Перейти к содержимому

7 недооцененных сюжетных поворотов в кино. От лучшего Шьямалана до «Бегущего по лезвию 2049»

Гослинг тоже удивился.

Сюжетные повороты в кино всегда были обоюдоострым оружием. С одной стороны, неожиданный поворот может быть хорошим приемом и сильно взбодрить аудиторию. С другой – когда весь фильм стоит на каком-то внезапном откровении, это не очень хорошо. Если вы догадались, что Брюс Уиллис – призрак, на 20-й минуте «Шестого чувства», то остальной фильм уже как-то не смотрится. Не ругайте за спойлер: лента вышла 26 лет назад.

О некоторых сюжетных твистах говорили очень много. Самый мейнстримный пример – смерть Гаморы в «Мстителях: Война бесконечности». Но таких много. А есть и очень интересные решения, о которых говорят сильно меньше, хотя они явно заслуживают этого. Сегодня мы вспоминаем самые недооцененные твисты. Естественно, со спойлерами.

Мгла (2007) – Томас зря принес всех в жертву

Один из самых мрачных сюжетных поворотов в истории. Но тем ценнее «Мгла». В этой экранизации Стивена Кинга группа персонажей пытается спастись от мистического тумана, где обитают какие-то страшные твари. В последней сцене оказывается, что никакого спасения не будет. Тогда Томас убивает всю группу, включая своего сына, чтобы их не постигла участь страшнее. Вот только есть один внезапный нюанс.

Акт избавления от мук в глазах Томаса на самом деле не имел никакого смысла, потому что он сделал это за несколько минут до прибытия военных и момента, когда мгла наконец рассеялась. Естественно, он не мог знать об этом заранее, но в финале пришел в ужас, потому что убил всех, кто ему дорог, как будто в качестве ритуальной жертвы. Мрачнейший финал с кучей трактовок, самая банальная из которых заключается в том, что не стоит терять надежду. Но кто сейчас помнит этот момент из «Мглы», правда?

Враг (2013) – Жена Джилленхола стала пауком

Да, этот финальный кадр с пауком удивил многих. Если кто не помнит, «Враг» – это сюрреалистический триллер Дени Вильнева, в котором герой Джейка Джилленхола обнаруживает, что у него есть двойник и пытается его разыскать, постепенно сходя с ума. Но в самом конце, уже разобравшись с Энтони (двойником), Адам обнаруживает, что его жена превратилась в гигантского паука. И вместо того, чтобы закричать или ужаснуться, вздыхает, как будто он этого ожидал.

Наверное, многие не говорят об этом повороте, потому что просто его не поняли. Суть «Врага» в том, что Адам и Энтони – один человек (привет, «Субстанция»), а фильм никогда не был историей про доппельгангера. На самом деле он рассказывал о страхе ответственности и о том, как главный герой бежит от своих отношений, отцовства и прочего, пытаясь угнаться за своей более уверенной версией. Образ паука настолько неожиданный и фантасмагорический, что зрителю сложно воспринять его сразу, но в этом и величие «Врага».

Визит (2015) – «Это не ваши бабушка и дедушка!»

М. Найт Шьямалан построил всю свою карьеру на безумных сюжетных твистах. Брюс Уиллис все это время был призраком – что?! Пришельцы боятся воды – аааа?! «Сплит» – тайный сиквел «Неуязвимого», прикиньте?! Но не все его решения оптимальны. То есть, тот факт, что тост всегда падает джемом вниз, если рядом дьявол – это просто какая-то чушь. И все-таки «Визит» был лучшим фильмом позднего Шьямалана, который прекрасно работал как триллер.

Мы не понимаем, почему бабушка и дедушка главных героев такие странные, но уже боимся их, потому что видели несколько пугающих сцен. Мы понимаем, что герои беззащитны, потому что они дети, запертые в доме с психами. Но мы не осознаем главного. Когда мать Тайлера и Ребекки сообщает им: «Это не ваши бабушка и дедушка!», все становится на свои места, а ставки и напряжение взлетают в воздух. Этот сюжетный поворот окупает весь экспириенс. Тут Шьямалан справился шикарно.

Прибытие (2016) – Флэшбеки были флэшфорвардами

Снова Дени Вильнев в эфире, а с ним и потрясающий фильм «Прибытие», после которого Дени стал главным сай-фай режиссером и получил доступ к нескольким топовым франшизам, включая «Дюну». Кстати, это не последнее появление Вильнева в нашем списке. Так вот, история о разгадывании языков пришельцев в «Прибытии» – это «Интерстеллар» здорового человека. Настоящие петли и запутанность времени должны работать (а главное, рассказываться) так, а не с помощью книжек в шкафу.

Крутость сюжетного поворота в том, что героиня Эми Адамс, изучив язык инопланетян, начала воспринимать время нелинейно. И ее воспоминания о смерти дочери на самом деле были видениями из будущего. Зная, что ее дочь умрет молодой, героиня все равно решает завести ее, потому что уже прожила этот опыт. Так фильм о первом контакте стал еще и эмоциональной историей о судьбе и свободе воли.

Бегущий по лезвию 2049 (2017) – Гослинг не избранный

Мы привыкли к тому, что главные герои – самые особенные мальчики и девочки на свете. О них были все пророчества, а когда они идут за хлебом и сосисками в магазин, прохожие падают на колени и кричат: «Лисан аль-Гаиб! Лисан аль-Гаиб!» И когда мы начали смотреть «Бегущего по лезвию 2049», ожидания были такими же. Офицер Кей узнает о живорожденном репликанте и начинает подозревать, что это может быть он.

Герой Гослинга не мог быть дальше от правды. Особенным ребенком, который спасет всех репликантов и изменит мир, все это время был кто-то другой. А он – просто маленький винтик в механизме гораздо более масштабной истории. Это делает повествование более камерным и, наверное, человечным, а историю «Бегущего по лезвию 2049» не похожей на другие. Момент, когда мы узнаем правду, достоин сильно больших восторгов чем те, что фильм в итоге получил.

Не время умирать (2021) – Они все-таки это сделали

Джеймса Бонда играло множество актеров, но никогда у нас не было такого перехода, как в случае с Дэниелом Крэйгом и тем, кто будет играть Агента 007 после него. Они действительно убили Джеймса Бонда. Странно об этом думать, но такого не происходило никогда, поэтому многие не ожидали этого решения.

Мы-то думали, что смотрим очередной фильм про Джеймса Бонда, где он каким-то образом обманывает смерть в самом конце. Но нет, Бонд жертвует собой, убеждаясь, что с его дамой и дочерью все будет в порядке. Эмоциональный финал саги с Крэйгом, где ставки казались как обычно низкими, но по итогу смогли обеспечить персонажу красивое и серьезное прощание.

Варвар (2022) – Ужас не там, где мы думаем

Фильм «Варвар» – один из тех пост-хорроров, к которым вы не можете относиться ровно. Вы либо зафанатеете от него, либо возненавидите. Но стоит отдать должное сценаристам за то, как ловко они нас обманули. Героиня (Джорджина Кэмпбелл) вселяется в дом по Airbnb и обнаруживает, что там уже живет странный парень (Билл Скарсгард). В этот момент нам кажется, что он, возможно, опасен, и мы все еще думаем, что это один из хорроров о жутких соседях. И тут фильм полностью меняется.

Сыгранного Скарсгардом персонажа вдруг убивают практически на ровном месте, потому что оказывается, что под домом происходит кое-что более ужасное. И тут мы переносимся в будущее и видим уже совсем другого персонажа (Джастин Лонг), который тоже заселяется в дом. А еще узнаем историю его первого владельца и понимаем, что тут на самом деле происходит. Слои ложатся один на другой, и каждый раз все оказывается не так, как мы думаем. В этом магия «Варвара».

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.