Перейти к содержимому

Почему тру-крайм так популярен, особенно среди женщин? Саша Сулим появилась не случайно

Как же надоел этот жанр!

Истории о серийных убийцах и криминальных разборках были популярны всегда: как в художественном, так и в документальном виде. Но в последние несколько лет мы наблюдаем дикий взлет жанра тру-крайм. О реальных преступлениях рассказывают все: десятки тематических подкастов, комики с ТНТ, журналистка Саша Сулим и даже медиаменеджер Сергей Минаев. Этот сегмент генерирует очень неслабые просмотры.

Почему тру-крайм так популярен? Почему он взлетел только сейчас? И почему основу его аудитории составляют женщины? Вопросов очень много. Но мы, к счастью, смогли разобраться в них и найти ответы. На самом деле с историями про маньяков все довольно просто.

Современный тру-крайм популяризировал Netflix

Маньяки активно ворвались в поп-культуру с выходом фильма Альфреда Хичкока «Психо» 1960 года. До этого большие режиссеры не интересовались такими темами, а история убийцы Нормана Бейтса так шокировала наивную публику 1960-х, что у кинотеатров дежурили машины скорой помощи. Сейчас фильм тоже способен напугать, но явно не настолько сильно. Конечно, убийцы появлялись на экранах и раньше, но выход «Психо» вывел феномен на новый уровень.

С тех пор у нас появилось немало известных маньяков: Ганнибал Лектер, Декстер, фантастические Майк Майерс из «Хэллоуина» и Фредди Крюгер из «Кошмара на улице Вязов», конструктор Джон Крамер из «Пилы», а также вполне реальные Зодиак, Джеффри Дамер, Чикатило и другие.

Эти экранные образы были отталкивающими, но каждый по-своему привлекал аудиторию. Тот же Альфред Хичкок объяснял любовь зрителей к хоррорам и триллерам так: «Дрожать от страха, находясь в полной безопасности, очень приятно». И это вполне логично. Но, помимо ощущения аттракциона, был и еще один эффект – возможность заглянуть в голову опасному человеку, который мыслит не так, как вы.

Помимо художественного кино, существовали и документалки. Их тоже всегда было много. Но повальный культ начался с сериала Netflix 2015 года «Создавая убийцу». Это история Стивена Эйвери, осужденного за изнасилование, которого он не совершал. Проект стал дико популярным в США, так что стриминги, в особенности Netflix и HBO, начали соревноваться друг с другом, увеличивая число мощных документалок о различных преступниках.

В России были свои культовые передачи о маньяках

Не одна и не две. Даже особо циничные выпуски программы «600 секунд» становились культовыми из-за того, что в кадре рассказывалось об ужасающих преступлениях. Но вечную славу заслужили такие проекты, как «Криминальная Россия» и «Следствие вели».

В первой часто показывали то, что вряд ли прошло бы цензуру ютуба: о страшнейших вещах говорили холодным отстраненным голосом. Это в какой-то мере завораживало. Вторая же стала культовой благодаря ведущему Леониду Каневскому, знаменитому по своей мемной фразе «Но это уже совсем другая история».

Так или иначе, обе передачи – эталонный тру-крайм своего времени: «Криминальная Россия» была шедевром середины 1990-х, а «Следствие вели» – середины 2000-х. Поэтому многие из нас чуть ли не с детства привыкли слушать прохладные истории о преступлениях, подаваемые в литературной форме.

Тру-крайм на YouTube был вопросом времени

Все, что мы рассказали сейчас, никогда не было тайной. Маньяки, громкие убийства и их расследования всегда привлекали внимание людей, потому что это вечный шок-контент. Форматы работали годами и даже десятилетиями. Можно было не сомневаться, что рано или поздно этот же контент попадет в руки блогерам-любителям.

Невозможно сосчитать, сколько в рунете тру-крайм подкастов или каких-то похожих проектов, авторы которых просто вооружаются вторичной информацией о громких преступлениях и собирают просмотры. В лучшем случае вы услышите пересказ документалки и нескольких статей, сжатый до необходимого объема. В худшем – авторы просто обрабатывают то, что есть в «Википедии». Если это сделано не совсем плохо и выложено вовремя, аудитория найдется.

По сути, истории реальных преступлений стали современным аналогом страшных сказок на ночь. А еще этот формать очень удобен для производства. Его авторам не нужно ничего, кроме подготовки. Часто не нужна даже видеокамера. Ресерч, приличный звук и навыки монтажа – все, видео готово. Абсолютные мелочи по современным блогерским меркам.

Бывают ли в таких видео ошибки? Да. Конечно. А еще бывают противные голоса и стремный эмбиент на фоне, но просмотры все равно летят. Что же касается фактических неточностей, то с блогеров тут просто некому спрашивать. Большая часть зрителей не будет ничего проверять, а одинокие голоса экспертов тупо не будут услышаны. Беспроигрышная ситуация.

Почему тру-крайм так любят женщины?

Тру-крайм контент привлекает невероятные объемы женской аудитории. И тут не нужно далеко ходить за верификацией – просто опросите свое окружение. У автора этого текста, например, найдется более десяти знакомых женщин, которые регулярно слушают или смотрят что-нибудь про маньяков. Почему?

Как ни странно, на этот вопрос нет четкого ответа,  но большинство психологов приводят один и тот же аргумент: для женщин истории об убийцах – не просто увлечение, но и своего рода образовательный контент. Потому что статистически девушки, в отличие от мужчин, намного чаще становятся жертвами маньяков, чем убийцами.

Получается, что слушательницы и зрительницы тру-крайма как бы пытаются понять, как вовремя распознать маньяка и не стать его жертвой. Даже если многие из них и не осознают, что ими двигает именно такой интерес. Так что прохладные обзоры на серийный убийц – что-то вроде женской версии Римской Империи. Они просто чаще об этом думают.

Саша Сулим и другие звезды пришли в жанр вовремя

Мы уже разбирали кейс журналистки Саши Сулим. Она, возможно, особый случай, когда человек нашел естественную нишу. Сулим писала о маньяках для разных изданий, сделала самое масштабное исследование Ангарского маньяка и написала хитовую книгу «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России». Но жанр тру-крайм в последние годы не просто так пополнился профессионалами.

Тематическая рубрика появилась на YouTube-канале Сергея Минаева, а еще был подкаст «Дела» на Labelsmart, где комики обсуждали маньяков сначала с той же Сулим, а потом и с новым ведущим Василием Бейнаровичем. Все потому, что тру-крайм стал настолько большим, что серьезные медиаигроки поняли, что на нем можно рубить солидные просмотры.

Для зрителей этот приток профессионалов – большой плюс. Та же Сулим способна привлечь к своим роликам живых участников обсуждаемых дел, вплоть до Иссы Костоева – следователя, поймавшего Чикатило. А если речь идет о каких-то западных маньяках, в студии Саши все равно будут мощные эксперты. 

У трукраймеров-любителей нет ни ресурсов, ни навыков, ни связей, чтобы производить такие выпуски, поэтому контент об убийствах сделал круг и вернулся к уровню источника своей популярности – документалкам от Netflix и других стримингов. Конечно, видосам для YouTube все еще далеко по качеству до настоящих документалок, чьи создатели изучали дело многие месяцы, а иногда и годы. Но общий рост качества – все равно приятный тренд.

Неизвестно, как долго продлится мода на тру-крайм, но кое-что понятно уже сейчас. Нон-фикшн рассказы о реальных преступлениях уже никогда не опустятся ниже определенной планки популярности. Потому что интерес к подобным темам – это, судя по всему, естественное состояние общества. Просто сейчас мы пришли к тому, что производство такого контента стало доступно слишком многим людям. На одной только «Яндекс.Музыке» найдется 7-10 в меру популярных подкастов об убийствах, что уж говорить про YouTube. Так что волна популярности тру-крайма, хоть она и пришла неожиданно, в каком-то смысле была с нами всегда.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.