5 хороших и 5 ужасных вещей в 5 сезоне «Очень странных дел». Первый провал кастинга и задел на мощный финал
Так он хороший или плохой?
Первая часть пятого сезона «Очень странных дел» предсказуемо стала одной из самых обсуждаемых тем конца года. Пока вышло четыре эпизода, а следующие мы ждем аж 25 декабря. И раз уж у нас наметился перерыв, можно спокойно оценить вышедшие серии. Каким получается новый сезон? В нем больше хорошего или плохого? Это грандиозный камбэк или провал?

Вопросов много. Мы постараемся не просто ответить на них, но и рассказать вам о главных победах и поражениях «Очень странных дел» на этом этапе. Осторожно, в тексте определенно будут присутствовать некоторые спойлеры, хоть мы и не коснемся главных сюжетных поворотов.
Хорошо: Радио Робин – идеальный старт повествования
С финала четвертого сезона прошло довольно много времени как в самом сериале, так и в реальном мире. Братьям Дафферам было важно как-то объяснить новый статус-кво в пятом сезоне. Они нашли прекрасный способ. Пиратская радиостанция с Робин в роли ведущей – идеальный вход в сериал, который и напоминает нам о событиях прошлого, и рассказывает об изменениях, не вырывая из сюжета.

Было бы гораздо хуже, если бы персонажи начали играть в Солид Снейка и переспрашивать друг у друга очевидные вещи, чтобы поделиться экспозицией. Тут же получилось гладко, а еще Дафферы нашли хорошее место для Робин – героини, которая была крутой в третьем сезоне, а в четвертом как будто просто болталась рядом, не имея по-настоящему важной функции. Шикарная находка.
Плохо: Графика с омоложением чудовищна
Первая серия начинается с флэшбека, где мы видим, что происходило с Уиллом Байерсом в Изнанке в первом сезоне. И, честно говоря, тут графоний сильно подвел «Очень странные дела». Раньше важной частью сериала было то, что он полагался на практические эффекты, как и фильмы 1980-х, к которым отсылают Дафферы. Но тут мы видим цифровое омоложение Уилла, и оно сделано так, что героя едва ли можно узнать.

Вопрос: почему нельзя было найти похожего ребенка? Куча проектов решало подобные проблемы именно так, и получалось неплохо. В фильме «Чужой: Ромул» андроид той же модели, что и Эш из «Чужого», выглядел более-менее органично. А тут «Очень странные дела» с бюджетами Netflix так проваливают драгоценные первые минуты. Дальше в сериале еще будут моменты с плохой графикой, но этот – худший в истории тайтла. Обидно.
Хорошо: Дастин – лучший персонаж «Очень странных дел»
Он всегда был в полном порядке, но казалось, что Дастин Хендерсон – просто очень удачный характерный персонаж. Гик с необычной внешностью и бесконечной силой воли. Тут же Дастин, травмированный смертью Эдди и отношением к нему, резко меняется и превращается в подростковую версию Джона Константина. Он мрачный, циничный и готовый высказывать все в лицо даже в ситуации, когда ему за это явно достанется.

Теперь Дастин – новый Эдди. Это прекрасное решение, потому что такой последовательной, но радикальной трансформации не было ни у кого из героев «Очень странных дел». У него самая интересная линия, у него рушатся отношения со всеми, включая напарника Стива. За Дастином интересно наблюдать, и его судьбу по четырем эпизодам довольно трудно предсказать. Явная удача.
Плохо: Холли – первый провал кастинга в сериале
Все всегда отмечали, что в «Очень странных делах» шикарный кастинг. Актеры действительно выглядят как герои из фильмов 1980-х. Ну вот как они нашли Наталью Дайер с ее удивительно фактурной внешностью? Как нашли Гейтена Матараццо и Ноа Шнаппа? Конечно, кастинг-директор сериала Кармен Кьюба стала звездой профессии. Однако в пятом сезоне случился первый сокрушительный промах. Это Холли – младшая сестра Майка и Нэнси.

В прошлых сезонах Холли играли близняшки Эннистон и Тинсли Прайс, а теперь это актриса Нелл Фишер. Ради нее Дафферы даже сделали реткон, и Холли стала старше, чем она должна быть. Но это кошмар. Нелл Фишер, возможно, круто бы смотрелась в другом проекте, но тут она выглядит так, будто девочка с мейком и внешностью, характерной для 2025 года, попала в 1980-е и чувствует себя там максимально чужеродно.
Причем в пятом сезоне нам показывают множество детей ее возрастной группы. Все они подобраны здорово, и многие молодые актрисы на фоне сыграли бы Холли Уилер органичнее, чем Нелл Фишер. Иногда на сцены с ней просто больно смотреть, потому что это очевидный мискаст и странная ситуация. Ну, знаете, героиня просто стала на пять лет старше за год – случается, бывает. Можем подозревать что угодно: от банальной плохой ставки до непотизма.
Хорошо: Дерек – гениальная находка
К счастью, нюх Кармен Кьюба потеряла не насовсем, потому что Дерек Тернбоу – это великий персонаж. Создатели «Очень странных дел» как будто соединили в одном герое черты Денниса Недри из «Парка Юрского периода», Эрика Картмана из «Южного парка» и цыпленка Цыпы из одноименного мульта. Тут мы одновременно и узнаем стиль «Очень странных дел», и знакомимся с новым интересным героем.

Дерек уже становится мемом в соцсетях, так что это успешная находка. Интересно только то, успел ли он сыграть свою роль в сюжете или Дафферы припасли мощные линии с ним на конец сезона. Но даже если перед нами просто характерный персонаж на минутку, это уже здорово. Приятно, что промах с Холли Уилер контрится хоть чем-то.
Плохо: Военные в сериале – какая-то шутка
Когда Дерек издевается над военными за то, что они не могут защитить ничего, он абсолютно прав. Нет ничего плохого в том, когда в развлекательном приключенческом кино или сериале делаются допущения, без которых не сработали бы те или иные сюжетные триггеры. Но! Пятый сезон «Очень странных дел» способен взбесить не только заклепочников, но и рядовых зрителей.

Мы должны поверить, что герои делают рейды в Изнанку уже много-много раз – и все под носом у военных. Окей, без проблем! Но только если вы попадаете туда не тем способом, который мы видели в начале. Потому что это ситуация, которая может сработать один или два раза, но точно не больше. Даже стражники из Skyrim посмеялись бы над компетентностью местных вояк.
Хорошо: Уилл стал самостоятельным
Бедолага Уилл. Он был главным сюжетным элементом в первом сезоне, но мы его почти не видели. Дальше следовал второй сезон, где Уилла больше, он важнее и с ним происходят многие ключевые сцены. Но в третьем и четвертом сезонах Байерс страдает где-то на фоне, практически ни на что не влияя напрямую. Было непонятно, зачем он нужен. Чтобы время от времени трогать себя за шею и говорить: «Кажется, Векна рядом»? Ну круто!

Но в пятом сезоне Уилла наградили агентностью. Теперь он может и хочет действовать самостоятельно, спорит со своей матерью и предлагает собственные решения. А то, что происходит с ним в четвертом эпизоде, и вовсе жесткий переворот игры, меняющий функцию персонажа навсегда. Да, это тот случай, когда мы сознательно избегаем спойлеров.
Плохо: Доктор Кей
Дафферы затащили в «Очень странные дела» саму Линду Хэмилтон, ставшую легендой из-за роли Сары Коннор в «Терминаторе», и это очень круто. Но ее роль не вызывает положительных эмоций. Во всяком случае, пока что. У нас уже был доктор Бреннер – злой, циничный и работающий над военными экспериментами. Доктор Кей отличается от него двумя вещами. Во-первых, она тетенька. Во-вторых, ее база располагается прямо в Изнанке.

Полное ощущение, что все это мы уже где-то видели. Нам реально нужно было вводить нового антагониста среди военных? А если и да, то был необходим другой типаж. Но доктор Кей в первой половине сериала разочаровывает и даже раздражает. Учитывая то, что происходит в четвертом эпизоде – там, кстати, шикарный экшен в конце – непонятно, что с ней делать дальше.
Хорошо: Предсказывать смерти стало сложнее
Вот на этой стадии стало сложно угадать, кто из героев «Очень странных дел» не переживет финальный сезон. Дафферы обещали самую жесткую смерть в истории сериала – возможно, даже не одну. И если, опираясь на четвертый сезон, еще можно было выделить фаворитов и аутсайдеров, то после четвертого эпизода пятого сезона идей стало меньше. Определенно повысились шансы на смерть у Уилла, Джонатана, Дастина, Джойс и Робин. Но они не могут умереть всей компанией.

В относительной безопасности разве что Холли и Эрика, потому что никто не даст сценаристам поступать так с детьми. А у остальных расклады сейчас очень странные. Особенно после того, что случилось и не случилось с Карен и Тедом Уилерами. То есть, почти все в опасности – и это здорово. Интрига сохраняется, смотреть дальше интересно, и можно строить безумное количество теорий. А это главное.
Плохо: Дафферы берегут персонажей
Окей, мы понимаем, что первые четыре эпизода – скорее сетап, а опанчлайниваться сериал будет уже позднее. Но здесь не умерли даже те, кто должен был. Например, Карен и Тед Уилеры, родители Нэнси, Майка и Холли. Почему выжила Карен, мы понимаем: она заслужила этот момент своей материнской яростью и пригодилась потом. А вот бессмысленный мистер Уилер остался бессмысленным до конца. Хотя казалось, что у него может случиться внезапный искупительный эпизод.

Наши ожидания – наши проблемы. С этой мудростью известного философа трудно спорить. Но все-таки хотелось бы, чтобы события имели какой-то вес. Тут же нас постоянно дразнят тем, что вот-вот умрет Хоппер, Уилл, Дастин или миссис Уилер, но этого просто не происходит. И эти замахи без удара не идут сериалу на пользу, потому что события начинают восприниматься как безопасные для героев как минимум до середины сериала, а, может быть, и до последних эпизодов.
Комментарии