Перейти к содержимому

8 сериалов с отрицательными героями, которых зря любили зрители. От «Острых козырьков» до The Last of Us

Вы бы не хотели встретить этих людей в темном переулке.

Зло бывает притягательным – глупо это отрицать. Если бы это было не так, мы бы не восхищались хорошо прописанными или невероятно сыгранными злодеями: от Дарта Вейдера и Магнето до Антона Чигура из «Старикам тут не место». Но наблюдая за ними, мы каждую минуту осознаем, что видим перед собой злодея. Мы не становимся на его сторону. Кроме произведений, где это либо не так очевидно, либо зрители что-то не так понимают.

Классический пример – «Американский психопат». Патрик Бейтман – сатира на яппи 1980-х, общество потребления и то, что сейчас называют токсичной маскулинностью. Его абсурдные монологи о музыке, маниакальная зацикленность на статусных вещах и гротескная жестокость подчеркивают пустоту и абсурдность его мира. Многие всерьез считают, что этот персонаж – крутой. Но вы бы не хотели остаться с ним один на один. Сегодня мы поговорим о таких же персонажах, но из сериального мира.

Тони Сопрано – «Клан Сопрано»

Классика, да? Многие смотрели «Клан Сопрано» и искренне болели за Тони. Он действительно пытается стать, например, хорошим отцом, будучи сломанным человеком. А учитывая, что «Клан Сопрано» – сериал о психотерапии, а мы копаемся в голове Тони вместе с доктором Мелфи, им легко проникнуться. Тем более когда видишь невероятную харизму Джеймса Гандольфини. Тони мог убивать лично, мог отдавать ужасные приказы или вести себя отвратительно, но аудитория все никак не могла отказаться от чувства привязанности к нему.

В рунете есть отличный ролик про «Клан Сопрано», автор которого указывает на тот самый момент, когда мы наконец-то перестаем прощать Тони. Это не очередное убийство, а комментарий за столом в адрес пропавшего сына его сестры Дженис. У Тони не было никаких причин давать этот комментарий, но его раздражало то, что Дженис счастлива. Аудитория начала отворачиваться от Сопрано только в этот момент, что, кстати, показывает, как удивительно работает человеческая психология.

Уолтер Уайт – «Во все тяжкие»

Еще один вечный пример. В начале сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт – обычный неудачник, которому мы сопереживаем. Он начинает варить мет, чтобы оставить деньги своей семье. Странный способ решить проблему, но стремление более чем благородное. Но многие зрители почему-то не считали, что «Во все тяжкие» – это история превращения простачка Уолтера в абсолютное зло. В завистливого, гордого, опасного и безжалостного Гайзенберга, способного на любое предательство.

Telegram Channel Avatar
Выгодные Xiaomi Дешевые iPhone Аксессуары за копейки

Лучший телеграм-канал со скидками на гаджеты

Присоединяйтесь к нашему каналу и получайте эксклюзивные скидки на гаджеты первыми!

Учитывая, что большинство сериалов в те годы еще сохраняло статус-кво (то есть, персонажи не менялись со временем), люди по привычке болели за Уолтера, что бы он там ни сделал. Казалось, что он жертва. Главным маркером этого явления стала ненависть публики к Скайлер Уайт. Жену Уолта презирали за то, что она не ценит то, на что он идет ради семьи. Хотя Скайлер вышла замуж за одного человека, а вырос перед ней кто-то совсем другой. В этом плане у нее общая проблема с Кармеллой Сопрано, которую тоже массово ненавидела аудитория.

Томас Шелби – «Острые козырьки»

Опять же, сложно не проникнуться харизмой Томми в исполнении Киллиана Мерфи. Актер чрезвычайно хорошо отыграл хладнокровного лидера ирландской мафиозной семьи, который только иногда оттаивал и заземлялся. Томас Шелби из «Острых козырьков» стал для публики в каком-то смысле синонимом крутости, но мало кто воспринимал его как антигероя, а то и злодея.

Его ПТСР, верность семье и ум гениального тактика заставляли публику считать Томми мафиозным супегероем, но это не совсем хороший ракурс. Шелби часто заходил слишком далеко с точки зрения морали и не всегда делал то, что он делал, на благо своей семьи. Более того, время от времени он подвергал семью опасности. Но все равно сохранял репутацию крутого парня и идеального кандидата для аватарки 14-летнего неуверенного парня в середине 2010-х.

Декстер Морган – «Декстер»

Радикальный пример, особенно с учетом внезапной волны популярности «Декстера» у зумеров, из-за которой продюсеры запустили целых два новых сериала про маньяка с моральным кодексом. Да, Декстер Морган убивал плохих людей. Но разве это повод относиться к нему так, как относились фанаты «Декстера»? Сейчас мы не о говорим о первых двух сезонах, где все было очень даже неплохо. Декс балансировал на грани, и казалось, что он вот-вот свалится на сторону своего Темного Попутчика.

Но в следующих сезонах, когда оказалось, что в Майами, видимо, тысячи маньяков, Декстер уже подавался чуть ли не как супергерой. Да, он убивает людей и получает от этого удовольствие, но так ли это важно? Это – очень странная логика, и непонятно, почему сценаристы Showtime в какой-то момент начали подавать историю Декстера именно таким образом.

Джо Голдберг – «Ты»

Джо из «Ты» – практически брат Декстера по несчастью. Но Джо никогда не планировал никого убивать, вы что! Он все делал из-за любви! Каждый раз. И еще раз. И еще. Да, «Ты» начинался как сериал про очень крипового сталкера, который сходил с ума и физически устранял тех, кто мешает объекту его одержимости. Сюжет «Ты» подавался непосредственно с позиции Джо, из-за чего все было вдвойне жутко.

Но в то же время Джо – еще и персонаж, которого очень сильно романтизирует аудитория. Потому что он – раб любви, а в этом есть какая-то притягательность. Хотя с точки зрения человеческих качеств и жути Джо Голдберг, наверное, самый страшный представитель нашего списка. Все остальные, увидев то, что он делал из-за любви, гарантировано бы ужаснулись. Возможно, тут у нас проблема «Декстера» еще и в том смысле, что сценаристы слишком привязались к своему персонажу и все время откладывали наказание. Поэтому финал «Ты» – одно из самых больших сериальных разочарований 2025 года.

Кендалл Рой – «Наследники»

В «Наследниках» нет положительных персонажей. Во всяком случае, их точно нет в семье Роев. Бездарные мажоры, испорченные богатством, ведут борьбу за власть, а точнее, за внимание и наследство своего отца-деспота Логана Роя. Но некоторым из них публика сочувствовала сильнее, чем другим. Например, Кендаллу, который так умело прикидывался жертвой, что от этого становилось тошно.

Наверное, дело в том, что Кендалл чаще других Роев находился в уязвимом положении. У него проблемы с зависимостью, и он хотя бы пытался вырваться на свободу и пойти против отца. Но значит ли это, что Кендалл – хороший человек, за которого следует болеть? Нет. Он безответственный, самовлюбленный и упивающийся любой властью, до которой может дорваться. И все же блестящая игра Джереми Стронга заставила некоторых зрителей поверить, что путь Кендалла – это путь исправления.

Шивон Рой – «Наследники»

С Шив немного другая, но очень похожая ситуация. Как правило, за нее болели потому, что она сильная женщина в мужском мире, где ее постоянно пытаются отодвинуть в сторону. Но Шивон не сдается и ведет свою игру, а ее лишь кидают и кидают. Как тут не сопереживать, правда? Но на самом деле все не так. 

Шивон – лучшая ученица своего отца по части манипуляций. Она готова предать своих братьев в любой момент, а еще растоптать чувства своего мужа Тома или воспользоваться им, если это будет выгодно. Болеть за Шив ничем не лучше, чем болеть за Романа, Кендалла или даже за Конора. 

Джоэл Миллер – «Одни из нас»

Это сложный пациент, потому что проблема Джоэла началась не в сериале «Одни из нас», а в игре The Last of Us. Там игроки привязывались к Джоэлу, потому что проживали историю вместе с ним и буквально управляли им. Пытки, убийства и все остальное, что делал Джоэл, геймеры оправдывали его травмой и благородной целью защиты Элли. В какой-то момент можно было надеяться на то, что проекция любви к потерянной дочери приведет этого несчастного персонажа к свету. Отсюда и бесконечный спор о том, прав ли Джоэл в финале.

Но! Сложность и тонкость сюжета The Last of Us в том, что Джоэл никогда не был хорошим парнем, даже несмотря на то, что иногда он пытается совершать хорошие поступки. Вы бы не хотели оказаться с Джоэлом один на один, если ему от вас что-то нужно. А когда Джоэл принимал финальное решение, он думал не об Элли, а о себе. Результат – невинные жертвы и множество сломанных жизней, включая саму Элли. Да, Джоэл – не одномерный злодей, а сложный персонаж. Но поддерживать каждый его выбор – это уже чересчур. В сериале это усугубляется тем, что Джоэла играет всеобщий любимец Педро Паскаль. Вот уж действительно идеальная кандидатура!

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.