Все ругали мюзикл жены Эрнста с Анной Асти на Первом канале. «ТСЖ Лукоморье» оказался лучше Урганта?
Посмотрели новогодний спешл за вас.
Новогодний мюзикл «ТСЖ Лукоморье» внезапно влетел в праздничную сетку Первого и выглядел радикальным экспериментом – в касте традиционные эстрадные герои Анна Асти и Дмитрий Маликов перемешиваются с новыми героями русской музыки. В главной мужской роли – более-менее привычный Антоха MC, а рядом с ним Boulevard Depo, Toxi$, стримерша Генсуха и DJ Stonik1917.
«ТСЖ Лукоморье» сразу оказался под прессингом телеграм-каналов. В частности, пост «Недоровича и Фикишова» называется «Монстры на каникулах», и авторы заранее критиковали эксперимент жены гендиректора Первого канала Константина Эрнста. Более лояльный канал «продюсер от бг» провел фактчекинг и слегка погасил атаку коллег, но все равно написал, что «не питает иллюзий к творчеству Софьи Эрнст».
Что же получилось? Музыкальная картина действительно прошла в ночном эфире Первого сразу после финала Высшей лиги КВН, а сюжет в духе времени переосмыслял русские сказки. Антоха MC сыграл разнорабочего Балду в подъезде, населенного фольклорными персонажами (в исполнении как раз молодежных героев), и каждый из них представил музыкальный номер.
По наполнению это действительно больше телеспектакль, при этом напоминающий не классический театр, а современный авангард – куда-то в сторону эпатажных постановок Константина Богомолова или Кирилла Серебренникова эпохи «Гоголь-центра». Но именно для «ТСЖ Лукоморье» и именно в эфире Первого это, скорее, не комплимент.
Действие мюзикла происходит плюс-минус в паре локаций, и с телевизионной точки зрения в нем нет художественных находок. Хотя в титрах заявлены главный режиссер Первого канала Роман Бутовский и постановщик шоу «Звезды» на НТВ и других комедийных хитов Анатолий Переверзев, но им как будто не с чем работать – реквизита, как в антрепризах, не очень много, а в пространстве театральной сцены очень сложно навести красоту.
При просмотре вопросы возникают и к сценарию – в фильме внезапно выпрыгивают странные сцены, которые никак не двигают сюжет. Скажем, список с глазами и губами зачем-то вновь проговаривает задание от Анны Асти, а Дмитрий Маликов в роли отца-колдуна внезапно разражается длинным назидательным монологом, заканчивающимся фразой «Это мифологический силлогизм – первый семестр первого курса философии».
Внутри действия порой куда-то пропадает логика повествования, из-за чего «ТСЖ Лукоморье» выглядит выпускной работой в киношколе – в кадре что-то происходит, но персонажи делают что-то просто так. Например, Царевна Лебедь в исполнении экс-тиктокерши Юли Гаврилиной с первого взгляда влюбилась в разнорабочего Балду, сам Балда зачем-то принес Колдуну-Маликову живую воду, а Руслан (он же DJ Stonik1917) видит в главном герое талант сонграйтера.
Все мотивации персонажи, вероятно, проговаривают внутри себя и никак не артикулируют их зрителям – хотя тут по жанру сказки даже ввели закадровый голос нарратора. Вероятно, создатели хотели, чтобы совместные сцены с молодыми исполнителями подводили к их же песням, но это смотрится чересчур искусственно.
Характерный пример – солист группы «Кассета» в образе Кощея Бессмертного разбивает молотком яйца. Почему? Потому что не может остановиться – и поет свой бэнгер «Не могу остановиться». Пожалуй, такие подводки остались именно что на кассетах – с записями фестиваля «Песня года» из 1990-х, когда их еще вели Ангелина Вовк и Евгений Меньшов.
Особенно тяжело и от актерской игры – те же DJ Stonik1917 и Kasseta просто проговаривают текст и не живут в заданных сказочных обстоятельствах. Удачнее всего, пожалуй, смотрелась артистка Polnalyubvi, она лучше остальных молодых звезд существовала в кадре и получила самый визуально симпатичный музыкальный номер.
Софья Эрнст признается, что задумала «ТСЖ Лукоморье» еще в июле, и сразу взяла в напарницы постановщицу выступлений OG Buda и «Miyagi & Эндшпиль» Дашу Прибищук. Но, к сожалению, даже при многомесячной работе мюзикл все равно визуально и сценарно смотрится очень слабо и практически неконкурентоспособно на телевидении 2024 года.
Лучше ли он «Вечернего Урганта» и их новогодних спешлов? Пожалуй, что нет. Представить такой телеспектакль в прайм-тайм, увы, невозможно, а условные Ciao, 2021 спокойно прошли бы после программы «Время». Эрнст и Прибищук, возможно, и не ставили себе такую задачу, и поэтому телеспектакль превратился в постановку исключительно для своих.
И он никак не расширит аудиторию Toxi$ или «Элли на маковом поле», а аудитория Анны Асти или Маликова удивится незнакомым именам рядом с любимцами. Вероятно, так как для обеих авторок идеи это первый опыт, то они неудачно поженили героев новой музыки с эстрадными звездами.
Смешно, что пример подобного успешного формата был у одной из них буквально перед глазами – это «Старые песни о главном» продюсера Константина Эрнста. Тогда наравне со Львом Лещенко и Софией Ротару были молодые Леонид Агутин и Богдан Титомир, которые лишь пару лет как появились в индустрии. И Эрнст с Леонидом Парфеновым удачно интегрировали их в складный сюжет. Здесь же сценаристы, скорее, не справились с задачей.
Софья Эрнст набила все шишки самостоятельно, и теперь аудитория под записью мюзикла в «VK Видео» недоуменно трет глаза и сравнивает фильм с капустником. Миссис Эрнст как продюсер не учла масштаб площадки и забыла, что Первый канал смотрят и в России айфона, и в России шансона. Последняя определенно задумку Софьи не поняла, первая – похоже, не оценила.
Где смотреть: сайт Первого канала или «VK Видео»
Первый канал изменит «Огонек» в новогоднюю ночь. Для 31 декабря позвали молодых хитмейкеров
Комментарии