Перейти к содержимому

Каким стендапером был Юрий Хованский? Вспоминаем карьеру Юры в качестве комика

Когда-то он и правда жил комедией.

Интервью Юрия Хованского ютуб-каналу «Вписка» стало довольно большим событием: блогер выдал много ярких тейков, а еще подтвердил репутацию человека, которому на все плевать. Но на все ли? В разговоре про стендап так не казалось. Как будто Хованский до сих пор сильно заинтересован в комедии и готов много и подробно рассуждать о ней.

В интервью Юра заявил, что ни у кого из блогеров не было перспективы стать настоящим стендап-комиком, согласился с недавними высказываниями Артура Чапаряна и посоветовал не завидовать стендаперам, потому что это очень тяжелая работа. А еще напомнил, что третий сезон Russian Stand-Up – момент, когда он перестал стараться и оправдывать чьи-либо ожидания. Мы же сейчас вспомним, каким стендап-комиком был Хованский и как это закончилось. Выступление на концерте Моргенштерна* не в счет – это был скорее перформанс.

Насколько Хованский горел стендапом?

Максимально. Если что, ID канала Юры на YouTube до сих пор – RussianStandUp. То есть, Хованский планировал это не как временное развлечение, а как занятие всей жизни. У раннего Ховы было два флагманских режима – Тот Парень С Гитарой и стендап-монологи, записанные перед камерой. Причем последнее происходило в период, когда у российских комиков еще не было концертов. 

Да, сначала существовали только спешлы (если это можно так назвать) резидентов Comedy Club Александра Незлобина и Павла Воли. Потом появился первый независимый концерт от Кирилла Сиэтлова. Но между этими явлениями Хованский уже выкладывал свои монологи на YouTube. И это далеко не все.

Ричард Херринг

В той же «Вписке» он вскользь упоминал, что спонсировал многие переводы западного стендапа. Это действительно так. Концерты Ричарда Херринга или, например, Азиза Ансари переведены полностью на деньги Юрия Хованского – и вы могли этого не заметить. Еще раз: циничный человек, который почти все делает ради денег и не имеет репутации мецената, тратил бабки на переводы комиков, которые ему нравятся. И не для себя – сам он мог спокойно посмотреть их на английском. Что это, если не любовь?

Ранний стендап Хованского сейчас тяжело смотреть

Сложно вспомнить, как это выглядело в начале 2010-х, но сейчас это не получится воспринимать. Тогда многие блогеры-стендаперы считали, что комедия – это когда ты ведешь себя максимально цинично и просто атакуешь публичные устои. Поэтому шутки про религию, матерей или что-то подобное были нормой. Но дело ведь не в темах, а в мастерстве, правда? И настоящая беда в том, что эти панчи не были тонкими.

В одном из первых выпусков Russian Stand-Up Хованский просто злился на тупых людей. Без особых панчлайнов: история + яростная реакция, зато без цензуры и кривляний в стиле Comedy Club. Да, в начале видео была табличка «Тут вам не Comedy Club», потому что нужно было объяснять, как выглядит стендап и снимать с него какие-то стигмы. Будем честны: человеком, который в итоге это сделал, был не Юрий Хованский, но он пытался.

При этом у Юры даже были подражатели. В ранних выпусках шоу Dniwe Мэддисон выделял категорию школьников, которые записывали стендап в стиле Хованского. Судя по всему, они почерпнули только то, что нужно экспрессивно рассказывать какие-то истории и неприятно вести себя в кадре.

Был ли у Хованского смешной стендап?

Со скидкой на время – да. В шоу «[стоя]» собрано несколько неплохих для своего времени монологов Хована. Самым удачным из них получился выпуск про Незнайку. В нем Хованский пересказывал детскую книжку и заострял внимание на особенно странных моментах, обличая социальные грехи коротышек из Солнечного Города. Получилось забавно.

Во-первых, потому что казнь вселенной Незнайки сильно отличалась от типичных для тех лет представлений о том, что такое стендап. Здесь не было бытовой комедии наблюдений. Во-вторых, потому что Хованский был сильно вовлечен в предмет. Как мы видим по интервью «Вписки», Юра даже сейчас ассоциирует себя с Незнайкой, так что для него это была важная тема.

Но сам Хованский выделяет другую работу – концерт 2016 года «Старые шутки о главном». Хороший ли это стендап? Ну, не совсем. Если сравнивать его с ранними монологами самого Юры, то да, безусловно. Блок за блоком, с отсылками для зрителей, метафорами про доту, неплохим наблюдением про 5D-кинотеатры и забавной пародией-гиперболой на интеллектуальный стендап.

Но в 2016-м в России уже начала появляться стендап-комедия: и независимая, и медийная. Будущие звезды Stand-Up Club #1 уже выкладывали монологи. Просто до концертов они доросли чуть позже. И на фоне этих комиков, как и на фоне условной «Божественной комедии Кирилла Сиэтлова», Хованский уже выглядел очень бледно.

И понятно, почему. Комик растет, когда долго проверяет материал на открытых микрофонах и выступает перед пьяной публикой в барах, где его комедия никому не нужна. Все, кого вы знаете как нынешних звезд комедии, через это проходили. Особенно те, кто начал давно, а не в последние несколько лет, когда в Москве и Питере уже стало много хорошо организованных мероприятий.

Чтобы выдать десять минут крутого материала, нужно выступать с ним как минимум несколько месяцев. А Хованский хоть и был более подкован в стендапе, чем другие блогеры, все-таки больше ориентировался на свой вкус и работал для своей аудитории. К чести Юры, в маленьких клубах на старте карьеры стендапера он все-таки выступал, но явно меньше, чем комики после него.

А что пошло не так с третьим сезоном Russian Stand-Up?

Великая история. Юрий Хованский собрал сотни тысяч рублей на третий сезон Russian Stand-Up, но проект никому не понравился. И с тех пор Юра, как он сам теперь говорит, перестал стараться и начал делать только тот контент, который смешит его самого. Но чем был этот третий сезон?

По сути, Юра просто украл идею Стюарта Ли с его шоу Stewart Lee’s Comedy Vehicle (обычно переводят как «Машина комедии Стюарта Ли»). В начале монолога идет что-то похожее то ли на интервью, то ли на допрос, а потом нас ожидает отрывок со стендапом, где Хованский – сюрприз-сюрприз – снова экспрессивно что-то критикует.

Stewart Lee’s Comedy Vehicle

При этом некоторые шутки тоже были взяты у западных комиков. В выпуске Russian Stand-Up про личную жизнь Юра полностью процитировал одну из любимых шуток Стюарта Ли о том, что грустнее, чем отсутствие аплодисментов, только ситуация, когда в зале хлопает один человек. Конкретно здесь он вряд ли сделал это специально, но ощущение неоригинальности уже было не прогнать.

Люди начали массово дизлайкать ролики, отписываться и писать, что Хованский потратил собранные с аудитории 450 тысяч рублей на алкоголь, а третий сезон снял за копейки. Заявление очень спорное, потому что аренда большого зала, профессиональная съемка с нескольких камер, свет и все остальное – это очень дорого. Но щитшторм в комментариях было не остановить.

Третий сезон Russian Stand-Up раздавил репутацию Хованского и был первым случаем, когда Юра потерял свою популярность. Причем без шуток: просмотры упали до десятков тысяч, что в принципе означает смерть канала. Чтобы вернуть все это, потребовались Versus с Дмитрием Лариным и «Батя в здании», так что эффект был мощнейший.

При этом Хованский по инерции продолжил делать Russian Stand-Up в стиле двух первых сезонов, где он просто мерзко вел себя на сцене, но этот проект уже было тупо некому смотреть. Если бы Юра продолжил идти в этом направлении, то что-то могло измениться. Но Юра-стендапер умер в концертном зале «Аврора», где снимался третий сезон. Его растоптала разъяренная аудитория. Все, что было после, включая «Старые шутки о главном» – уже не всерьез.

* – признан иноагентом в РФ.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.