Перейти к содержимому

«Слово пацана» – клип с плохо продуманной историей». Знаменитый сценарист – о русских сериалах

Максим Есаулов против пацанского хита.

В телеграм-канале «Культовые русские сериалы» (обязательно подписывайтесь) есть не только обзоры на премьеры и новости из российской сериальной индустрии, но и рубрика «Блиц». Мы приглашаем туда топовых актеров, сценаристов, продюсеров и даже критиков.

28 февраля гостем рубрики стал создатель сериала «Ментовские войны», сценарист и писатель Максим Есаулов. Он проехался по «Слову пацана», описал главную проблему стриминг-индустрии и назвал любимый сериал последней пятилетки. Вот мощнейшие ответы легенды российского телевидения.

Максим Есаулов

Любимый русский сериал последнего пятилетия?

Сложный вопрос. Я стараюсь смотреть все новинки, но отношусь к сегменту, для которого создают мало продукции. С одной стороны, я избалован качеством зарубежных сериалов, и большинство эфирных проектов мне неинтересно – из-за их примитивности или из-за низкого бюджета. С другой – люблю жанровость, люблю верить в персонажей и сопереживать им. Поэтому многие стриминг-продукты либо не интересуют меня в силу возраста и сферы увлечений, либо расстраивают глупостью, как большинство криминальных сериалов. Либо оставляют чувство неудовлетворенности, как «Балет» и «Нулевой пациент».

Поэтому остановлюсь на «Капельнике». Ничего не ждал, но он удивительным образом сложился и мне понравился. Не знаю, лучший ли это сериал пятилетия, но выберу его.

Русский сериал, от которого вы ждали большего?

«Слово пацана». Я видел в «казанском феномене» объект для глубокого исследования природы насилия и основ манипуляции. Это можно положить на интересную драматическую интригу. А получил видеоклип: талантливо снятый и гениально раскрученный. Но, на мой взгляд, с плохо придуманной историей.

Мой, к сожалению, рано ушедший многолетний соавтор Роман Лебедев в юности тоже был группировщиком. Он рассказывал множество сильных деталей о жизни группировок и внутренних порядках, которые прекрасно характеризуют это явление. В сериале я этого не увидел. Жаль, что такая тема оказалась разменянной на стандартное «миллениальное» кино. Дорогое, яркое, но примитивное.

Любимый персонаж из русских сериалов?

Персонажи из «Реальных пацанов». Особенно пара Сергей Иванович и участковый Ознобихин. Первые сезоны высоко оцениваю. Я вообще восхищаюсь тем, что никогда бы не смог придумать сам. «Реальные пацаны» из этого списка. Легко делать истории про негодяев. Но нужен большой талант, чтобы показать, что самые простые и неприглядные люди могут быть хорошими.

Главная проблема русских сериалов?

Отсутствие связи между доходом и результатом. Эфирные сериалы зависят от доли смотрения. Правила игры более понятны, но это не влияет на бюджет. На стримингах деньги есть. Но пока это «игрушки», где одни киношники снимают кино для других за счет средств от иных бизнесов. Не думаю, что есть хоть один стриминг-сериал, чей бюджет окупился за счет подписок. Поэтому проекты не заточены на зрительское мнение. Здесь большие траты и много хайпа. Но пока это нишевая история.

Кто самый важный человек в российской сериальной индустрии прямо сейчас?

В рок-н-ролле Элвис Пресли и сейчас самый важный человек. Поэтому скажу: Александр Капица с его «Улицами разбитых фонарей».

Ваш лучший проект?

Хотел отговориться стандартным «Надеюсь, что он впереди». Но назову «Милицейскую сагу», которая так и не была доснята. Первую часть можно увидеть на Kion, за что я им благодарен. Вторая осталась только в сценарии и рабочем материале. Это кино мне дорого. Оно честное и настоящее.

Второе место делят «Предатель», «Чужой», «Проспект обороны», «Ментовские войны 2» и «Последнее путешествие Синдбада». Мне кажется, при нынешних бюджетах эти проекты могли бы украсить любую платформу. Надеюсь, наш первый продюсерский проект «Пустые города», который наша студия «Эль Аэроплано» снимает для НТВ, тоже не затеряется. Но боюсь загадывать…

Чем русские сериалы лучше зарубежных?

Ничем. Но они нам ближе. Они про нашу жизнь (хотя, глядя на некоторые современные проекты, я начинаю сомневаться). Это жанр, где ты впускаешь героев в свой дом и долго с ними рядом живешь. Поэтому хочется видеть понятных и близких людей. Так везде. В США смотрят свои сериалы, а в Турции или Южной Америке – свои.

Поэтому для меня наши сериалы «российские». Страна большая. И мне хотелось бы увидеть проекты о Кавказе, Якутии или об Урале. Но вот начали писать историю про современный Кавказ, и одна платформа сразу испугалась. Надеюсь, что когда-нибудь это изменится.

Иван Ковальчук
Редактор отдела «Медиа»
Биография
Окончил оренбургский журфак, чтобы писать о поп-культуре, вести телеграм-канал «Культовые русские сериалы» и смотреть ютуб не вместо работы, а из-за нее.