Перейти к содержимому

10 альбомов «Короля и Шута»: от худшего к лучшему. «Акустический» действительно так плох?

Да, мы переслушали все.

Как же удивительно развивается история группы «Король и Шут»! Их любили, ненавидели, потом забыли, оправдали, завирусили в TikTok и сделали культом для новых зрителей благодаря сериалу от «Кинопоиска». Прямо сейчас мы на той стадии, когда средняя аудитория «КиШ» резко и внезапно помолодела, прослушивания растут, а слушать «Проклятый старый дом» уже не стыдно. Не лучшее ли это время, чтобы заново оценить их дискографию?

Чтобы написать этот текст, мне пришлось снова окунуться в свои 14 лет и переслушать все, что я забыл. Стал ли я теперь фанатом «Короля и Шута», готовым гонять треки в свободное время? Нет. Но расставить альбомы по порядку я вполне готов. Субъективный фактор прилагается, так что, пожалуйста, не злитесь, если ваша любимая пластинка «Короля и Шута» оказалась на унизительно низком месте.

10. Бунт на корабле (2004)

Чудовище, погубившее мир. Альбом «Бунт на корабле» – начало конца «Короля и Шута» и момент, когда противоречия между Горшком и Князем начали мешать группе. Конкретно здесь победил Михаил: альбом самый тяжелый, панкушный и грязный в истории группы. «КиШ» в тот момент лишился скрипачки Маши Нефедовой, утратил фолковое звучание и вайб страшных сказок.

Отдельный прикол – звук «Бунта на корабле». Горшок настоял, чтобы все инструменты писались вместе, а уже потом на них накладывался отдельно записанный вокал. Как будто это лайв-выступление. Получилось трушно, но душно. Песни сложно отличить друг от друга, «Бунт на корабле» неприятно тяжеловат, как раз потому что Горшок решил рубить хардкор.

Наверное, в качестве плюсов можно выделить песни «Месть Гарри» и «Северный флот», но в целом «Бунт на корабле» не зашел ни фан-базе «Короля и Шута», ни фанатам жанров потяжелее, у которых в приоритете были другие команды, а не панки-сказочники. К тому же, тут были и дико неудачные тексты, вроде написанного Горшеневым «Звонка».

9. Акустический альбом (1998)

Обратная ситуация. Если «Бунт на корабле», наверное, наименее влиятельный и интересный релиз «Короля и Шута», то «Акустический альбом» знают все. Но хорош ли он? Большой вопрос. Горшенев отвечал на него вполне однозначно. «Чепуха», «эксперимент», «сопли», «Андрюхин альбом» – очень красноречивые описания от Михаила. А все потому, что работу над «Акустическим» Князь и группа вели почти без участия Горшка, который в те времена лечился в рехабах.

Ненавидел Михаил и два главных бэнгера на релизе: «Куклу колдуна» и особенно «Прыгну со скалы». Там слишком много Князя и слишком мало панка. Но тут реально не с чем спорить. Обе песни – безусловные хиты, gateway drug для будущих фанатов «Короля и Шута» и до сих пор самые популярные треки в истории группы, если не считать «Лесника». Проблема в том, что кроме них на «Акустическом альбоме» нечего слушать.

Ну не воспринимать же всерьез «Сосиску», «Карапуза» и «Голые коки», правда? Отдающий луком деревенский юморок здесь слишком напоминает сольного Князя. Не хватает только песенки про пиво, которое глядит игриво, но Андрей Сергеевич, наверное, и сам жалеет, что написал ее позже. В общем, расклад такой: 90% «Акустического альбома» – кристаллизованный кринж, а 10% – самые попсовые песни «Короля и Шута». Высокое место здесь было бы чистым оскорблением моего недолгого говнарского прошлого.

8. Герои и злодеи (2000)

Возможно, низкое место «Героев и злодеев» оскорбляет ностальгические чувства олдовых поклонников «Короля и Шута». Но просто послушайте этот альбом сейчас. Релиз пустой и корявый, с ужасным сведением и собранный в дикой спешке из того, что было под рукой. Но самом деле альбому просто не повезло.

В реальности все действительно было примерно так. Обычно группа «Король и Шут» работала мегапродуктивно и выдавала гигантские пластинки, а тут всего тринадцать песен. Все потому, что в момент записи «Героев и злодеев» музыкантов сильно подгонял лейбл. Наверное, поэтому пластинка кажется какой-то неряшливой.

Из более-менее хитовых мотивов можно выделить разве что «Невесту палача», а «Разговор с гоблином» и «Мастер приглашает в гости» цепляют мелодией, но отторгают, опять же, качеством записи и сведения. Не помогло и то, что с альбома в последний момент слетела песня «Если мясо мужики».

Наверное, в контексте «Короля и Шута» у «Героев и злодеев» был большой потенциал. У Князя тут получились довольно харизматичные сказки. У каждой свой вайб и понятная концовка, чего не случается, когда демиург «Короля и Шута» находится в плохой форме. Вообще группа тогда выходила на пик и окончательно выбралась за пределы андеграунда, а сдерживали ее только вредные пристрастия Горшка. Но вышло так, что «Герои и злодеи» стали проходным релизом по соседству с действительно мощными.

7. Продавец кошмаров (2006)

Как ни странно, «Продавец кошмаров» – не самый плохой альбом «Короля и Шута», если мы говорим о звучании. Поясняю для зрителей сериала: это тот момент, когда Горшок с Князем поругались, завели новые правила и записали пластинку помягче. «Продавец кошмаров» явно был рассчитан на возвращение группы в популярные эфиры, откуда ее убрали после конфликта с «Нашим радио».

И это сработало: «Марионетки», «Маска», «Ром», «Джокер» и «Отражение» попали в ротацию. Беда в том, что «Продавцу кошмаров» как будто не хватает внутреннего содержания. Кажется, что группа просто пыталась вернуть старую формулу после «Бунта на корабле». Альбом очень вылизанный, радийный и на нем нет больших хитов. В народ ушел «Ром» – но это одна из самых дубовых песен в истории «Короля и Шута»: то, что некоторые алкоголики называют метким термином «ложный бодряк».

С другой же стороны, «Продавец кошмаров» – первый более-менее взрослый альбом «Короля и Шута». И звучит он достаточно разнообразно. Даже персонажи Князя как будто выбрались из вечной деревни, потому что тут есть и отсылки к Эдгару По с Лавкрафтом, и глобальные архетипы, вроде Джокера. Так что не все тут так плохо, как иногда принято считать, но смущает отсутствие явного флагмана в трек-листе.

6. Театръ демона (2010)

Последний альбом группы не пользуется популярностью у фанатов, зато ему в свое время удалось впечатлить некоторых музыкальных критиков. И было чем. «Театръ демона» – по сути, «Акустический альбом 2.0». Без «Сосисок» и «Голых кок», но с концепцией арт-панка, записанного в начале XX века.

Кто-то может сказать, что концептуальные релизы – признак, что артист исписался. Может быть. Но на «Театре демона» хватает любопытных вещей. Например, «Энди Кауфман» – неожиданный музыкальный оммаж на фильм «Человек на луне». Или «Король вечного сна» – один из лучших текстов, написанных Михаилом Горшеневым, где он творчески обыграл то, как в детстве боялся замерзнуть во сне.

Но самой популярной песней стал «Танец злобного гения». Честно говоря, помойка и проходняк. Тот же «Бал лицемеров» гораздо интереснее с точки зрения идеи альбома. А важнее всего, что пластинка казалась тизером красивого старения «Короля и Шута».

Панки, анархия и разбойники в прошлом. Сорокалетние дядьки уже не хотят орать «Хой! Хой!» и призывать к дестрою. «Театръ демона» мог стать для «Короля и Шута» тем же, чем Battle For The Sun для Placebo. Этаким интеллигентным обновлением. Но стал непонятным экспериментом, предвестником распада и шагом к уходу Горшка в театральщину, навстречу мюзиклу TODD.

5. Тень клоуна (2007)

Какой же неровный альбом! Кошмар. «Дагон» – не просто отсылка к обожаемому Горшеневым Лавкрафту и его «Тени над Иннсмутом», но и отличная песня с кайфовой мелодией. «Фред» – один из лучших сюжетов, когда-либо написанных Князем. «Ричард Гордон» – ироническая аверсия сюжетов про вурдалаков и упырей, где храбрый охотник на монстров колесит по Европе в поисках всяких тварей, но ничего не находит, потому что их, видимо, не существует. Очень круто, свежо и харизматично.

Но вся эта роскошь чередуется с ужасными песнями. «Санта Клаус» и «A.M.T.V» – просто трэш и чепуха. А патетическая лирика «В Париж – домой» больше подошла бы Михаилу Боярскому, чем Горшку. Не говоря уже, что структура альбома с Тенями (это песни) и Полутенями (это странные предисловия) не складывается во что-то осмысленное.

Среди трушных фанов «Короля и Шута» альбом «Тень клоуна» принято не любить и считать моментом, когда группа скатилась. Но я не трушный, мне можно, поэтому чисто ради трех-четырех мощнейших и крайне недооцененных хитов этот релиз получает довольно высокое место в рейтинге.

4. Жаль, нет ружья (2002)

Релиз, который разделил фан-базу. Неудивительно, что мы поставили его почти посередине. Кому-то утяжеленная версия «Короля и Шута», запрыгнувшего в поезд рок-нулевых имени Тилля Линдеманна, зашла без вопросов. В момент выхода «Жаль, нет ружья» группа вышла на стадионный уровень, стала хедлайнером фестивалей и наслаждалась пиковой популярностью. И тут же Горшок с Князем наконец-то завезли действительно плотный звук без ощущения любительской самодеятельности.

Но были и те, кто чувствовал, что дело во многих смыслах идет к «Бунту на корабле», и тяжелеть «Королю и Шуту» не следует. «Волосокрад», «Некромант», «Жаль, нет ружья» слушались слишком однообразно, а разбавили всю эту бочку жира единственной мелодичной песней под названием «Медведь».

И все-таки «Жаль, нет ружья» – хороший альбом. Мне никогда не нравился «Мертвый анархист», но это явный хит и концентрированное мироощущение Горшка. То, что он хотел играть и то, как он хотел восприниматься. А это можно и нужно уважать. К тому же, в треклисте «Жаль, нет ружья» хватало песен с харизмой. Чего только стоит «Вдова и горбун»! Но «Вино хоббитов», добавленное явно под впечатлением от «Властелина колец», я бы выкинул куда-нибудь на бисайды.

3. Как в старой сказке (2001)

Что, серьезно? На третьем месте альбом, который известен рядовому слушателю только по «Проклятому старому дому» и, возможно, «Похоронам панка»? Да. Но дело совсем не в песенном наполнении и силе отдельных композиций. Есть два намного более важных фактора, благодаря которым «Как в старой сказке» забрался так высоко. Хотя тут, если что, хватает преступно недооцененных работ, вроде «Возвращения колдуна».

Первый момент связан с тем, что именно после «Как в старой сказке» группа «Король и Шут» вышла за пределы узкой тусовки и стала масштабным явлением. Обычно на этот статус претендует «Акустический альбом», потому что по радио начали врубать «Прыгну со скалы». Но там не хватало хитовой плотности. Тут же с этим порядок, пусть и есть слабые места, вроде «Зловещего кузена». Но!

Просто посмотрите на это. Посмотрите, какое единодушие было у Князя и Горшка в музыке до больших ссор и недопониманий. Вот настоящий момент восхождения на пик. Вот высшая точка взаимного сотрудничества Андрея Князева и Михаила Горшенева. Все еще фолк-панк истории, но уже с новым звуком. «Король и Шут», каким его хотели бы помнить, выглядел и звучал именно так.

2. Камнем по голове (1996)

Слишком хорошо для первого студийного альбома. Но еще до появления «Короля и Шута» Горшок, Балу и Поручик тренировались на группе «Контора». Они, возможно, и дальше играли бы нудный панк рабочих кварталов, если бы Михаил Горшенев не встретил в училище Андрея Князева. Так или иначе, «Камнем по голове» – мощнейший дебют и фактическое заявление, что появилась группа с уникальным стилем.

И вы только посмотрите, сколько здесь сильных песен: «Дурак и молния», «Внезапная голова», «Камнем по голове», «Блуждают тени». Но и вокруг больших хитов нет ни одного вымученного трека. Окей, разве что «Мотоцикл», но это буквально история с Queen и I’m In Love With My Car, так что ничего страшного.

С точки зрения значимости «Камнем по голове» был феноменальным альбомом, который сильно выбивался из общего пространства русского рока, состоявшего из закосов под великие западные команды и почвенных экспериментов. Альбом реально бил камнем по голове. И пусть многим, включая меня, в итоге понравились более поздние песни, влияние первой пластинки очень велико.

1. Король и Шут (1997)

Культовый релиз с культовыми песнями внутри. И если «Лесника» лично я на бессознательном уровне воспринимаю как самую затасканную песню группы, то «Охотник» и правда крут. Причем именно в олдскульном по меркам «Короля и Шута» смысле. Князь и Горшок получили статус легенд именно благодаря этим текстам, этой атмосфере и этому звучанию.

Фактически альбом «Король и Шут» состоял не столько из новых песен, сколько из перезаписанных на нормальном оборудовании ранних хитов. Так что релиз – часть того же стартового куража, что был во времена «Камнем по голове» и, если хотите, в первых сериях «Короля и Шута».

В тот момент группа уже была большой в Питере, но еще не знала, что станет большой в принципе. Об эфирах на «Нашем радио» не было и речи, а Князь и Горшок еще не стали антагонистами. Но даже в отрыве от ностальгии это сильный релиз. Учитывая, что сюда вошли треки с неизданных альбомов «Истинный убийца» и «Будь, как дома путник», переиздание – буквально Best Of раннего «Короля и Шута».

Каким был конфликт группы «Король и Шут» с «Нашим радио»? В сериале показали не все

Чем закончился сериал «Король и Шут»? Будет ли второй сезон?

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.