За что ненавидят Зака Снайдера? От пафоса до режиссерских версий
В прошлом году порадовались и фанаты, и хейтеры.
Если говорить о режиссерах, которых вы либо любите, либо ненавидите, то первым в голову, конечно, приходит Кристофер Нолан. Но стоит ему отойти хотя бы на сантиметр, и мы увидим лицо Зака Снайдера за его спиной. Самый пафосный режиссер Голливуда – настоящая икона для хейтеров. И пока фанаты носятся с его режиссерскими версиями от «Хранителей» до Снайдерката «Лиги Справедливости», любая новость про Зака обречена на бомбардировку негативными комментариями.
Но за что так презирают старину Снайдера? И в какой момент это началось? Как будто во времена «300 спартанцев» Зак был на коне, «Хранители» провалились в прокате, но зритель их полюбил, а «Запрещенный прием» распяли уже постфактум. Давайте посмотрим на мир глазами хейтера Зака Снайдера, чтобы выяснить, есть ли у критиков режиссера здравые аргументы или же они просто не понимают, чем хорош Снайдер.
Эпик и визуал у Снайдера важнее содержания
Любой человек – примат, но Зак Снайдер – примат формы над содержанием. Так думают те, кому не заходит стиль режиссера. В какой-то мере хейтеры ставят Зака в один ряд с Майклом Бэем, которому всегда круто удавался экшен, а диалоговая и смысловая части отходили на второй план. Эта позиция имеет право на жизнь, но она делает одно странное допущение. Да, Зак Снайдер всегда был в первую очередь визуалистом. Но разве это плохо?
Никто не жаловался на пафос и слоу мо во времена «300 спартанцев», потому что все понимали, что это эпическая экранизация дико брутального комикса. Но вот сторонники теории о том, что Снайдер неправильно понял и испортил «Хранителей» Алана Мура, уже были ближе к правде. С другой стороны, комикс долгое время считался неэкранизируемым, а Снайдер идеально уловил тон и визуальный стиль «Хранителей». Он во многом опередил свое время, потому что тогда усталости от комикс-блокбастеров еще не было, и, вероятно, поэтому многие темы в фильме зашли не так хорошо.
Более того, голоса критиков «Запрещенного приема» и «Хранителей» не казались особенно громкими в конце нулевых и начале десятых. Тогда у Зака Снайдера все еще была отличная репутация. И только его работа в качестве режиссера-супервайзера киновселенной DC привела к тому, что Зака начали массово ненавидеть и стебать.
Массовый хейт начался после «Бэтмена против Супермена»
Битва двух главных героев DC не впечатлила многих зрителей. Фильм «Бэтмен против Супермена» называли слишком пафосным, нелепым, скучным и неправдоподобным. Но сильнее всего досталось самой схватке, где Бэтмен меняет свою позицию на ходу из-за того, что Супс упомянул Марту. Об этом есть целая куча мемов. Судя по всему, аудитории не понравилось, что поводом для сближения врагов стало то, что у них одинаково зовут матерей. Но почему?
Если следить за мотивацией героев, никакой проблемы как будто нет. Бэтмен считает, что этот опасный пришелец (Супермен) – враг, потому что он слишком сильный для человека. И когда он слышит связь с собственной травмой, то не может добить Супермена и начинает видеть в нем человека, а не пришельца. Да, наверное, все это можно было подать проще, но мемы про Марту получили гораздо больше внимания, чем заслуживали.
Помимо этого, многих критиков, особенно в русскоязычном пространстве, смутило то, насколько «Бэтмен против Супермена» был пропитан библейскими отсылками. Эту претензию особенно полюбили критики из русскоязычного ютуба, хотя в комиксах Супермена давно и прочно ассоциируют с Иисусом самые разные авторы. Так что ничего радикально нового Зак Снайдер тут не изобрел.
Так или иначе, после Марта-гейта «Бэтмена и Супермена» на спину Заку Снайдеру начали лепить самые разные обидные ярлыки. Пустой пафос, библейские отсылки, лишнее замедление и все остальные претензии зазвучали громко именно в этот момент. Все последующие работы Снайдера анализировались в том числе с этих позиций. Как, впрочем, и предыдущие.
Снайдер умеет экранизировать, но не писать свое
Это абсолютная правда. Две части «Мятежной Луны» это убедительно доказали. История повстанцев на маленькой аграрной колонии изначально планировалась как часть вселенной «Звездных войн», но в итоге стала отдельной работой Снайдера. И эти фильмы просто невероятно тяжело смотреть.
Из-за того, что у Снайдера перед глазами не было первоисточника, как в случае со «Спартанцами», «Запрещенным приемом», «Хранителями» или даже комиксами DC, ему было не на что опереться. Поэтому весь визуальный дизайн оказался помпезным, но слишком базовым, а лор фантастической вселенной «Мятежной Луны» и диалоги персонажей – какой-то пафосной чепухой.
Видимо, Снайдер действительно из тех, кто лучше интерпретирует чужие работы, чем выстраивает что-то свое с нуля. Потому что без четкого ТЗ у него вышло нечто действительно страшное. И вдруг стало понятно, почему у Зака не получилось договориться с боссами Disney, ответственными за «Звездные войны». Этой истории просто не хватало потенциала.
Зак достал всех режиссерскими версиями
Знаете, режиссерская версия «Хранителей» действительно лучше и понятнее театральной. Длинная, да, но если вам понравился фильм, то она зайдет еще сильнее. А если не понравился, все станет понятнее. Тогда казалось, что это случайность. Ну, не получилось найти общий язык с продюсерами, те криво порезали театралку, f Зак Снайдер нашел как донести свое видение до тех, кому оно интересно. Бывает такое. Случается.
Так называемый Снайдеркат был чудом. За него топило огромное количество людей, недовольных тем, как режиссер Джосс Уидон справился с досъемкой «Лиги Справедливости» после ухода Снайдера – тот тогда был вынужден покинуть проект после гибели дочери. И то, что на стриминге HBO Max в итоге вышла правильная режиссерская версия, оказавшаяся на несколько голов выше того, что снял Уидон, многие расценили как большую победу.
Но ведь то же самое актуально и для «Бэтмена против Супермена» – толстенная режиссерская версия лучше. А уж когда Снайдеркат «Мятежной Луны» анонсировали чуть ли не сразу после выхода театральной версии, было сложно не заподозрить подвох. Зачем фильму, который критиковали за излишнюю длину, еще и режиссерская версия? Он должен быть короче, а не длиннее! И кто мешал Снайдеру сразу сделать фильм таким, как он хочет? Конфликта с продюсерами тут точно не было.
Получается очень странная ситуация. Снайдер вдруг стал знаменит как человек, который никогда не попадает в цель с первого раза. А чтобы из его визуально богатых работ не выпадали важные сюжетные элементы, фильмы должны длиться по три с половиной часа. Из-за этого критики Снайдера решили, что он просто не умеет нормально редактировать театральные версии. И, честно говоря, в этом точно есть какая-то доля правды. Зак страдает от явной тяги к гигантизму – и это бесит.
В прошлом году Снайдер показал и лучшие, и худшие стороны
Если вы долго не понимали, почему Зак Снайдер такой поляризирующий режиссер, прошлый год должен был расставить все по местам. Идеальная иллюстрация. Сначала вышла вторая часть «Мятежной Луны» с подзаголовком «Оставляющая шрамы». Это душное, тягучее, по-плохому монструозное кино, высидеть которое могут только хардкорные фанаты творчества Снайдера. Как будто Зак решил сделать пародию на себя, что было бы остроумно – но нет, он действительно такой.
Но не только! Зак Снайдер уж точно не бездарь, случайно нашедший золотой билетик. Как раз наоборот: он талантливый визионер с собственным стилем, а делать так, как он, другие не могут. Просто Зак дуреет от очень конкретной прикормки, а именно от пафосных боевых сцен. Не будем еще раз вспоминать «300 спартанцев», но финальный бой Супермена и Зода в Метрополисе под конец «Человека из Стали» – до сих пор лучшая экшен-сцена киновселенной DC. «Запрещенный прием» в этом плане так вообще настоящий подарок.
В 2024 году Снайдер вновь показал свои лучшие качества, но не в том формате, в котором мы ожидали. Взрослый мультсериал «Сумерки Богов» для Netflix – вот это Зак Снайдер, которого мы помним и любим. Мрачные тона, уместный (!) пафос и нереально изобретательные и кровавые сражения. Честно говоря, мульт по мотивам скандинавской мифологии моментами даже борщит.
Но несмотря на то, что кое-где Снайдер пережестил, в целом он показал, что все еще свеж, когда этого хочет. Нужен лишь правильный проект. Обязательно зацените «Сумерки Богов», если вы скучаете по старому Снайдеру, а от «Мятежной Луны» вас тянет впасть в сонную кому на неделю. Конечно, Зак уже в той ситуации, когда у него всегда будет много хейтеров. И мы не просто так начали этот текст с упоминания Нолана. Тот тоже, казалось бы, закопался слишком глубоко в игры со структурой в «Доводе», всем надоел и давал хейтерам повод, а потом сделал «Оппенгеймера». Искупительный мегапроект Снайдера, возможно, тоже впереди.
Комментарии