
Как Fortnite убивает видеоигровую индустрию? Игра портит все уже много лет
От этой опухоли так просто не избавиться.
Видеоигровая индустрия пережила и переживает много разнообразных проблем: от инди-трэша в Steam Greenlight до лутбоксов, постковидных увольнений и закрытия крупных студий Филом Спенсером. Но одну болезнь не получается победить аж с 2017 года. И это Fortnite – игра, которая вознесла Epic Games и адаптировала и сделала великой модель PUBG. Многие геймеры и даже люди из индустрии уверены, что Fortnite убивает видеоигры.

Но как одна игра может оказывать настолько большое влияние на индустрию? На самом деле еще как может. Fortnite сделал все, чтобы глубоким и комплексным видеоиграм было сложнее и появиться на свет, и найти/удержать собственную аудиторию уже после выхода. В 2024 году это очевидно как никогда. И все-таки как Fortnite убивает индустрию? Сейчас расскажем.
Battle Pass – главный грех Fortnite
И в то же время его самое гениальное изобретение. Вообще Battle Pass был и до появления Fortnite в той же DOTA 2, но именно в батл-рояле от Epic Games эта система засияла на весь видеоигровой мир. Что же это такое? Помните лутбоксы? Когда-то именно они были символом жадности видеоигровых разработчиков, побуждая игроков совершать микротранзакции. Но вокруг лутбоксов постоянно велись споры.

Многие противники механики считали, что система лутбоксов – это гэмблинг, ничем не отличающийся от казино. И в чем-то они были правы. Вы тратите деньги, но не можете быть уверены в результате. Так вот, появление Battle Pass решило эту проблему. По сути, это система наград, состоящая из нескольких уровней и, как правило, привязанная к отдельным сезонам.

Чтобы поднять уровень, вам нужно заработать опыт, для чего вы выполняете задания и проводите в игре больше времени. С бесплатной частью Battle Pass никаких проблем нет, но некоторые вещи можно получить только в платной версии. Поэтому игроки платят деньги, чтобы иметь возможность закрыть свой Battle Pass и получить нужный лут. Но никакого казино нет: эффект известен заранее – поэтому выходит, что теперь люди тратят деньги внутри игры, понимая, что именно они получат.
В Fortnite идея Battle Pass сработала так хорошо, что после ее начали внедрять и в другие тайтлы. Apex Legends, Rocket League, Call of Duty: Warzone, Rainbow Six Siege – вот неполный список хитовых игр с этой системой монетизации. А учитывая то, что Battle Pass все-таки что-то гарантирует игрокам, геймеры охотно ведутся и вкладывают деньги, заодно увеличивая количество времени, проведенного в игре.

Это, естественно, побуждает разработчиков ставить на модель и выпускать сезонные аналоги Battle Pass вместо того, чтобы делать что-то другое. Как говорил Юрий Хованский: «А зачем вообще что-то, если можно крутить казино?» Тут тот же принцип. Только теперь, в отличие от эпохи лутбоксов, из процесса изъяли токсичный элемент гэмблинга. Но лучше почему-то не стало.
Разработчики пытаются создать свой Fortnite
Представьте, как сильно все завидуют Epic Games. Компания может не выпускать новые игры и ставить все на Fortnite, что в любом случае будет эффективно – Battle Pass работает, игроки стремятся закрыть его побыстрее и крутят денежное колесо. Это называется live service, и вполне естественно, что другие разработчики пытаются адаптировать ту же модель.

Overwatch 2, Valorant, Diablo Immortal, Lost Ark, Genshin Impact, введение в 2022 году live service модели в Halo Infinite – фортнайтизация видеоигровой индустрии и не думает останавливаться. Двигает главами студий, возможно, не только жадность, но и вполне здравая логика: сейчас мы выпустим игру, которая будет кормить нас вечно, а потом сможем разрабатывать, что хотим, и сделаем проект мечты. Круто же, да? Вот только проектов с сезонными ивентами полно, а мегахитовых игр без Battle Pass и сервисного мультиплеера выходит все меньше. Fortnite – ловушка дьявола.
Живучесть Fortnite убивает прогнозы
Удивительный случай произошел с компанией Square Enix. Казалось бы, Final Fantasy XVI – отличный релиз 2023 года и игра, которая нашла свою аудиторию и обрела популярность. Да, на фоне The Legend of Zelda и Baldur’s Gate было тяжело выделиться, но прошлогодняя Final Fantasy точно не была позором. А вот в Square Enix остались недовольны продажами. Почему же?

На этот вопрос ответил один из бывших руководителей Square Enix Джейкоб Навок. Он написал гигантский тред, где рассказал о фортнайтизации и ее последствиях. В частности, Навок сказал одну важную, но неочевидную вещь: бюджеты многих игр и прогнозы по ним были заложены либо еще до появления Fortnite, либо до всеобщей фортнайтизации. То есть, успех условной Final Fantasy XVI был рассчитан для мира, где нет Fortnite. А предсказать его появление в 2015 году было невозможно.

Получается парадоксальная ситуация. Объем видеоигрового рынка растет, но огромная часть денег оседает у нескольких акторов, выпустивших удачные live service игры. А у остальной индустрии проекты проваливаются и недобирают внимания игроков. Так что эффект Fortnite – настоящая чума.
Пока нет причин думать, что Fortnite остановится
Речь о Fortnite в широком смысле, хотя и у игры Epic Games все тоже очень хорошо. Прибыль Roblox, Fortnite и других проектов с механиками Battle Pass/Season Pass продолжит расти, а крупные издатели и разработчики будут копировать эту модель.

Главный вред, наносимый Fortnite игровой индустрии, заключается в том, что геймеры не успевают играть в новые игры. Потому что им нужно еще закрывать Battle Pass. Из-за этого в мире видеоигр сломалась устоявшаяся система, которая напоминала прокат в Голливуде. Раньше было так: выходит новая игра, у нее есть какой-то срок, потом люди ее проходят и двигаются дальше. И разработчики выбирали слоты для релизов, учитывая именно эти факторы. Но теперь есть Fortnite и другие подобные игры, которые не собираются никуда уходить.

И все же это не означает, что игровому миру конец. Вспомните, каким был 2023 год. Абсолютно честная и старомодная Baldur’s Gate 3 собрала кучу наград, зашла лучших любых прогнозов, и никакая фортнайтизация ее не остановила. Теплое и сухое место нашлось и для симпатичных маленьких проектов, вроде Dredge. А вся индустрия не сможет перейти на Battle Pass. Но тенденция все равно беспощадная, особенно для геймеров старой школы, для которых Fortnite и Roblox – не игры детства, а злодеи, которые пришли и все испортили.
Комментарии