8 песен, ставших культовыми после смерти исполнителей. От забытого хита Виктора Цоя до трека Nirvana
Последняя песня Горшка тоже здесь.
Вот грустная правда о пиаре: для музыканта эффективный способ войти в историю – умереть в расцвете сил. Группа Nirvana была бы одной из великих гранж-команд, но не самой, если бы с Куртом Кобейном не случилось то, что случилось. Сид Вишес из Sex Pistols не стал бы фольклорным героем, если бы его история сложилась по-другому, а на заборах в 1990-х и 2000-х не писали бы имя Тупака Шакура. Но мы и так все это знали, правда?
Иногда нечто похожее происходит не с самими артистами, а с конкретными частями их творчества. Многие песни становятся большими и важными только после смерти исполнителей, а какие-то даже из-за смерти. Вот несколько примеров.
Nirvana – About A Girl
При жизни Курта Кобейна About A Girl была обычной песней с альбома Bleach 1989 – далеко не самой хитовой. Ситуация улучшилась, когда в 1991 году ее включили в альбом Nevermind. Но по-настоящему популярной About A Girl стала только после смерти лидера Nirvana в 1994-м.
Дело в том, что About A Girl включили в сборник MTV Unplugged. И когда мир сошел с ума, оплакивая Кобейна, мелодичная незаметная песня оказалась очень кстати. Это идеальный саундтрек для грустных нарезок. Да, ей в любом случае далеко до Smells Like Teen Spirit по уровню популярности, но About A Girl и правда взлетела только после смерти Курта.
Татьяна Снежина/Алла Пугачева – Позови меня с собой
Все нормально: Алла Пугачева жива. Но поэтесса Татьяна Снежина, написавшая и впервые исполнившая песню «Позови меня с собой», трагически погибла в 1995 году. Брат Снежиной каким-то невероятным образом довел трек до Аллы Борисовны. Так «Позови меня с собой» стала одним из главных хитов 1997 года и 1990-х в целом.
Конечно, далеко не все знают, кто такая Татьяна Снежина и что «Позови меня с собой» – ее работа. Но тут есть два важных момента. Во-первых, это один из тех случаев, когда песня обрела популярность не только после смерти артиста, но и из-за смерти. Во-вторых, сама Снежина в узких кругах тоже обрела культовый статус. О ней снимают видео и пишут статьи. Ее даже упоминают в треках – так, строчка про Снежину звучит в песне «30 лет» томской электроклэш-группы «Убийцы». И не только там.
Elvis Presley – A Little Less Conversation
Та самая песня Элвиса, которая постоянно звучит в фильмах. «Одиннадцать друзей Оушена», «Брюс Всемогущий», «Пассажиры» и еще много других произведений, где вы могли ее слышать. Но при жизни Пресли A Little Less Conversation не знал почти никто. То есть, да, она вышла в 1968 году и звучала в фильме «Немного жизни, немного любви», но в топ хитов Элвиса не входила даже близко. А потом ее воскресили.
Все дело в том, что A Little Less Conversation, какой мы ее знаем, – не оригинальная версия. В кино играет ремикс голландского диджея Junkie XL, который прислушался к строчке «A little more action please» и сделал песню Элвиса более басистой и динамичной. Но ретроспективно кажется, что это был чуть ли не один из главных хитов в карьере Пресли, что, конечно, абсолютная иллюзия.
КИНО – Малыш
«Когда ты робко ко мне подходишь, малыш, ты меня волнуешь», – этот комедийно-пошлый текст если и заиграл у вас в голове, то голосом Ильи Лагутенко из группы «Мумий Тролль». И неслучайно – он действительно исполнял эту песню и даже сделал ее знаменитой. Но многие не знают, что «Малыша» придумал Виктор Цой. Почему так?
На самом деле песня не входит в официальную дискографию. Она вышла на альбоме 2002 года «Последние записи», где собраны неизданные песни группы «КИНО», записанные незадолго до смерти Цоя. Зато здесь мы точно не можем обвинить слушателей в знаменитом синдроме «Виктор Цой скачать все альбомы». Песню «Малыш» сделала популярной группа «Мумий Тролль», так что почти все прослушивания пришли чистыми и никак не связаны со смертью Цоя.
Notorious B.I.G. – Going Back To Cali
Честно говоря, сюда подойдет что угодно с альбома 1997 года Life After Death, вышедшего через две недели после смерти Бигги. Но Going Back To Cali подходит лучше всего. Во-первых, трек действительно стал одним из самых популярных на альбоме. Во-вторых, B.I.G., главный рэпер Восточного Побережья, тут читает о том, как возвращается в Калифорнию, а это уже West Coast.
9 марта 1997 года Бигги застрелили из проезжающей мимо машины именно в Лос-Анджелесе – то есть, в Калифорнии. Так что Going Back To Cali в среде поклонников Notorious B.I.G. со временем получила символический и почти мистический статус. Хотя если присмотреться к тексту, там нет никаких мрачных намеков или зловещих предзнаменований. Но с точки зрения драмы, конечно, красиво.
Joy Division – Love Will Tear Us Apart
Самая популярная песня Joy Division. Ну, может быть, на одном уровне с Disorder, но так или иначе. Голос Иэна Кертиса плотнейшим образом ассоциируется именно с этой песней. И неудивительно – текст полностью отражает автора. В Love Will Tear Us Apart завернут Иэн Кертис целиком: со всеми стремлениями, депрессиями, неуверенностью, борьбой с собой и прочим, что в итоге привело его к тому, что случилось в 1980 году.
Группа Joy Divison к тому моменту уже была довольно популярной, но после смерти солиста ее известность увеличилась в разы, как часто бывает в таких случаях. А Love Will Tear Us Apart посмертно стала главным хитом Иэна Кертиса, хотя при его жизни эта песня не была так любима массовым слушателем.
Mac Miller – Circles
Рэпер Мак Миллер умер от передозировки в 2018 году, но, как и многие его коллеги, продолжил выпускать песни. И речь не только о каких-то неизданных демках. Посмертный альбом Circles 2020 года так вообще оказался одной из самых популярных работ музыканта, а его титульная песня теперь считается одной из лучших в карьере Мак Миллера.
Есть ли в этом что-то удивительное? На самом деле нет. Circles звучит очень мягко и мелодично, в ней Мак Миллер задумчиво рассуждает о жизни, и это ровно то, что поклонники и должны включать в случае смерти своего кумира. Под Circles легко грустить и рассуждать, а написана она очень неплохо. Наверное, трек взлетел бы и в том случае, если бы он успел выйти перед смертью рэпера.
Король и Шут – На краю
Финальная ария Суини Тодда из альбома-мюзикла Todd, последней работы Михаила Горшенева. Надо ли вообще объяснять, почему после смерти Горшка ее объявили культовой? Это воплощенная мечта солиста «Короля и Шута» объединить панк-рок с музыкальным театром, сжатая до прощального текста. Символичнее некуда.
В прошлом году свой вклад в то, чтобы «На краю» стала еще более культовой, внес и сериал «Король и Шут». Песня звучит в момент, когда Князь и Горшок окончательно расходятся, потому что Горшенев выбирает театр. Происходит это в предпоследней серии, так что Михаил в этот момент действительно стоит на краю. А была бы эта песня такой же важной и заметной, если бы история сложилась по-другому? Очень вряд ли.
Комментарии