Перейти к содержимому

Почему сериал «Сёгун» называют новой «Игрой престолов»? На самом деле он даже круче

Удивительно мощный проект.

Помните, каким гигантским событием была «Игра престолов»? Опустим завесу позора над ее финалом, но сериал реально смотрели все, а после пытались повторить его формулу успеха. «Властелин колец: Кольца власти» и «Колесо времени» от Amazon, «Дом дракона» от HBO и даже «Этерна» от Кинопоиска – все хотели сделать как в «Игре престолов». Но получится это, судя по всему, у сериала, где вообще нет фэнтези-элементов.

Идеальным кандидатом стал «Сёгун» от FX, вышедший 27 февраля. После первых двух эпизодов проект, основанный на популярном историческом романе, собрал рейтинг 100% на Rotten Tomatoes, а многие критики сравнивают его именно с «Игрой престолов». Что же это за сериал и почему он так разваливает?

О чем сериал?

Главный герой – английский лоцман Джон Блэкторн, потерпевший крушение у берегов Японии в 1600 году. Его и других выживших берут в плен, но Блэкторна спасает знание морского дела и астрономии. Им интересуется даймё (князь в средневековой Японии) Торанага, прототипом которого стал реально существовавший Токугава Иэясу – первый сёгун эпохи Токугава. Так британец становится правой рукой даймё в разгар японских междоусобных войн.

Это самое простое изложение фабулы сериала «Сёгун» и одноименного исторического романа Джеймса Клавелла, на котором он основан. Но на деле все немного сложнее. Другие даймё плетут интриги: как против Торанаги, так и друг против друга. В дело идут заложники, шпионы, династические браки и еще очень много чего.

При этом часть японцев в 1600 году исповедуют христианство из-за португальских миссионеров. Но католики португальцы и испанцы, у которых есть контакты с Японией, – враги протестантов голландцев и англичан, поэтому появление Джона Блэкторна мешает вообще всем. Количество сюжетных крючков в первых двух сериях зашкаливающее, но все они выглядят очень увлекательно.

Сериал выглядит на все деньги

«Сёгун» очень красивый, и достигается эта красота исключительно практическими средствами. Потрясающие японские пейзажи, туман, игра света и тени, а еще качественный реквизит. В мир «Сёгуна» легко поверить не из-за отсутствия фантастических элементов, а потому что он сделан с огромной отдачей. И это сильно отличает его от многих недавних проектов.

Возьмем хотя бы вышедшую чуть ранее экранизацию мультсериала «Аватар: Легенда об Ааанге». На нее было потрачено много денег, но в итоге все выглядит очень пластиково и напоминает какой-то утренник. Хотя можно предположить, что ресурсов у заказавшего «Аватара» стриминга Netflix все-таки больше, чем у FX.

Видимо, это вопрос таланта. Особенно если знать, что Японию в «Сёгуне» играют отдельные части Канады. Можно, конечно, и не заметить, что происходит вокруг, когда все внимание в кадре забирает великолепный актер Хироюки Санада, но сложно игнорировать тот факт, что «Сёгун» снят очень здорово и толково. 

В «Сёгуне» хватает жестких сцен, но это не главное

Не сказать, что сериал перегибает с жестью, но она здесь все же присутствует. Одного из моряков с корабля Блэкторна заживо варят в котле, кто-то из самураев делает сэппуку, кому-то отсекают голову, а еще не забудем обнаженку и одну унизительную сцену с мочеиспусканием. «Сёгун» показывает красоту, но не стесняется чередовать ее с грязью и кровью, и многие зрители определенно запишут это в плюс.

Но самое большое достоинство премьерных эпизодов – отличный сценарий и постоянное напряжение. Блэкторну помогают выжить, но делает это его враг-испанец. А уж как друг на друга точат катаны и вакидзаси японские персонажи – это можно вообще сойти с ума. И, в отличие от многих других проектов, герои «Сёгуна» вынуждены постоянно думать о чести и традициях, загоняя свои интриги и предательства в эту рамку.

Сценарий «Сёгуна» построен так, что в нем практически нет сцен без напряжения. Ситуации с физической опасностью, вроде морского шторма или срыва со скалы, кажутся моментами спокойствия, а дипломатические переговоры по уровню саспенса уделывают топовые триллеры. Неудивительно, что проект уже на старте получил такие мощнейшие оценки.

Круто еще и то, как сериал работает с разным восприятием культур. Японцы считают европейцев немытыми варварами и дикарями, но европейцы между собой думают то же самое про японцев. Эти моменты не всегда проговариваются вслух. Иногда достаточного немой сцены, где Джон Блэкторн не может справиться с бумажными стенами. 

Правда ли это похоже на «Игру престолов»?

И да и нет. В каком-то смысле «Сёгун» изящнее, чем экранизация Джорджа Мартина от HBO. Причем совсем не потому, что там нет драконов. Там, где мир Вестероса пытается специально шокировать зрителей, «Сёгун» убедительно показывает, что у этого конкретного персонажа не было другого выбора и другого пути, так что любое насилие здесь имеет значение. Очень по-самурайски.

Но если рассматривать этот сериал как масштабное многофигурное полотнище о политических интригах и гражданских войнах, то да, это действительно своего рода «Игра престолов». Объем напряжения, интриг и предательств здесь точно не ниже, чем в праймовые времена Ланнистеров, Баратеонов и Старков. Только здесь у этого есть реальная историческая основа – Япония XVII века и становление сёгуната Токугава.

Еще один важный момент – сеттинг. У нас не так много сериалов о Японии, чтобы она воспринималась такой же привычной и знакомой, как западноевропейское Средневековье, хоть с фэнтезийными элементами, хоть без них. Традиции и суеверия, показанные в «Сёгуне», существовали на самом деле, но рядовому зрителю они легко покажутся фантастикой на уровне Короля Ночи.

По атмосфере и поднимаемым темам «Сёгун» и правда кажется духовным наследником «Игры престолов». Да, это сравнение слишком простое и понятное, а используют его, только чтобы в простых терминах объяснить зрителю, почему это один из главных релизов 2024 года. Но пройдет время, и «Сёгун», вероятно, станет мощным проектом, на успех которого будут ориентироваться новые сериалы.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.