Перейти к содержимому

Как Microsoft пыталась убить iPod и выпустила худший плеер в истории? У девайса не было шансов

Вспоминаем старый-добрый Zune.

История брендовых войн в популярной культуре и технологиях учит нас, что нельзя играть на чужом поле. Все эти «убийцы iPhone» и «наши ответы Голливуду» не работают и не работали никогда. Но даже самые крупные игроки усваивали этот простой урок на собственном опыте и оплачивали его платиновой картой позора, а вместе с ней и убытками в сотни миллионов долларов. Например, Microsoft и их легендарный плеер Zune.

Вы не слышали про Zune? А ведь это был гаджет, создававшийся, чтобы догнать и перегнать iPod. Его мало кто помнит, но это один из величайших экспонатов в музее технологических провалов. Почему успешен Android? Потому что он идет туда, куда не пошла iOS, и копирует только практики, от которых глупо отказываться. Но у Microsoft Zune была другая ситуация. Сейчас мы расскажем вам историю этой грандиозной глупости.

Откуда взялся Microsoft Zune?

Девайс родился из чистой зависти к успеху iPod. Карманный плеер Apple появился в 2001 году и сразу же уничтожил конкурентов благодаря трем вещам. Первая – величественный форм-фактор и знаменитое колесо, благодаря которому пользоваться им было значительно удобнее, чем CD и mp3-плеерами. Второе – iTunes, пусть он и стал встроенным магазином только в 2003 году. Третье – агрессивный маркетинг Apple, который не оставлял сомнений, что будущее наступило и все современные люди хотят слушать музыку в iPod. Ну, знаете, танцующие силуэты в белых наушниках.

Пик популярности плеера пришелся на середину нулевых, и примерно тогда же его стало невозможно игнорировать. В Microsoft насмотрелись на iPod и решили, что они могут создать конкурентный плеер. Так началась история Zune, который с первого дня позиционировался Microsoft как «наш ответ iPod». Ох, какая же это большая ошибка!

Тут мы подходим к очень важному моменту, который нужно крепко осознать: будущий Zune, в отличие от iPod, не был продуктом каких-то технологических инноваций. Microsoft купила права на устаревший плеер Toshiba Gigabeat, который выглядел как пиратский тетрис. Идея была в том, чтобы улучшить его и выйти на рынок, чтобы триумфально убивать iPod.

За этой идеей не было никакого креативного видения, кроме желания срочно зайти на рынок плееров. У руководства Microsoft не было даже понимания, что делает iPod успешным продуктом. И очень скоро мы узнаем, что бывает, когда идешь убивать дракона с деревянным мечом. В 2006 году мир наконец увидел Microsoft Zune. Увидел и зажмурился.

Дизайн и форма Zune – просто кошмар

Начнем с того, что это просто уродливый кусок пластика. Дизайн Zune сейчас может показаться милым, но в 2006 году он выглядел как поддельный iPod с провинциального радиорынка. Или как новый Game Boy от Nintendo. Непонятная окрашенная в металлик рамочка, большой экран и пугающий черный контроллер, на котором было сложно разглядеть нужные функции.

Помимо этого, Zune был больше, чем iPod того же поколения. Не сказать, что он был сильно громоздким, но разница бросалась в глаза, и это мешало Microsoft продавать плееры вагонами. Между проверенным маленьким iPod и непонятным крепышом Zune все равно хотелось выбрать iPod. Тем более, у него всегда был более лаконичный дизайн. Но это не было решающим фактором. Тут как с купленной на вокзале шаурмой – худшая часть всегда внутри.

Экосистема Zune сводила пользователей с ума

Что Microsoft так и не смогла понять, так это значимость iTunes. Это ведь не просто плеер или магазин, а все в одном – целая музыкальная экосистема. Одновременно и место, где вы ищете новую музыку, и ваша личная библиотека прослушиваний, и современный медиаплеер. iPod – всего лишь пластиковый материальный способ попасть в iTunes.

Был ли у Zune собственный аналог? Конечно! Он назывался Zune Marketplace и был ужасным. Во-первых, никакой экосистемы – все функции были отделены друг от друга. Но это еще не так страшно. Во-вторых, библиотека Zune Marketplace была сильно беднее, чем iTunes. Жаль тех, кто взял плеер от Microsoft и не досчитался любимых альбомов. А таких было много.

Но самое ужасное – отвратительный user experience. Вместо обычных долларов и центов использовалась специальная валюта Zune Points. Ее нужно было покупать за реальные деньги пакетно, и размер этих пакетов часто не совпадал со средней стоимостью контента, поэтому вам было желательно сделать несколько транзакций. Сейчас такая модель часто встречается в онлайн-играх, и ей никого не удивишь, но тогда это был шок.

Помимо этого, в iPod 2006 года уже была возможность смотреть фильмы и слушать подкасты, чего не было в Zune. Да, это было кино на крошечном экране в 2,5 дюйма. Но! Доступ к iTunes можно было получить и с других устройств, а в целом возможность приятная. Опять же, ничего подобного не было в Zune Marketplace.

К тому же Zune неудобно синхронизировался с другими устройствами, а Zune Marketplace не был доступен во всех странах. За что не схватись – везде победу забирает iPod, а ни одного сколько-нибудь внятного преимущества Zune невозможно найти. В конце концов, он не был лучше большинства бюджетных mp3-плееров из нулевых. И на что Microsoft вообще рассчитывала? В 2007 году Zune владел долей в 3% рынка при 70% у iPod. Этот проигрыватель не смог бы убить портативное радио, если бы попытался.

Microsoft пыталась спасти Zune, но было поздно

В 2009 году появился Zune HD – новое доработанное поколение плееров от Microsoft. И вот это уже было относительно неплохое устройство. Тачскрин, видео в разрешении 1080 и множество новых функций + не такой уродливый дизайн. Но спустя два года поражений, разгромных обзоров и гигантского клейма на весь бренд Zune HD выглядел очень запоздавшим ответом. Microsoft как будто вызвала бригаду скорой на кладбище.

Смешнее всего выглядела попытка привязать к плееру мертворожденную социальную сеть Zune Social. Такие вещи вообще плохо работают с музыкой – лучшей попыткой был Last.FM, но и там получилось не очень. Тут же это была функция, которую никто не заметил. Момент был упущен, а Zune как бренд похоронен своим первым поколением.

В 2011 году Microsoft осознала провал и прекратила производство Zune. Точные данные о том, сколько компания потеряла на разработке и маркетинге, неизвестны, но эксперты уверенно говорили о сотнях миллионов долларов и одному черту известном количестве Zune Points. Безусловно, это один из самых нелепых продуктов в истории Microsoft, уделавший даже Windows Vista.

iPod в 2010-х сильно сдал, но все равно продержался аж до 2022 года. И у него была хорошая жизнь. Плеер Apple умер не из-за ошибок или плохих решений, а как профессия фонарщика – просто пришло его время. Миру больше не требовалось отдельное устройство для прослушивания музыки. Но миру точно нужен был Zune как предостережение от ничем не подкрепленных амбиций.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.