Перейти к содержимому

Почему игры по «Гарри Поттеру» до Hogwarts Legacy были такими плохими? Виновата Electronic Arts

Теперь все резко изменилось.

У Hogwarts Legacy много недостатков. Но игра создает ощущение, что вы реально находитесь в Хогвартсе. И сложная она ровно настолько, чтобы фанаты «Гарри Поттера» продолжали играть в нее, даже не имея большого опыта в гейминге. Популярность Hogwarts Legacy доказывает: у разработчиков получилось исполнить мечту фан-базы. Наконец-то у нас есть настоящая игра во вселенной книг Джоан Роулинг. Но почему она появилась только сейчас?

Случилось так, что все предыдущие игры по «Гарри Поттеру» были очень слабыми, а иногда и ужасными. Как будто никто и не пытался воспринимать эту вселенную всерьез, несмотря на огромную аудиторию. Кажется, сейчас лучшее время, чтобы заглянуть в прошлое и проследить, что же пошло не так.

Первые игры по «Гарри Поттеру» не так уж плохи

Во всяком случае, первые две игры от студии Argonaut Games и (с небольшой натяжкой) третья от KnowWonder. Издателем и заказчиком выступала Electronic Arts по лицензии Warner Bros. И вот что удивительно: игры во вселенной «Гарри Поттера» были качественнее в тот период, когда эта франшиза еще не успела захватить весь мир. Но давайте по порядку.

Первой была Harry Potter and the Philosopher’s Stone 2001 года. На разных платформах ее версии отличались, но мы сосредоточимся на той, что выходила для PC. Дебютная игра была милым экшн-платформером, экранизировавшим ключевые события фильма «Гарри Поттер и философский камень». Гарри собирал цветные бобы, гулял по крошечному Хогвартсу и толкал предметы с безумным криком: «Флипендоооу!» Все челленджи в игре представляли собой небольшие головоломки, а самым заметным отличием от фильма было присутствие трикстера-полтергейста по имени Пивз, с которым уже были знакомы читатели, но не зрители.

Не сказать, что гейм-версия «Философского камня» была шедевром. Это приятная маленькая казуальная игра по лицензии. На фоне игр, не связанных с фильмами, она выглядела детской аркадой, слишком простой и условной, но свою задачу сопровождения первого «Гарри Поттера» выполняла.

Harry Potter and the Chamber of Secrets 2002 года – другая история. Здесь разработчики из Argonaut Games и KnowWonder реализовали все то, что не успели в первой части. Поэтому «Тайная комната» хоть и напоминала улучшенную версию «Философского камня», но оказалась более интересной и совершенной с точки зрения механик.

Завезли возможность варить зелья, восстанавливающие здоровье, а сбор коллекционных карточек начал влиять на механическую часть. Хогвартс стал масштабнее и интереснее, платформинг ровнее, интерактивных элементов для использования заклинаний стало больше. Короче, «Тайная комната» – все еще аркада по фильму, но уже вполне консистентная.

Что же касается игровой версии фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана», она уже была немного скучнее. Да, игроку дали возможность играть не только за Гарри, но и за Рона с Гермионой. И по Хогвартсу все еще разрешалось гулять, но в целом третья часть, над которой работала только команда KnowWonder, почти не изобретала новых вещей.

Как будто все смирились, что есть некая формула: сразу после выхода очередной части «Гарри Поттера» в кино нам дают игру, где нужно прыгать по платформам, собирать бобы и проживать урезанную версию киносюжета. Но все равно оставалось чувство, что создатели «Узника Азкабана» старались сделать игру хоть чуть-чуть лучше. А потом сломалось вообще все.

Но прежде, чем рассказать, как жадность убила потенциал игр о «Гарри Поттере», нужно напомнить вам о еще одной игре. Harry Potter: Quidditch World Cup 2003 года – спортивный симулятор квиддича, где были как факультеты Хогвартса, так и национальные сборные Англии, Болгарии, США, Японии, Германии, Испании, Австралии и почему-то Северной Европы.

Это был интересный, но очень сырой тайтл. Квиддич быстро надоедал из-за однообразия и скриптовости. С другой стороны, уже сам факт выхода Quidditch World Cup – занятный и перспективный эксперимент. Но его результаты не удовлетворили EA, поэтому продолжений мы так и не увидели. А жаль! Замеры уровня шума от выхода Hogwarts Legacy говорят нам, что полноценный спортсим по квиддичу был бы диким хитом. Но разработчики остановились на крошечной казуалке.

«Кубок огня» сделал игры про Поттера ленивыми

И не то, чтобы прошлая формула считалась верхом оригинальности. Если отбросить все ностальгические воспоминания о «Флипендооу!», кривых переводах и поиска секреток в Хогвартсе, Electronic Arts, по сути, с самого начала кормила геймеров унылыми поделками.

Студии в срочном режиме собирали очередную погоню за бобами с парой новых заклинаний, рисовали низкополигональные кат-сцены и все. Охапку дров и суп готов. Можно приступать к следующему проекту, потому что фильм выходит в следующем году. Но даже с учетом всех этих минусов коммерческих лицензий и очевидной цели срубить побольше кэша на популярности киноверсий «Гарри Поттера», первые игры были по-своему душевными. «Гарри Поттер и Кубок огня» – нет.

За прайс AAA-тайтла бедные фанаты «Гарри Поттера» получали десять унылых уровней с ужасной камерой, уродливыми для 2005 года текстурами и нулевой оригинальностью. Из «Кубка огня» от EA UK исчезли даже такие вещи, как динамические кат-сцены (их заменили на слайд шоу) и возможность бегать по полуоткрытому Хогвартсу.

И если первое еще можно было пережить, то второе – настоящая катастрофа. Ведь на самом деле фанатам не нужно было, чтобы им криво пересказывали фильм. Все, что они хотели – почувствовать себя внутри мира «Гарри Поттера». Неужели это так сложно понять? Уже в 2005 году было ясно, что в офисах Electronic Arts людей давно заменили на бездушные кассовые аппараты.

Да, можно сказать, что в игре по фильму «Гарри Поттер и Орден Феникса» ситуация начала возвращаться к лучшему, потому что EA снова разрешили игрокам гулять по Хогвартсу, и он даже был довольно подробным. Но и эта, и особенно следующие лицензионки оставались всего лишь промо-акциями к фильмам. 

А «Принц-полукровка» и две части «Даров Смерти» оказались настолько плохими, что еще чуть-чуть и можно было бы официально подавать на Electronic Arts в суд. Игры по «Гарри Поттеру» невозможно было воспринимать как полноценные проекты. Получалась парадоксальная ситуация: фанбаза росла и взрослела по мере выхода фильмов, а игры, наоборот, отказывались развиваться.

LEGO Harry Potter – лучшие игры по франшизе

Просто представьте, какой это позор для чего-то настолько огромного, как «Гарри Поттер». У «Звездных войн» была шедевральная RPG Knight of the Old Republic, бодрейший шутер Republic Commando, две части Star Wars: Battlefront, олдовые Jedi Academy и крепкая стратегия Empire at War. У «Властелина колец» тоже выходили рекламные промо-игры, но, помимо них, существовала шикарная The Lord of The Rings: The Battle For Middle-Earth. А что у «Гарри Поттера»? Только LEGO!

Поймите правильно: LEGO-игры очень неплохие. Особенно сейчас, когда LEGO DC Super-Villains и LEGO Marvel Super Heroes 2 нарисовали отличные сюжеты с собственным юмором, а LEGO Star Wars: The Skywalker Saga стала одной из самых продаваемых игр в 2022 году. Но мало кто воспринимал это явление всерьез.

Особенно в 2010-м и 2011 годах, когда выходили две части LEGO Harry Potter и LEGO-гейминг еще не был таким масштабным. У героев даже озвучки не было, поэтому они просто что-то бормотали себе под нос. И все равно в минималистичном исполнении культовые эпизоды из «Гарри Поттера» выглядели лучше, чем в суперофициальных релизах от Electronic Arts.

То есть, Hogwarts Legacy, чтобы стать лучшей игрой во вселенной «Гарри Поттера», нужно было всего-то обойти два старых LEGO-тайтла. Приятных, насыщенных утрированной комедией и разрушаемым окружением, но все еще маленьких аркад. Не такая уж и высокая планка.

Так почему же никто не делал хорошие игры?

Все просто: руководство EA устраивало то, сколько денег приносят ленивые лицензионки. Для них не нужно было ничего выдумывать, если не считать изобретенные с нуля первые игры. Разработка велась в высоком темпе и соответствовала календарю кинорелизов «Гарри Поттера». А фанаты все равно заносили кэш просто на силе притяжения любимого бренда.

Ни одна сила в мире не могла бы заставить Electronic Arts пересмотреть свою политику в период, когда фильмы по «Гарри Поттеру» еще выходили. Ведь создание качественной полноценной игры (тем более, с возможностью создать своего героя) точно потребовало бы больших затрат и значительно большего количества времени на разработку. В формулу «один год – одна игра» так точно не впишешься.

Зачем идти на такие риски, если можно просто зарабатывать деньги на фанатах? К тому же никто бы не смог гарантировать, что потенциальная прибыль от качественного релиза условной RPG в мире «Гарри Поттера» принесла бы больше денег. Тогда в Electronic Arts явно думали, что весь хайп по франшизе связан исключительно с выходом фильмов, а значит и работать нужно только в этом направлении.

Можно сказать, что фанбазе «Гарри Поттера» просто не повезло с владельцем лицензии. Electronic Arts в XXI веке всегда ориентировалась на коммерцию и не прикладывала лишних усилий, о чем знает, к примеру, каждый фанат серии FIFA. А все топовые активы компания оптимизировала только на увеличение продаж.

Star Wars: Battlefront II? Загрузите донатами доверху! Серия The Sims? Дробите контент на платные дополнения! Sim City? Принудительный мультиплеер! Battlefield 3? Пусть пользователи платят за игру, за DLC и еще за сервер! Dead Space 3? Отрежьте концовку и издайте как дополнение! Список можно продолжать, пока хватит сил. А еще вспомнить, сколько студий Electronic Arts запытала до смерти в своих кровавых подвалах.

Все это грустно, но нужно смириться с одним печальным фактом: для Warner Bros. компания EA в тот момент выглядела идеальным коммерческим партнером, чтобы заработать больше денег на роялти. А если бы кто-то годами работал над проектом по «Гарри Поттеру» и сделал пусть одну, но хорошую игру, она бы явно не принесла столько кэша.

Почему же у Hogwarts Legacy получилось взорвать?

Как минимум потому, что Electronic Arts не имела отношения к этому проекту. Разработчиков из Avalanche Software курировало новое подразделение Warner Bros. Interactive Entertainment. То есть, лицензия не ушла на аутсорс, а отправилась в проект материнской компании. И этой новой ветви WB нужно было заработать себе хорошую репутацию.

К тому же разработка Hogwarts Legacy велась уже в совершенно других условиях. Фильмы про «Гарри Поттера» не выходили, а «Фантастические твари» не тянули по уровню популярности. Зато было очевидно, что волшебный мир не собирается уходить из повестки, так что с этим активом можно было работать без привязки к кинотеатральным релизам.

Avalanche Software работали над Hogwarts Legacy как минимум с 2018-го, а скорее даже с 2017 года. То есть, на разработку проекта ушло пять-шесть лет, что было бы возмутительной роскошью для темпов лицензионок от Electronic Arts. Естественно, качество в таких условиях обязано было вырасти. А решение сделать RPG в Хогвартсе без Гарри Поттера и так давно просилось в мире, где количество тестов «На какой факультет ты бы попал в Хогвартс?» скоро начнет догонять цифры населения развивающихся стран.

Теоретически кто-то мог бы заняться разработкой качественной игры по миру «Гарри Поттера» и раньше, параллельно с проектами Electronic Arts. Но для этого должно было совпасть слишком много факторов. Сейчас же для такой игры, как Hogwarts Legacy, объективно наступило лучшее время. И она им уже воспользовалась.

10 самых раздражающих минусов Hogwarts Legacy. От квестов до боевки и багов

В России начали продажу Hogwarts Legacy. Где купить главную видеоигру года и сколько стоит?

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.