10 игр с лучшим сюжетом. Они ничуть не хуже The Last of Us и Red Dead Redemption 2
Для тех, кто любит крутые истории.
Геймеры не первый год спорят, что важнее: сюжет или геймплей? Многие флагманские тайтлы последних десяти лет, особенно на консолях, ставили на первое. Но находились и те, кто ворчал, что сюжет – далеко не главное. При этом признанных сюжетоориентированных игр полно: и третий «Ведьмак», и The Last of Us, и Red Dead Redemption 2, и, конечно, Uncharted 4. Проблема в том, что о них уже сказано слишком много.
Сегодня мы поговорим о других играх с абсолютно великим сюжетом. В меню как забытые хиты из далекого прошлого, так и совсем новые тайтлы. Некоторые из них попадают во все важные списки, а о других помнят только избранные. Так или иначе, в каждой из этих игр есть великолепно написанный сюжет.
Grim Fandango (1998)
Начнем с классического квеста от тогда еще славной студии LucasArts и Тима Шейфера. Кто-то может решить, что Grim Fandango настолько стара, что играть в нее в 2024 году невозможно, но это не так. Во-первых, есть ремастер 2015 года, который сильно упростил запуск и техническую часть. Во-вторых, большая часть игры рисованная, так что не может устареть так же, как устарела бы графика. А вот сюжет в Grim Fandango так вообще бессмертен. Причем во многих смыслах.
В качестве сеттинга у нас здесь Мир Мертвых в мексиканском стиле, а наш герой Мэнни Калавера – маленький бюрократ, который выдает новоприбывшим покойникам туристические путевки в место наподобие Рая. Если человек при жизни вел себя хорошо, он поедет на крутом поезде. Если так себе, ему выдадут палку и отправят в путь на своих двоих. Но что-то идет не так, и Мэнни лишается работы. А пока Калавера пытается понять, что произошло, он, по сути, проходит это паломничество самостоятельно.
Потрясающий мир, невероятно смешные диалоги и ультрахаризматичные персонажи – вот что такое Grim Fandango. Чего только стоит местный революционер Сальвадор Лимонес! Пожалуйста, придержите все шутки про Эдуарда Лимонова – они и так напрашиваются. Grim Fandango забыта абсолютно незаслуженно. Ее сюжет как минимум потянул бы на топовую анимационную экранизацию, потому что ничего подобного вы не получите ни в играх, ни в фильмах и сериалах.
Sid Meier’s Alpha Centauri (1999)
Ой, у нас тут неожиданный поворот. Кто в здравом уме запишет в сюжетные игры древнюю стратегию от создателя серии Civilization? Между тем, Alpha Centauri – возможно, самое глубокое, что когда-либо делал Сид Мейер. Каждому фанату классических Civilization известно, что один из способов достичь победы в игре – выйти в космос и отправиться к Альфа Центавре. Отсюда и стартует сюжет Sid Meier’s Alpha Centauri.
По форме это все еще 4X-стратегия, но на месте наций расположились фракции со сложным идеологическим лором, каждая из которых пытается своим способом выжить на Хироне в звездной системе Альфа Центавра. Вот только Планета оказывается разумной и постоянно подкидывает сюжетные повороты с диалогами невиданного качества для стратегий. Sid Meier’s Alpha Centauri работает как мощный научно-фантастический роман – и неудивительно, что по этой вселенной даже выходила художественная литература.
Серия Persona
Да, японские игры однозначно не для всех. Серия Persona, основанная на смеси архетипов таро с трактовками Юнга, еще и отпугивает геймеров огромным количеством вещей: анимешностью, длиной и нудными JRPG-механиками. Но через все это стоит пройти ради сюжета. Причем не важно, какую часть вы выбрали: Persona 3, 4 или 5. Они все гениальны. Первые две мы тоже уважаем, но они вышли слишком давно, а ваше знакомство с Persona сейчас явно начнется не с них. Так что это за игры?
В Persona вы управляете жизнью японского школьника, который учится, сдает экзамены, ходит в кафешку с друзьями и даже влюбляется. Но вместе с тем вы посещаете параллельный мир, где сражаетесь с разными демонами, используя Персоны – мифические сущности, связанные с вашим типом личности. И если вам показалось, что вторая часть звучит увлекательнее, то… Сначала поиграйте. Шансов, что вас затянет именно школьная рутина, намного больше.
Все три последние части Persona поставляют игроку душераздирающие истории и даже философские размышления, но особенно выделяется Persona 3. Ее финал – одна из самых грустных вещей, заставляющих мрачно переосмыслить жизнь. В каждой части вы проживаете один год жизни героя день за днем, и Persona 3 заканчивается 5 марта. Эта дата стала символическим мемом и грустным праздником для всех фанатов Persona, потому что последствия 5 марта необратимы. Пожалуйста, если решитесь играть, не спойлерите себе этот момент. Его нужно прожить.
Heavy Rain (2010)
Далеко не все сюжеты от студии Quantic Dream Дэвида Кейджа получаются удачными. Но Heavy Rain – тот случай, когда все сработало. Возможно, дело в том, что повествование тут действительно привязано к действиям игрока, а каждый из четырех главных героев может погибнуть, и это не приведет к остановке сюжета. Так что история о поимке серийного убийцы Мистера Оригами может развиваться очень по-разному.
У Heavy Rain получилось стать отличной детективной драмой, разумно использующей жанровые клише из кино. А еще тут есть один крайне мощный сюжетный поворот, который резко меняет очень многое из того, что мы знали об этой истории. Если вы не догадаетесь заранее и эта магия сработает, то Heavy Rain засияет по-настоящему. Ну, насколько вообще можно сиять в мире с таким приглушенным цветокором.
To The Moon (2011)
Невероятно трогательная игра с шикарной пиксельной графикой. To The Moon – история о врачах, которые вживляют своим умирающим пациентам приятные воспоминания, как бы исполняя их недостижимые желания. По сюжету игры вы отправляетесь в мир Джонни – человека, который всю жизнь мечтал полететь на Луну, чтобы исправить свои воспоминания.
В какой-то мере To The Moon – визуальная новелла, где решения игрока практически ни на что не влияют. Но команда Freebird Games каким-то образом нашла правильный баланс. Как будто ни одно другое визуальное медиа не способно рассказать ту же историю так хорошо, как это сделано в To The Moon. Тут вообще все на своих местах.
Transistor (2014)
Абсолютный шедевр Supergiant Games и тот случай, когда наличие великолепной истории не мешает геймплею быть интересным. В Transistor вы играете за Ред – певицу, которая потеряла голос и теперь ищет его в компании гигантского говорящего меча, который выступает кем-то вроде нарратора. Куда пропал голос? Почему меч говорит? На все это есть ответы, но лучше услышать их не здесь, а в процессе игры.
Transistor – очень тонкая история. Вам не будут рассказывать вообще все: многие вещи останутся просто ощущениями. И это прекрасно. А еще здесь один из лучших саундтреков в истории видеоигр, потрясающая озвучка и возмутительно крутой артстайл. Причем каждый из этих элементов работает исключительно на то, чтобы рассказать вам историю так, как она того заслуживает. Просто вау!
The Banner Saga (2014 – 2018)
Тактические RPG редко уходят в сюжетную часть, но трилогия The Banner Saga – крайне приятное исключение. В этой серии вы играете за нескольких викингов, пытающихся выжить в очень сложном мире. Игра рассказывает линейную историю с началом и концом, но в то же время позволяет вам делать выбор в самые важные моменты. И это всегда работает.
The Banner Saga поднимает кучу взрослых тем, в основном концентрируясь на жертвенности и ответственности, а персонажи тут чувствуются почти как живые люди – точно не как NPC-функции или пустышки-аватары, заполняемые игроком. Сквозная история The Banner Saga равномерно размазана по всем трем играм, и ваши выборы в первой части будут влиять на то, чем закончится третья. Потому что сюжет здесь – буквально центр всего.
The Outer Wilds (2019)
Бесспорно культовая игра, посланная нам, чтобы закончить споры о геймплее и сюжете. Потому что в The Outer Wilds геймплей – это и есть сюжет, а сюжет – это и есть геймплей. Протагонист игры заперт в 22-минутной временной петле, которая перезапускается в момент, когда взрывается сверхновая звезда. И каждый раз вы (уже с новыми знаниями) начинаете заново, пытаясь понять, что происходит в этом мире и как его спасти.
Но сюжет здесь подается не в кат-сценах и диалогах, а через элементы окружения: древние руины, тексты исчезнувшей цивилизации и какие-то мелкие детали. Чтобы понять историю до конца, игроку нужно соединить их. И делать это вы будете не по цепочке задач и квестов, а так, как посчитаете нужным. Чувство свободы делает каждое решение в The Outer Wilds лично вашим, а не навязанным игрой. Финал не только расскажет судьбу пришельцев, оставивших подсказки тут и там, но и даст посмотреть на зарождение чего-то нового.
Disco Elysium (2019)
Как же удивительно работает наш мир! В нем были и The Elder Scrolls III: Morrowind, и Sid Meier’s Alpha Centauri, и Fahrenheit, а видеоигру с лучшим текстом в истории все равно создали два эстонца и их собранная по чистой случайности студия. Как так? Disco Elysium – опыт, который невозможно получить ни в одном другом месте. Немногочисленные критики жалуются на то, что это не игра, а книга, но нет. Книгу нельзя пройти двумя-тремя десятками способов. А Disco Elysium можно.
История о пьяном детективе с амнезией может быть нелепой комедией положений, драмой о грусти и жалости, мистическим путешествием в стиле «Твин Пикс» или политической историей о борьбе капиталистов с пролетариями. Все зависит от того, каким вы сделаете главного героя. Более того, любой провал в Disco Elysium, который вас не убил, двигает игру вперед. Если закроется один способ решить проблему, найдется другой.
Игра даже дает возможность провалить абсолютно все задачи и все равно, жалким и оплеванным, кое-как дойти до финала. Она уморительная, она может вызвать слезы, она глубокая и грубая – да какая угодно, но только не средняя или похожая на что-то, что вы уже где-то видели. Если игры будут существовать через сто лет, то Disco Elysium к тому моменту точно не забудут.
Baldur’s Gate 3 (2023)
Лучшая игра прошлого года и, возможно, одна из лучших в истории. Хотя до самого релиза мало кто мог подумать, что Baldur’s Gate 3 будет хитом такого масштаба. Но разработчики из Larian сделали невозможный проект – тот, который завоевал не только фанатов D&D, стареньких частей Baldur’s Gate или их собственной серии Divinity. Потому что такой вариативности нет больше нигде.
При этом в BG3 нет открытого мира. В первом акте вы увидите одни локации, во втором – другие, а в третьем наконец-то попадете в город. Но в рамках линейной истории можно быть кем угодно и принимать какие угодно решения. Более того, на старте вы даже представить не можете, к каким мощным последствиям приведут те или иные, казалось бы, крошечные действия. Не говоря уже о том, что по качеству написания характеров персонажей (особенно компаньонов) Baldur’s Gate 3 уделала даже такие признанные вещи, как Mass Effect 2.
Комментарии