацией, потому что до этого проекта никто еще не видел, как главные герои разных фильмов объединяются в рамках одной мегафраншизы. Никто не думал, что можно ждать сцены после титров. И никто не мог представить такие масштабы. Но когда каждый год выходит по 3-4 тайтла с примерно одинаковой структурой и драмой, удивляться становится сложновато.

Во-вторых, киновселенная Marvel лишилась основных звезд после выхода фильма «Мстители: Финал». Роберт Дауни-младший, Крис Эванс и Скарлетт Йоханссон покинули франшизу, а хорошей замены для них не нашлось. Новые герои Marvel зашли не так здорово, а единственный флагманский персонаж в виде Человека-паука арендуется у Sony, так что рассчитывать на него нельзя.

В-третьих, в момент, когда фильмов Marvel стало слишком много, упало и их среднее качество. Особенно в плане спецэффектов. Костюм Тони Старка в первых двух фильмах выглядел отлично, а в поздних превратился в какой-то кукольный CGI-позор. VFX-художники не успевали создавать эффекты и реагировать на правки – фильмы выходили слишком быстро.

Последняя причина – доступность. За киновселенной Marvel было легко следить, когда фильмов было не так много. Но когда вселенную расширили с помощью сериалов, ввели новых непопулярных героев и все еще старались вести одну линию, за ней стало сложно следить. Классический пример: «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия». Чтобы понять этот фильм, вам нужно посмотреть сериал «Ванда/Вижн». Далеко не лучшее решение для зрителей, которые просто хотят, чтобы их развлекали, но не готовы проводить домашнюю работу перед сеансом.

Голливуд подсел на сиквелы и ремейки

Мы и так живем в эту эпоху, но она продолжится. Ностальгия и эффект узнавания все еще продаются неплохо, а продюсеры очень не любят рисковать деньгами. Поэтому лучше зарядить новый проект по «Властелину колец», перезапустить «Гарри Поттера» в виде сериала на HBO, продолжить «Гладиатора» и «Битлджуса» – ну, вы поняли принцип.

Примеров уже вышедших проектов тоже немало. Возьмем хотя бы «Уэнсдэй» с Дженной Ортегой – невыдающийся сериал, залетевший в тренды на волне мемов и эффекта узнавания старых образов. Возрождения старых франшиз и повторение того, что мы уже видели, работают намного лучше, чем запуск чего-то оригинального. Прекрасный фильм «Каскадеры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант и очень недурной «Атлас» с Дженнифер Лопес могли стать отличной основой для новых франшиз, но они провалились, потому что зрители не хотят нового – они хотят комфорта.

Даже ремейки классики от Disney, несмотря на всю вторичность и уколы критиков, все еще способны усадить людей в кинотеатры. «Русалочка» 2023 года, правда, все равно не добрала до ожидаемых показателей, но тем не менее 500 миллионов – это все еще 500 миллионов. Чуть скорректировать бюджеты в следующий раз – и можно пробовать, пока не залетит.

При этом франшизы, которые уже работали, будут выжимать до самого конца. «Форсаж», «Миссия невыполнима» и «Гадкий я» с миньонами все еще делают кассу, поэтому голливудские продюсеры и реагируют на них с помощью мема «Давайте не будем им мешать!» Так что если вы не фанат этих тайтлов, ситуация очень грустная. Новые IP для вас будут появляться в дешевом сегменте – например, хорроров за 10-20 миллионов долларов, но никак не в мире мейнстримных блокбастеров.

Экранизации видеоигр заменят и вытеснят Marvel

Пора бы уже ответить на вопрос «Если не Marvel, то кто?», причем по возможности твердо и четко. И пока в мире есть только один жанр-кандидат, способный занять место супергероики, – и это экранизации видеоигр. Смешно, конечно, потому что еще недавно любой фильм по играм был подзаборным изгоем в дырявых ботинках, а теперь его отмыли, причесали и выпустили на сцену. Но главное, что у нас уже есть успешные примеры.

Полнометражный мультфильм по Super Mario собрал 1,3 миллиарда долларов в прокате. Сериалы по The Last of Us и Fallout – большой успех как у критиков, так и у зрителей, причем особенно Fallout. «Соник в кино» собрал три своих бюджета, а его сиквел – четыре. «Анчартед: На картах не значится» – странное кино, но точно не провал, как и «Детектив Пикачу», а аниме по Cyberpunk 2077 и Arcane так вообще выступили гиперуспешно. Есть о чем поговорить, правда?

Да, пока в этом жанре есть всего один миллиардник – «Братья Супер Марио в кино», но уже в 2025 году эта ситуация исправится, потому что мир получит два мегахита галактического масштаба. Экранизации Five Nights at Freddy’s и Minecraft пугают, потому что в них заложен совершенно страшный финансовый потенциал. Эти игры дико популярны у детей, а на Minecraft уже растет, наверное, третье поколение геймеров, и он не собирается никуда уходить. Если это не гарантированный миллиард в прокате, то кинотеатральную индустрию пора закрывать.

А вот индустрия видеоигровая продолжает расти, и с ней приходится считаться. Старперское мнение «Ой, да кому нужны фильмы по играм?» не звучит уже даже в самых консервативных кабинетах – нас туда не приглашают, но мы почему-то уверены. Поэтому экранизации видеоигр – самый вероятный кандидат на замену надоевшим супергероям. И это круто, потому что видеоигры очень разные. В отличие от продукции Marvel и DC они органически не могут быть похожи друг на друга и сняты по одной и той же формуле. Наш прогноз: еще пару лет и вы увидите десятки подтверждений, что видеоигровые адаптации – новая MCU.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.