Перейти к содержимому

6 худших фильмов Гая Ричи. От «Револьвера» до свежего трэша с Джейсоном Стэтхемом

А «Министерство неджентльменских дел» тоже попадет в список?

Гай Ричи – удивительный режиссер. Феноменом, гением и легендой его считают только в Восточной Европе. Значимость фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» завысили так сильно, потому что в пацанской среде они смотрелись как прокачанная версия кино про бандосов из 1990-х. Они же стали причиной, по которой русскоязычная публика обожает Ричи до сих пор, надеясь, что когда-нибудь он снимет что-то похожее.

Иногда фанатам раннего Ричи везет – и тогда выходят «Джентльмены». А иногда везет тем, кто любит хорошо написанное кино – в этот момент появляется «Переводчик». Но с Гаем Ричи никогда не угадаешь, и качество его нового фильма «Министерство неджентльменских дел» пока под вопросом, хотя проект получил неплохие оценки. Ведь бывало и так, что режиссер выдавал очень и очень посредственное кино. Вспоминаем его провалы.

«Унесенные» (2002)

Долгое время считалось, что худшим периодом в карьере Ричи был тот, где он женился на Мадонне и решил, что певица – его новая кинозвезда. «Унесенные» ярко показывают, почему это время так не нравилось фанатам Гая Ричи. Перед нами ромком про матроса Джузеппе и богачку Эмбер, попавших на необитаемый остров. Это слащавая, унылая и невероятно медленная история с самыми кринжовыми диалогами о любви. На их фоне хорош даже второй эпизод «Звездных войн», вышедший в том же 2002-м.

Оказалось, что Ричи умеет снимать про остроумных гопников, но не разбирается в том, как рассказывать любовные истории. «Унесенные» получили целых пять  «Золотых малин», включая награды за худший фильм и худшего режиссера. Последнее особенно важно, потому что рука Гая тут не чувствуется вообще. Конечно, «Унесенные» – не какое-то оскорбление чувств, но во время просмотра очень легко заснуть, а это плохой признак.

«Револьвер» (2005)

«Унесенные» жестко уронили моджо Гая Ричи, что заметно и по его следующему фильму. Казалось, что «Револьвер» обязан сработать: вот вам криминальный сеттинг, вот завязка в виде мести владельцу казино и вот Джейсон Стэтхем со смешными волосами. Как будто Ричи должен был вернуть уверенность и развалить кинозалы по всему миру при своей толпе. Но этого не случилось.

Вместо этого «Револьвер» оказался фильмом, где Ричи заигрался в Нолана, попытавшись превратить гангстерское кино в философскую притчу. К сожалению, он не просто рассказал ее непонятно, но и как будто сам не до конца понял, что хотел сказать. За сюжетом следить невозможно, а в финале «Револьвер» просто не складывается ни во что цельное. Но Ричи и без нас осознал ошибку – перестал упоминать этот фильм и больше не решался экспериментировать с чем-то псевдоглубоким.

«Агенты А.Н.К.Л.» (2015)

Фильм-мираж, который показался многим вполне достойным, но исчез из памяти и культуры, как только его перестали показывать в кинотеатрах. Шпионский боевик с Генри Кавиллом и Арми Хаммером, основанный на старом британском сериале, в целом смотрелся вполне бодро, но состоял из деталей заранее готового набора «Собери кино про шпионов». Погоня на мотоцикле? Чек. ЦРУ против КГБ? Чек. Загадочная женщина? Чек.

Но сильнее всего по «Агентам А.Н.К.Л.» ударил тот факт, что в том же 2015-м мир увидел фильм «Kingsman: Секретная служба» – гораздо более остроумное, плотное и во всех смыслах удачное кино про шпионов. А «Агенты А.Н.К.Л.» все-таки оказались одноразовым опытом. И все же стоит отметить, что это лучший фильм Гая Ричи из тех, что попали в наш музей его поражений.

«Меч короля Артура» (2017)

После «Револьвера» Ричи, конечно, забросил попытки экспериментировать с содержанием, но для «Меча короля Артура» выбрал необычный сеттинг. Это все еще история о харизматичных британских гопниках, но только про Камелот. Почему бы и нет, правда? Так бы и было, если бы Гай Ричи реально рассказал какую-то интересную историю с началом и концом, а он этого не сделал.

Глядя на «Меч короля Артура», видишь не быковатых британских рыцарей, который помогают герою Чарли Ханнэма взойти на трон, а хитрых продюсеров, потирающих ручки в ожидании сиквела. Фильм написан так, будто его создатели были уверены, что продолжение обязательно выйдет, а там уже и круглый стол, и все другие известные элементы мифа об Артуре. Поэтому все, что мы увидели – ленивая история становления с неплохим, но очень типичным голливудским экшном. Очень жаль, что так, потому что из этих ингредиентов можно было сделать что-то получше. 

«Аладдин» (2019)

Честно говоря, никто до сих пор не понимает, стоит ли называть версию «Аладдина» с живыми актерами фильмом Гая Ричи. Потому что режиссерской индивидуальности тут нет. Это фильм Disney, снятый Гаем Ричи из чистого цинизма, чтобы выбить возможность на проект для души. Обычная, кстати, практика для Голливуда: один фильм для них и один фильм для себя. Вот «Аладдин» – для них: продюсеров, инвесторов и прочих решал.

Проигрывает ли «Аладдин» 2019 года анимированному оригиналу 1992 года? Да. И во всем. Но это все еще лучшая и даже единственная смотрибельная попытка Disney переснять свою классику: «Русалочка», «Книга джунглей», «Король лев» и «Красавица и чудовище» получились на несколько порядков хуже. Так что технически «Аладдин» еще не так плох, но ухудшенная версия старого мультика – не то, что хочется видеть от Гая Ричи.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» (2022)

Поздний Гай Ричи и поздний Джейсон Стэтхем в своих худших воплощениях. Если «Гнев человеческий» походил на приемлемый боевичок категории Б, то «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» – это какая-то шутка. И дело не в том, что фильм плохой или стыдный. Он просто бесконечно средний и проходной, а имена персонажей вы забудете сразу же после выхода из кинотеатра.

Суперагент охотится за какой-то суперсывороткой и собирает суперкоманду, чтобы накрыть супербогача. Все это может работать, но элементы «Фортуны» уже были в «Симпсонах» столько раз, что становится тошно. Если бы этот фильм снял не Гай Ричи, то, во-первых, никто бы не заметил разницы и, во-вторых, никто бы не заметил его существования. Очень дежурная, душная и парадоксальным образом бездушная работа.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.