6 сериалов-адаптаций, которые лучше первоисточника. От «Декстера» до «Сёгуна»
Книга не всегда лучше.
Нет ничего душнее, чем критиковать фильм или сериал, основанный на книге, комиксе или игре, с точки зрения соответствия оригиналу. Но, к сожалению, этот подвид вредного мышления распространен так же, как и штангенциркуль-критика: «Ууу, этого не могло произойти!», «Эээ, в Древнем Риме такого не было!» Зато иногда встречаются настолько крутые адаптации, что даже фанаты оригинала не осмеливаются заикнуться, что книга лучше.
Сегодня мы вспоминаем сериалы, оказавшиеся намного сильнее своих первоисточников. Спорные моменты тоже будут, но держите в голове, что это субъективный список. Так или иначе, многие проекты из этого списка общепризнанно превосходят книги, игры и фильмы, на которых они были основаны.
Декстер (2006 – 2013)
Поздние сезоны «Декстера» были до нелепости плохи и не стоят ни бумаги, на которой написаны, ни пленки, на которую сняты. Но первые 3-4 сезона с легкостью уделывают роман Джеффри Линдсея «Дремлющий демон Декстера». По сути, на него похож только первый сезон, но и там есть важные отличия. Например, в финале книги Декс позволяет своему родному брату, маньяку Брайану Мозеру, убить свою сводную сестру Дебру, а в сериале он ее спасает.
Помимо этого, сериал иначе раскрывает Темного Попутчика – в адаптации этот внутренний голос оказывается скорее травмой Декстера Моргана, а книга уходит ближе к мистике. Там это что-то вроде древней силы, управляющей убийцами. Тоже метафора, но сериал сработал тоньше. Помимо этого, сериальный Декстер гораздо креативнее и разнообразнее как персонаж, так что тут книга однозначно проигрывает.
Мир Дикого Запада (2016 – 2022)
Оригинальный фильм 1973 года считался классикой фантастики, но ведь это просто история про парк аттракционов, где восстали андроиды. Круто, конечно, но мир не стоит на месте. С тех пор тема искусственного интеллекта стала интереснее и острее, дискуссий стало больше, а темы глубже. Просто очередное восстание машин не сработает, потому что мы видели «Терминатора» – и это было уже черт знает сколько лет назад.
А вот сериал Джонатана Нолана и Лизы Джой – совершенно другое дело. Он поднимает тему жестокости по отношению к искусственной жизни и рассуждает об ответственности создателя перед созданием. «Мир Дикого Запада» 2016 года в тысячу раз глубже и интереснее, чем оригинальный фильм 1970-х, при всем уважении к первоисточнику. Как будто нет никого, кто говорил бы, что старый фильм лучше.
Ганнибал (2013 – 2015)
Честно говоря, любая адаптация романов Томаса Харриса сильнее, чем книги. Любая, кроме «Восхождения Ганнибала» 2007 года. Версии этого персонажа в исполнении Брайана Кокса, Энтони Хопкинса и Мадса Миккельсена в разы сильнее книжных. Книги Харриса – лишь слегка улучшенная версия бульварных триллеров и довольно душное чтиво, куда не стоит соваться даже ради интереса. Ничего существенного вы от них не получите.
А уж сериал «Ганнибал» от Брайана Фуллера так вообще исследует психологию Ганнибала Лектера и его запутанные игры разума с Уиллом Грэмом на уровне, которого в книгах нет и близко. Не говоря уже о том, что сериал эстетизирует все и всегда находит повод для мрачной философии. Да и персонаж Уилла Грэма в сериале значительно сложнее. В книгах он довольно дубовый, пусть и талантливый детектив без мощной проработки.
Оставленные (2014 – 2017)
Интересный случай. Дело в том, что автор оригинального романа Том Перротта занимался его адаптацией совместно с ведущим сценаристом «Остаться в живых» Дэймоном Линделофом. У них получился, возможно, самый недооцененный сериал в истории. И в книге, и в адаптации мир навсегда изменился после того, как 2% населения Земли просто исчезли. Но у сериала было больше времени на то, чтобы рассказывать эту историю в мелких деталях.
При этом сериальная версия более мистическая – и это хорошо. Потому что «Оставленные» Перротты-Линделофа превращаются в идеальную замену «Остаться в живых» и потрясающую историю о природе веры. Кстати, сериал гораздо детальнее объясняет, что же на самом деле произошло. Точнее, не объясняет, а дает версию – и тут вы сами решаете, верите вы в то, что говорит Нора, или нет.
Джек Ричер (2022 – …)
Книги про Джека Ричера – это бульварные боевички Ли Чайлда, но они никогда не притворялись чем-то большим. И это круто. Истории про Ричера – книжный экшен с характерной детективной нотой. А сериал «Джек Ричер» – это буквально то же самое, но чуть лучше. Как будто это произведение всегда должно было быть фильмом или сериалом.
Здесь и харизма высоченного Алана Ричсона, и высокий темп, и повествование, из которого выбросили все лишнее. «Джек Ричер» оказался идеальным сериалом, чтобы включить его и не думать ни о чем. Можно просто смотреть, как титульный герой ломает кому-то ноги так, чтобы человек поместился в багажник. А еще сериал превосходит книги в том, что уделяет больше времени второстепенным персонажам. Они тут не менее важны, чем сам Ричер.
Сегун (2024 – …)
Если бы вы знали, насколько скучным является первоисточник «Сёгуна», вы бы заплакали. Но самый неожиданный хит 2024 года сделал довольно средний исторический роман о становлении сегуната Токугава гораздо более интересным. Единственное, что роман Джеймса Клавелла делал круче, так это показывал внутреннее превращение главного героя Джона Блэкторна. Потому что в сериале «Сегун» гораздо больше акцента на события вокруг Блэкторна, чем на то, что происходит у него в душе.
Но в остальном сериал сделал все то, что и должна делать хорошая экранизация. Сюжетные линиии упрощены, но ничего важного не пропало. А такие вещи, как жестокость Японии 1600 года и отношение к чужакам, чему в книге уделено очень много времени, тут талантливо передаются с помощью визуального повествования.
Комментарии