Перейти к содержимому

Почему сериал «Пингвин» называют новым «Кланом Сопрано»? Он просто использует Бэтмена

Так похож или нет?

Похоже, главным сериалом сентября станет «Пингвин» с Колином Фарреллом в роли Пингвина – легендарного злодея из комиксов DC и вечного противника Брюса Уэйна. Мы уже видели его в «Бэтмене» Мэтта Ривза 2022 года, но там Освальду Кобблпоту практически не уделяли внимания. Все, что мы получили – Фаррелл в тяжелом гриме. И вот вышел «Пингвин».

Оценки у него просто потрясающие: 8,2 балла на «Кинопоиске», 8,8 на IMDB, 94% положительных отзывов на Rotten Tomatoes. Все выглядит так, будто в одной из ветвей киновселенной DC созрел крутой и жирный плот. Но это лишь огромная иллюзия. На самом деле «Пингвин» – не тот сериал, за который себя выдает. И сравнение с «Кланом Сопрано» только поможет нам это доказать.

О чем сериал?

Если вы внимательно смотрели «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном, то знаете, что главный криминальный босс Готэма по имени Кармайн Фальконе был убит в самом конце фильма. Получается, что в бандитском сообществе образовался вакуум власти. Тут-то и появляется Освальд Кобблпот, готовый занять пустующее место и прикончить каждого, кто ему помешает, включая наследников Фальконе. Очень простой гангстерский сюжет.

Помимо самого Пингвина, тут есть и другие интересные персонажи. В частности, дочь Фальконе по имени София, вышедшая из психиатрической лечебницы Аркхэм. Ее играет Кристин Милиоти. Освальд когда-то был водителем Софии, так что она хорошо знает, кто он такой и начинает подозревать, что Пингвин связан со смертью ее брата Альберто. Это буквально все, что вам нужно знать для начала. Остальное расскажет сам сериал.

Колин Фаррелл действительно очень крут

Видно, как актер кайфует от нетипичной для себя роли. Мы знаем его по ролям красавчиков с грустными глазами, ирландских алкашей с бровками домиком и так далее. Тут же он перевоплотился в кого-то другого, и есть полное ощущение, что на самом деле при подготовке к роли Колин читал не комиксы DC про Бэтмена, а биографию Аль Капоне. И это ваше первое предупреждение.

Но индивидуальный перформанс и правда потрясающий: Фаррелл наверняка заберет какие-то награды. Уж в борьбу за «Эмми» он точно включился максимально бодро. Его Пингвин вызывает отвращение, пугает и заставляет с собой считаться. Причем он получился одновременно и очень утрированным, и по-гангстерски приземленным. Определенные сходства с Тони Сопрано тут есть, в том числе проблемные отношения с матерью. Но это скорее натяжка, чем правда. Как и вся мифология вокруг сериала.

«Пингвин» – это огромный обман

Сериал действительно изо всех сил пытается быть «Кланом Сопрано» и не скрывает этого. Но создатели «Пингвина» утаили от общественности другой важный момент. Знаете, чего в этом сценарии нет даже близко? Связи с Бэтменом, Готэмом, комиксами и вселенной DC в любом исполнении. Никто в кадре и не пытается сделать вид, что дело происходит в одной вселенной с Бэтменом, даже настолько приземленным и реалистичным, как Бэтмен из фильма Мэтта Ривза.

Если поменять название города на Нью-Йорк или Чикаго, а еще очистить имена местных гангстеров от отсылок, не изменится вообще ничего. Ни-че-го. Честно говоря, невнимательный зритель может даже пропустить какую-либо связь с персонажами DC. Потому что перед нами дистиллированная гангстерская история с типичной для нее эстетикой и типичными же проблемами. И какая тогда разница, Пингвин это или кто-то совершенно другой?

Сериалу вообще не нужен ни Бэтмен, ни Готэм. Эти теги – просто часть рекламной кампании, которая уверяет нас, что «Пингвин» имеет к ним какое-то отношение. Но это миф. Нет, не так – это сознательный обман. Кто знает, какие рейтинги были бы у сериала, если бы он не привлекал еще и аудиторию кинокомиксов. А тут премьера «Пингвина» собрала больше зрителей, чем финал престижных «Наследников». Красота же! Бэтменом просто воспользовались, чтобы продать киношку про мафиози.

Уместно ли сравнение с «Кланом Сопрано»?

Отчасти. То, что «Пингвин» пытается – бесспорно, но на самом деле это довольно разные проекты. Дело в том, что «Клан Сопрано» был проектом о реальной жизни. Гангстерская история была лишь сеттингом и поводом поговорить о семье, кризисе среднего возраста, психоанализе, страхах, предательстве, взрослении, изменах, детях, родителях, травмах, окружении и прочих вечных темах. «Клан Сопрано» – огромное полотно, рассматривать которое будет интересно любому зрителю.

Конечно, сцены гангстерской жизни в сериале тоже всегда были хороши. Но их было мало. В «Клане Сопрано» за эпизод могло не произойти ни единого выстрела или покушения на убийство, но напряжение между Тони и дядей Джуниором все равно было такое, что вы запомните этот момент. «Пингвин» же в несравнимо большей степени фокусируется именно на гангстерской борьбе. Он менее глубокий, но более динамичный. И в этом нет ничего плохого.

Но плохо, что зрители и критики всегда идут по самому простому пути. Вышел сериал про мафию с харизматичным антигероем в центре сюжета, и он всем понравился – следовательно, это новый «Клан Сопрано». Видимо, любая криминальная драма с черным кастом теперь автоматически становится новой «Прослушкой», а любой проект про маньяка – новым «Декстером». Ну стыдно же!

Так стоит ли смотреть «Пингвина»?

Точно да. Это хороший проект, и он очень компетентно использует тропы гангстерского кино. Лучший пример здесь – как раз отношения Освальда Кобблпота и Софии Фальконе. Она подозревает его и опасается, а он видит в ней главную угрозу своей амбиции стать Крестным Отцом Готэма. И все, что происходит в сериале, работает на это противостояние. Очень хорошо.

Снято все тоже здорово, а на станцию Колина Фаррелла, кажется, никогда в жизни не прибывало такое количество товарных вагонов с респектами. Причем он их заслужил и выложился на полную. Если вы любите фильмы про мафию, нет никакого смысла в том, чтобы пропускать «Пингвина». Это, наверное, лучшая криминальная драма 2024 года. Но нюансы все-таки есть.

«Пингвин» и хайп вокруг него создали опасный прецедент. Во-первых, он только ускорил смерть кинокомиксов в качестве доминирующего жанра. Оказалось, что если изъять из дома Бэтмена самого Бэтмена, все резко станет лучше и начнет работать, как и задумано. Во-вторых, это наглейший случай ложного маркетинга, когда неплохой проект с рождения ходит на костылях, опираясь одной рукой на ложную связь с вселенной DC, а второй – на славу «Клана Сопрано». Такая несамостоятельность пугает и говорит многое о том, как работает индустрия развлечений прямо сейчас.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.