Перейти к содержимому

Как Assassin’s Creed умерла и перестала быть великой игрой? Новая часть может возродить серию, но сомнений очень много

Ubisoft загнала себя в ловушку.

Assassin’s Creed – одна из самых известных и популярных игровых франшиз современности, но репутация у нее не самая лучшая. Когда-то давно игру о противостоянии ассасинов и тамплиеров обсуждали все, а затем она превратилась во флагманскую серию Ubisoft и потеряла собственное лицо. 16 мая компания анонсировала новую часть под названием Assassin’s Creed Shadows, но фанаты классических ранних игр заранее в нее не верят.

Что же произошло с Assassin’s Creed? Почему новые части так отличаются от того, что было раньше? И почему Ubisoft продолжает их выпускать? В этом тексте мы ответим на все вопросы максимально доступным языком. А еще расскажем, в чем на самом деле проблема геймеров, которые каждый раз ругаются на очередную Assassin’s Creed и вспоминают Альтаира.

Как Assassin’s Creed захватила мир?

Первая часть вышла в 2007 году и сразу же стала грандиозным хитом. В мире, где Hitman и Splinter Cell были живой классикой, а о Thief уже помнили немногие, симулятор убийцы с мощной стелс-системой и паркуром не мог не стать популярным. Мета-историю с Дезмондом Майлзом и Анимусом воспринимали далеко не все игроки, но ассасина Альтаира полюбили моментально.

Отчасти Assassin’s Creed появилась как внутренний ответ Ubisoft своей же Prince of Persia. Дело в том, что каждая следующая часть накладывала на компанию обязательство доплачивать создателю оригинальной Prince of Persia Джордану Мекнеру. Идея была простой: если новый бренд с похожими механиками добьется сопоставимого или большего успеха, Ubisoft сможет сосредоточиться на Assassin’s Creed и не тратить лишние деньги. Так оно в целом и вышло. Так что Assassin’s Creed при рождении еще и на долгие годы похоронила Prince of Persia.

Сиквелы были неизбежны, так что история Дезмонда продолжилась в 2009 году с выходом Assassin’s Creed II, где вместо Альтаира аватаром главного героя из прошлого стал Эцио Аудиторе, а действие перенесли в Италию эпохи Возрождения. И если первая часть была скорее экспериментом, то вторая мощнейшим образом развила и механики, и конспирологический сюжет, так что оценки у нее выше, а любовь аудитории крепче. С момента появления Assassin’s Creed II каждую часть франшизы стала ждали с трепетом. Ну, до какого-то момента.

Оригинальная история закончилась в Assassin’s Creed III

На то, что происходит с Дезмондом/Эцио, мы смотрели и в Assassin’s Creed Brotherhood, и в Assassin’s Creed Revelations, а закончилась эта сюжетная линия в 2012 году, когда вышла Assassin’s Creed III. Там исторической локацией стали Соединенные Штаты XVIII века, а в современности Майлз, его отец, Ребекка Крэйн и остальные пытались что-либо сделать с информацией об артефактах древних цивилизаций, извлеченных из разума Дезмонда.

Финал Assassin’s Creed III понравился далеко не всем. Все-таки ситуация, где Дезмонд либо жертвует собой и спасает Землю, либо позволяет случиться глобальной катастрофе ради того, чтобы стать мессией – это выбор без выбора. Но самое-то главное в том, что вся эта запутанная история, заигрывающая как с историей, так и с конспирологической бульварной литературой вроде Дэна Брауна, наконец-то закончилась.

В этот момент Ubisoft столкнулась с большой проблемой. Весь глобальный лор тамплиеров и ассасинов уже был раскрыт. Дезмонда, с которым игроки провели пять частей серии, не вернуть. Но в то же время Assassin’s Creed III побила кучу рекордов и стала самой быстрораспродаваемой игрой Ubisoft. Франшиза могла бы кормить компанию еще много лет. Хотя почему «могла бы»? Разработчики приняли решение продолжить Assassin’s Creed, но уже с меньшим фокусом на Анимусе и современных сюжетных линиях.

Проблемы серии стали заметны в Black Flag

Тут необходимо отметить одну фундаментальную вещь. Assassin’s Creed IV: Black Flag – хорошая игра, которая покорила большую аудиторию. Геймерам в руки никогда еще не давали настолько качественный симулятор пиратства, не похожий ни на кривоватых, но милых «Корсаров», ни на аркадную Sid Meier’s Pirates! А в Black Flag были и харизматичные персонажи, и отличные для своего времени морские сражения. Только одно обстоятельство тянуло ее на дно, а именно бренд Assassin’s Creed.

Многие критики сходятся на том, что Black Flag бы только выиграла, если бы из нее намертво вырезали ассасинов, тамплиеров и новую сюжетку из современности. Как пиратский экшен – это top of the tops, сомнений нет. Но как Assassin’s Creed – нет. Black Flag сильно уступала истории Дезмонда в харизме, занижала ставки и мешала как следует пиратствовать.

Представьте, что вы запустили ее только потому, что всегда любили «Пиратов Карибского моря», читали Стивенсона и Сабатини и просто хотите погрузиться в эту историческую эпоху. Black Flag как бы дает эту возможность, но постоянно вырывает в шизолор обновленной Assassin’s Creed. Обидно! Но в тот момент это были чуть ли не единичные голоса, потому что глобально Assassin’s Creed IV: Black Flag приняли довольно тепло.

Новые Assassin’s Creed превратились в экскурсии

Наверное, это самая большая проблема серии. Части с первой по Assassin’s Creed III рассказывали цельную историю, параллельно давая возможность побегать по квазиисторическому сеттингу. Встретить представителей семейства Борджиа, Никколо Макиавелли и так далее. Но после окончания истории Дезмонда Майлза эти две концепции перестали синергировать друг с другом.

Assassin’s Creed из настоящей игры превратилась в формулу. Теперь это была игра, где обязательно есть какой-то интересный период из истории + битвы ассасинов и тамплиеров, как бы сильно одно ни мешало другому. И если ранние игры еще как-то старались не превращаться в фан-сервис, то о поздних такого не скажешь.

Лучший пример – Assassin’s Creed Unity 2014 года, где действие разворачивалось в Париже XVIII века. Видимо, в глазах разработчиков нельзя съездить в Париж и не попробовать круассан, глядя на Эйфелеву башню, поэтому из-за некоторых поломок в Анимусе в городе, где такой постройки еще нет, башня в какой-то момент появляется. И это уже намного ближе к книгам про попаданцев, чем к экшен-RPG в историческом сеттинге.

Не говоря уже о том, что в Odyssey и Valhalla появляется не только история, но и мифология. Например, в Древней Греции мы видим циклопов и других мифических существ, что уже очень сильно отдаляет нас от оригинальной концепции. А уж о попытках загнать в лор этих игр ранние протоверсии еще не появившихся ассасинов и тамплиеров лучше не вспоминать.

Еще одна беда: игры слишком одинаковые

В чем принципиальная разница между Assassin’s Creed Odyssey и Assassin’s Creed Valhalla? Если честно, ее нет. Просто в одной игре у вас Скандинавия, а в другой Древняя Греция и Египет. Геймплейно это практически идентичные вещи, суть которых, как мы уже сказали, сводится к тому, чтобы запустить игрока побегать по какому-то яркому сеттингу. И все.

Более того, у ранних Assassin’s Creed хотя бы была четкая сюжетная структура. Но из-за открытого мира и гигантского количества побочных миссий поздние версии превратились в бесконечные пустыни, наполненные безумным количеством адовой нудятины. Любой геймер знает мемы о том, что Odyssey раскрывается спустя 50 часов игры. И это никогда не было комплиментом разработчикам.

По сути, вы все еще можете получать от Assassin’s Creed удовольствие. Особенно если с вами очень сильно резонирует какая-то конкретная эпоха. Но учитывая привычку многих геймеров играть в каждую новинку, устать от новых Assassin’s Creed совсем не сложно. Потому репетитивный геймплей в разных декорациях никогда не был сутью этих игр. Это случилось с ними уже посмертно. Ubisoft превратила стелс-экшен в длинную экскурсию с элементами RPG. Естественно, это сильно отталкивает всех старых фанатов.

Ubisoft не может отказаться от Assassin’s Creed

Когда-то французская компания была знаком качества, но эти времена давно прошли. Теперь Ubisoft превратилась в контору, которая может только доить деньги из самых дорогих брендов в своей коллекции. В одной камере сидит несчастный Far Cry с вышками, а в другой Assassin’s Creed. Тоже в общем-то с вышками и неизменной формулой. 

Проблема в том, что когда вы делаете бизнес и финансируете кучу побочных студий, у вас вряд ли возникнет желание застрелить франшизу, которая приносит больше всего денег. Вы бы еще пришли в офис Electronic Arts и попросили отказаться от FIFA/EA Sports FC во имя вселенской справедливости! Конечно же, вещи так не работают.

Сейчас кажется, что сам по себе бренд Assassin’s Creed одновременно и тащит, и тяготит Ubisoft. Компания явно застряла в нем и хотела бы иметь пожизненную сервис-игру, как та же FIFA у Electronic Arts, но в то же время не может отказаться от ассасинов. Valhalla и Odyssey легко бы могли оказаться отдельными играми про Скандинавию и Грецию, но штампик Assassin’s Creed гарантирует большие продажи. Поэтому франшиза застряла в бесконечном лимбе.

Какой будет Assassin’s Creed Shadows?

Пока неясно. Да, действие будет происходить в средневековой Японии, а игрокам предстоит управлять двумя героями, отвечающими за разные аспекты геймплея. Стелс-миссиями руководит девушка-шиноби Наоэ – и это приятная новость для фанатов, потому что в новых Assassin’s Creed драться с толпами врагов приходилось чуть ли не чаще, чем подкрадываться и паркурить в стиле старины Альтаира.

Второй персонаж – чернокожий самурай Ясукэ, чье присутствие в игре уже вызвало истерики у консервативно настроенной части геймеров. Это при том, что Ясукэ был реальной исторической фигурой и сначала прибыл в Японию в качестве раба. Так или иначе, пока мир четко знает только эту информацию и то, что Shadows выпустят 15 ноября 2024 года.

Будет ли серия Assassin’s Creed когда-нибудь снова прежней? Вряд ли. Эффект новизны из конца нулевых вы уже не почувствуете, а история Дезмонда Майлза и его аватаров была рассказана от начала и до конца. Чего действительно стоит ожидать, так это превращения бренда в какую-нибудь крупную сервисную онлайн-игру с подгружаемым контентом. Может быть, тогда свободной будет не Assassin’s Creed, но хотя бы Ubisoft, у которой давно не было по-настоящему крупных и успешных оригинальных проектов.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.