Перейти к содержимому

«Ждули» – пик трэшового телевидения. Тюремное шоу тяжело смотреть, но оно глубже, чем «Пацанки»

Кажется, реалити достигли своего предела. 

Сложно представить телевидение без трэшовых реалити-шоу. Они есть абсолютно на любой вкус – от мистической «Битвы экстрасенсов» до маргинально-воспитательных «Пацанок» и «Колледжа». Все они работают по принципу зоопарка: зрителям показывают странных людей, совершающих странные и часто неприятные вещи. И вот в 2022 году появился новый хит сезона – «Ждули». Точнее, хитом программа стала уже в этом году, когда вернулась в эфир.

Проект запремьерился в марте на не самом рейтинговом телеканале «Ю», но уже стал своего рода иконой у фанатов жанра и стримеров. Зэк-шоу «Ждули» рассказывает истории женщин, строящих любовь с заключенными. Тюрьма, чувства, насилие, дисфункциональные семьи – да, у передачи есть идеальный набор тегов, чтобы привлечь телезрителя. Но что это за шоу?

О чем «Ждули»?

В центре каждой истории – женщина, состоящая в отношениях с заключенным. Как правило, дело происходит в глубокой провинции. Истории отношений могут быть разными: от разочарованной разведенки, которая сошлась со старым знакомым, вдруг загремевшим в тюрьму, до женщин, познакомившихся с зэками по переписке. Кто-то считает своего мужчину невиновным, а кто-то с готовностью принимает грабителей и участников бытового насилия такими, какие они есть.

Например, героиня первой серии Ангелина почти весь эпизод борется с предрассудками – пытается доказать любовь к заключенному друзьям и близким, а еще готовится выйти замуж прямо в колонии. Так она сможет получить больше свиданий с избранником. И все это – монологи под романтическую музыку, где в кадре по понятным причинам присутствует только героиня, но не герой. Зато есть знакомство с родителями жениха!

Получилась очень занимательная история. Все окружающие говорили Ангелине, что ей это не нужно, а Эмиль получил уже третий срок, а значит может сесть и еще раз. Даже его родители и друг подтвердили: да, может, гарантий нет. Но девушка стояла на своем, и в конце нам показывают сухую тюремную свадьбу, где единственные гости – конвоиры из ФСИН. Потом закадровый голос сообщает, что через три месяца Эмиля перевели сначала в изолятор, а потом в колонию построже, где нет доступа к телефону и длительным свиданиям.

А вот Анна, героиня второй серии, нашла в заключенном человека, похожего на отца, который, кстати, тоже сидел. Она никогда не видела своего Дмитрия вживую, но познакомила его с маленьким сыном по телефону и уверяет, что сделала правильный выбор.

Самое интересное, что Дмитрий тоже появляется в кадре и говорит с командой «Ждуль» по видеосвязи. Есть ли такая возможность в колонии официально? Кажется, нет. Но это уже детали. Зато тут, в отличие от первого выпуска, Анна поменяла решение. Сначала она засомневалась, когда послушала истории про Дмитрия от его бывшей жены Татьяны, по заявлению которой мужика и посадили за нападение на ее любовника. А потом вдруг выяснила, что она у Дмитрия не единственная ждуля. Вот так.

Самый сок тут – причина, по которой Дмитрий нашел вторую женщину. «Она долго морозилась. А я мужчина свободный, в самом расцвете сил. Никому никаких обязательств не давал пока». Короче, как домохозяйская мелодрама «Ждули» работают великолепно. Но для всех остальных события каждого эпизода – полный трэш.

Почему «Ждули» привлекают так много внимания?

Тут сошлось несколько факторов. Во-первых, слово «тюрьма» в России – волшебное. Эта тема исторически привлекала много внимания. А те, кто рос в провинции и время от времени выходил во двор, наверняка знают правильные ответы на несколько тюремных загадок. Причем проявлять интерес к тюремной культуре вообще не требуется. Нужные люди найдутся и так.

Второй момент – феномен ждуль как таковых. В соцсетях полно тематических сообществ, где женщины, ждущие заключенных, общаются друг с другом, делятся опытом и кооперируются, чтобы, например, коллега-ждуля помогла доставить передачку. И это не только и не столько комьюнити людей, попавших в тяжелую ситуацию, но еще и клуб по интересам. Найти отчаявшихся женщин, сознательно пытающихся познакомиться именно с зэками, вообще несложно. И авторы шоу «Ждули» просто удачно сыграл на этой теме.

Но никто не мог представить, что такое шоу в принципе возможно. Тем более, в последние годы запас креатива у авторов телетрэша как будто закончился. А тут человек сидит в тюрьме, но спокойно участвует в реалити по видеосвязи. Да и логика героинь «Ждуль» непонятна среднему зрителю. Так что на «Ю» решили торгануть экзотикой.

Взгляд на героев шоу предельно циничный

Самое странное в «Ждулях», что передача преподносит себя именно как истории запретной любви. Как что-то романтическое. Но это такой же туман, как в программе «Четыре свадьбы». Да, наверное, кто-то смотрит ее, чтобы увидеть классную свадьбу. Но ведь на самом деле это шоу о том, как люди гадят друг другу за спиной и устраивают интриги с распределением очков, чтобы победить любой ценой.

А кастинг-директоры «Пятницы!» с удовольствием набирают в проект фриков, без которых его бы никто не смотрел. Но если кто спросит, это шоу про любовь и диктора, который говорит «курочки мои». Так и тут. «Ждули» просто показывают зрителю безумие героинь. И непонятно, что хотят сказать создатели программы.

Тюрьма – это круто? Тюрьма – это плохо и страшно? Ждули и знакомства с зэками – нормальное явление? Или все-таки это предупреждение для женщин, которых могут обмануть и втянуть в травматичные отношения? Ответов нет, но повествование очень сильно смакует моменты, где очередная ждуля игнорирует все красные флажки и говорит: «Ой, мне что-то не нравится, что мне сказали. Наверное, эти люди просто не хотят моего счастья». «Ждули» упиваются наивностью и трагизмом значительно сильнее, чем того требует документальное исследование.

Проект все равно намного глубже, чем «Пацанки»

Честно говоря, трэш-флагман «Пятницы» по сравнению со «Ждулями» – маргинальный «Диснейленд». Да, мы привезли этих дам, чтобы перевоспитать в леди, так что повезем их на заброшку с полосой препятствий. Ой, героини вырвались и где-то нашли алкоголь? Блин, так обидно, что он был в шаговой доступности. Ай-ай-ай. Но нет, мы не стравливаем их между собой, а спа-са-ем!

Просто посмотрите, как выглядит кастинг в «Пацанки» на сайте «Пятницы!». «Если ты ругаешься матом, пьешь и куришь, тебе самое место у нас». Участниц поощряют на трэш, а они, в свою очередь, знают, что благодаря проекту могут стать звездами, как Хофманнита и Ксения Милас.

Грубо говоря, все стороны «Пацанок» понимают, что делают шоу. А вот о «Ждулях» такого не скажешь. Проект просто не располагает к тому, чтобы весело посмеяться над трэшем. Зато он показывает людей с неочевидными мотивациями.

Не все ждули в шоу живут в бедности и безнадеге, как можно было подумать. Одна из героинь так вообще вполне успешная бизнес-леди, но и она по какой-то причине строит отношения с зэком. Что ей двигает? Страх реальных отношений? Наивность? Все вместе?

Или тот же Дмитрий из второго выпуска. Можно легко представить, что он заводит кучу женщин на воле не просто так, а потому что это облегчает ему жизнь за решеткой. Раньше к нему никто не носил передачи, никто не интересовался его делами – а тут оп, и такое внимание. С одной стороны, он – мошенник, а с другой – мы и представить не можем тяжесть его условий.

Получается, вместо обычного трэш-вотча вроде тех же «Пацанок», которые напиваются и дерутся, «Ждули» внезапно показывают необычные человеческие истории. И они не столько трогают, сколько выводят на сложную депрессивную эмоцию. Шоу смотришь не ради кеков, а потому что в нем показывают то, что, скорее всего, полностью противоречит опыту и мировоззрению зрителя.

Нет, не подумайте, что «Ждули» – вдумчивый или полезный проект. Он все так же бесстыдно эксплуатирует тему тюрьмы и травм. Но передача точно вызывает определенный диссонанс, из-за которого становится понятнее, почему она вдруг взлетела у тех же стримеров. Хотя им можно только посочувствовать: смотреть эту адскую реалити-мелодраму невероятно тяжело, а моментами даже гадко.

Выбираем лучшее трэшовое шоу – от «Беременна в 16» и мистики до новых хитов. 14 совершенно безумных вариантов

Секреты шоу «Беременна в 16». Кому там платят, а кому нет?

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.