
5 главных игр в карьере Хидео Кодзимы. От Metal Gear до Death Stranding
Death Stranding 2: On the Beach наверняка пополнит список.
Сейчас лучшее время, чтобы поговорить о Хидео Кодзиме, потому что уже в конце июня он выпустит Death Stranding 2 – одну из самых ожидаемых игр 2025 года, особенно после переноса GTA VI. Как обычно, никто ничего не понимает, и все ждут самых странных эзотерических сюрпризов. Потому что это Кодзима, а ему позволено то, что не позволено никому. По сути, Хидео-сан прямо сейчас оказался единственным в мире геймдизайнером, который может делать любую непробиваемую авторскую жесть под видом AAA-игры. И никто ему ничего не скажет.

Но как Кодзима пришел в эту точку? Вместо того, чтобы рассказывать о его биографии и творческой философии, мы решили поговорить о главном, а именно об играх. Мы собрали пять важнейших тайтлов в карьере Хидео, благодаря которым появился и мем про гения, и объективно топовый и не имеющий аналогов статус в индустрии. Тем более Death Stranding 2: On the Beach, судя по всему, планирует переплюнуть все эти проекты по масштабу.
Metal Gear (1987)
Вы могли что-то слышать о ней, но вряд ли играли в первую Metal Gear. Она вышла на MSX2, а потом была портирована на NES. Мы играем за Снейка, который должен проникнуть на ядерную базу, чтобы не дать развязать Третью мировую войну. И тут Кодзима в общем-то изобрел стелс, потому что мы должны придумать способ не стрелять в каждого охранника, которого видим. Вместо этого нужно думать, учить паттерны и скрываться в тени.

Для игр тех лет это было что-то невообразимое, потому что геймплей всегда представлял собой раш вперед, где мы, конечно, учим паттерны и думаем, но только чтобы уклоняться и решать головоломки с платформами. А тут такая серьезная Metal Gear, где нужно избегать противников, а еще есть сюжетный поворот с двойным агентом в конце. Скажем так, у молодого Кодзимы уже прослеживался почерк.
Metal Gear Solid (1998)
Metal Gear Solid в полноценном 3D прославил Хидео Кодзиму по всему миру. Мы опять играем за Снейка (теперь за Солид Снейка) и опять пытаемся сделать так, чтобы никто не применил ядерное оружие. Но вместо классического поиска карточек-ключей тут происходит целое интерактивное кино с диалогами, кат-сценами и философскими концепциями. Круто!

Первая часть MGS задается вопросами о природе войны, героизма и начальства, рассказывает о генетических манипуляциях и кое-где аккуратно ломает четвертую стену. Metal Gear Solid была сильно впереди видеоигровых трендов своего времени. До этого герои просто никогда и нигде не говорили абзацами текста. Особенно в играх, где так много экшена.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)
Многие считают триквел лучшей частью Metal Gear Solid. А те, кто еще так не думает, смогут убедиться в этом уже скоро, когда выйдет ремейк Metal Gear Solid 3: Snake Eater. В разгар Холодной войны Нейкед Снейк (будущий Биг Босс) занимается своими делами в джунглях, встречает советских спецназовцев и открывает большой разговор на тему отцов и детей.

Геймплейные механики тоже спрогрессировали. В третьей MGS были крутые анимации убийства и много способов взаимодействия с интерактивным окружением. Очень передовая игра. Но еще она не просто продолжала формулу Metal Gear Solid, а деконструировала ее и даже моментами издевалась. Кодзима вовсю осваивал мета-повествование и постмодернистские нарративы. А еще Snake Eater погружает нас в историю и на уровне повествования, и на уровне иммерсивного геймплея. В тот момент Хидео уже доказал, что ему позволительны любые авторские эксперименты.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)
Последняя часть Metal Gear Solid, в разгар разработки которой Кодзима поругался с Konami и покинул компанию, чтобы создать собственную студию. Титры, где имя Хидео Кодзимы появляется бесконечное количество раз, он оставил как будто в виде издевки. Это была основа для мема о том, что Кодзима – гений. В основе Metal Gear Solid V лежит история Веном Снейка, просыпающегося после комы в Афганистане 1984 года. В наличии темы биотехнологий, конфликты корпораций и традиционные игры двойных и тройных агентов. Короче, сценарное безумие Кодзимы на максимуме.

Помимо этого, в пятой части Хидео дал нам открытые пространства. Каждая миссия – огромная песочница с множеством способов решения проблемы. В тот момент он сильно горел идеями интерактивной свободы и в Metal Gear Solid V смог найти ресурсы на ее реализацию. У игры безумная тактическая глубина, с которой интересно разбираться даже в том случае, если ваша голова идет кругом от странно написанных диалогов и сорокового предательства за время прохождения. Но всех интересовал один вопрос: а что дальше?
Death Stranding (2019)
Первая полностью независимая игра Хидео Кодзимы без креативного контроля со стороны Konami. Так-то издатель не то, чтобы много вмешивался, но здесь Кодзима мог творить все, что угодно. И Death Stranding – это как раз все, что угодно. Хидео создал один из самых безумных постапокалиптических миров в истории, сильно развил концепцию хиральности (дуализм был и в Metal Gear Solid, но тут все гораздо жестче) и дал игрокам почти полную иммерсивную свободу.

Да, Death Stranding все еще игра Кодзимы, а значит диалоги будут невыносимыми, а персонажи будут проговаривать одну и ту же информацию множество раз. Но при этом логистическая свобода в Death Stranding беспрецедентна, а ее сюжет настолько эзотерический и непробиваемый, что создает уникальный опыт. Даже если вы не разобрались в этой интерактивной криптограмме, за героями Death Stranding очень интересно наблюдать. А еще Хидео круто уловил время, потому что игра про курьера и разъединение вышла в разгар ковида. Это казалось какой-то магией.

Теперь мы ждем продолжения того же самого в Death Stranding 2. Никто не знает точно, какой она будет, но в одном уверены все – она не будет похожа на игры других студий и разработчиков. И в этом весь Кодзима. Он – слабый сценарист, особенно по части названий и диалогов, но великий визионер. Индустрия дала ему возможность работать так, как ему нравится. Нам же остается ждать очередного результата его работы.
Комментарии