Перейти к содержимому

Новый сезон «Пацанов» невозможно смотреть. Почему лучший сериал про супергероев испортился?

Никто не ожидал, что будет так плохо.

«Пацаны» – феноменальный сериал. Грубый, грязный и написанный так, будто его создали гиперактивные подростки. В 2019 году, когда вышел первый сезон, «Пацанов» обсуждали все, потому что проект Эрика Крипке появился вовремя. В момент, когда все устали от супергероики Marvel и DC, «Пацаны» начали жесточайше издеваться над этим жанром и поднимать моральные вопросы, которых у традиционных фильмов в этом сеттинге либо не было, либо они звучали тише.

Четвертый сезон ждали сильно. И мы должны сделать важную оговорку – на момент написания текста он еще не закончился, поэтому полностью оценить качество обновленных «Пацанов» мы не можем. Но те серии, которые мы уже увидели, практически невозможно смотреть. Как будто все, что делало сериал крутым, теперь работает ему в минус. Что же именно сломалось?

«Пацаны» прямо сейчас – жесть ради жести

Начнем с важного стилистического момента. Помните, как начинался первый сезон? Девушку главного героя Хьюи Кэмпбелла насмерть сбивает сверхскоростной супергерой, а у него в руках остаются только ее оторванные руки. Ничего себе начало, правда? Нам сразу показали и драму, и ставки, и уровень жести. Но с каждым новым сезоном «Пацаны» позволяли себе чуть больше.

Поворотным моментом стало начало третьего сезона, когда произошел взрыв гениталий с участием уменьшающегося супера. Этот момент обсуждали сильнее, чем все, что на самом деле происходило в сюжете «Пацанов». Похоже, это сильно повлияло на мысли создателей сериала, потому что в четвертом сезоне четко видно, что таких моментов стало больше и они вставлены в сюжет специально. Не как подростковый прикол, а чтобы сделать сериал еще более провокационным.

Как только «Пацаны» начали вкидывать эти моменты специально, магия потерялась. То есть, да, во втором эпизоде есть что-то вроде отсылки к «Человеческой многоножке», только все участники процесса – клоны супергероя, который может разделяться на других людей. Но зачем он делает это посреди важной конференции? И еще более серьезный вопрос: добавляет ли эта сцена что-либо, кроме шок-эффекта? Не-а.

Сюжетные линии смешались и стали скучными

Просто уследить за тем, что происходит в четвертом сезоне – уже большая проблема. Раньше все было понятно: вот группа мстителей под названием «Пацаны», ее лидер Билли Бутчер, ее сердце Хьюи и героиня Звездочка в качестве супера на их стороне. А вот компания Vought, которая создала супергероев и зарабатывает на них деньги и власть. И вот Хоумлендер – фантазия на тему того, что было бы, если бы Супермен был отпиленным психопатом.

Теперь все не так. Команда практически развалилась. У Хьюи неожиданно возникла линия с умирающим отцом, у Звездочки свои политические дела, Бутчер потерял доверие всех на свете, Хоумлендер воспитывает сына, а Кимико и Французик завели какие-то отдельные и ни с чем не связанные линии на стороне. Так о чем теперь «Пацаны»? Половину сезона у нас нет связной истории.

И да, сериал можно было и раньше критиковать за сценарные решения. Но «Пацаны» точно не давали скучать. Тут же три эпизода не происходит вообще ничего, что тянуло бы на события одной крепкой серии из любого прошлого сезона. В мире, где потребление ускорилось, а все сценаристы пытаются максимально насытить серию событиями, чтобы удержать внимание зрителя, это катастрофа.

Более того, многие линии вообще взялись из воздуха. Так, у зрителей возникли вопросы к Французику – и тут мы должны быть осторожны – потому что он, скажем так, очень резко сменил свои предпочтения, и это тоже не стало продолжением какой-то линии из прошлого. А история с отцом Хьюи подается так обрывисто, что ей невозможно заинтересоваться всерьез.

Но хуже всего Бутчер и Хоумлендер. Их противостояние было топливом «Пацанов» все три сезона и достигло пика в финале третьего, когда Билли мог бы убить Хоумлендера с помощью героя по имени Солдатик, но вместо этого объединился с ним, потому что тот обидел Райана – сына Хоумлендера и покойной жены самого Бутчера. Хорошая ведь линия, крепкая. Они хотят друг друга уничтожить, но в моменте вынужденно работают вместе.

Так вот, в первой же серии нового сезона все эти вещи обесцениваются раз и навсегда. Потому что Бутчер и Хоумлендер оказываются в одном помещении, но не пытаются друг друга убить. И ладно еще первый: у него и возможности такой нет. А Хоумлендер-то почему не решит свою вечную проблему? У этого момента нет никаких оправданий, а мотивацию не убивать Бутчера Хоумлендер получает уже после этой встречи. Так зачем это было?

Новые персонажи – просто кошмар

Пока сосредоточимся на самой значимой новой героине – Сестричке Сейдж. Это темнокожая женщина, чья суперспособность – самый выдающийся интеллект на Земле. Хоумлендер понимает, что ему нужен умный советник и нанимает ее в команду. И вот здесь сыграл очень неприятный фактор. Назовем его «проблемой Шерлока».

Дело в том, что даже очень талантливый сценарист не может правдоподобно написать гениального персонажа, который намного умнее самого сценариста. Поэтому Сейдж, как и Шерлок, просто разговаривает спокойным циничным тоном и выдает нереалистичный анализ на основе данных, которых нет у зрителя. Этот прием никогда не работает хорошо, а конкретно в «Пацанах» все вообще ужасно.

Сестричка Сейдж не кажется умной на самом деле и совершает довольно много откровенно тупых поступков, но в процессе врубает магию в стиле «Шерлока». И ладно бы ее в сюжете было немного, но вот вам спойлер: практически весь основной конфликт тут держится на вещах, связанных с этой героиней. Как же так, а?

Еще состав пополнила мама Хьюи, бросившая их с отцом, когда тот еще был ребенком. Да, с ней точно связана какая-то темная тайна, и это явно пригодится по сюжету, но у героини нет харизмы, и в первых эпизодах кажется, что ее линия тупо отвлекает нас от основного сюжета, потому что Эрику Крипке нужно обязательно дотошнить события до пяти полных сезонов. Опять же, никаких плюсов. Зато теперь «Пацаны» время от времени скатываются в душную семейную мелодраму.

Сериал перестал быть тонким

И вот это уже реально большая беда. Не то, чтобы «Пацаны» когда-либо были сериалом для интеллектуалов, но подтексты, особенно политические, там точно присутствовали. Хотя бы посмотрите, во что одет Хоумлендер и что он говорит и делает. Несложно догадаться, кого и за что тут критикуют.

Но теперь нет даже самой дырявой вуали. «Пацаны» променяли подтексты на прямые высказывания. Символом этой проблемы стала супергероиня, пародирующая Алекса Джонса, QAnon и других спикеров правого политического крыла в США. Ладно, появилась и появилась, но сегмент с ней – это водопад отсылок к реальным событиям, который никто и никак не собирался прятать.

Грустно это признавать, но «Пацаны» – уже не пародия на супергероику как жанр. Теперь это пародия на «Пацанов», причем очень сильно преувеличенная и растянутая. Возможно, Эрик Крипке приготовил какое-то чудо, и ближе к концу сезона все развернется, а все события начнут иметь смысл, но пока верится в это слабо. А если разворот все же случится, писать сезон так, чтобы первая половина была несмотрибельной душниной – не самая лучшая практика.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.