Перейти к содержимому

Проект «Батенька, да вы трансформер!» может закрыться из-за долгов. Почему это очень грустная новость

Похоже, в России нет места медиа без бизнес-модели.

Сайт «Батенька, да вы трансформер!» долгое время был одним из крутейших пост-культурных медиа страны. Они ни на кого не похожи, у них гениальное оформление и целая куча великих журналистких и публицистических текстов. Теперь всё это может закончиться.

У «Открытых медиа» вышел материал о том, что микрофинансовые организации собираются подавать в суд на создателей «Батеньки» и издательского дома «Мамихлапинатана», чтобы взыскать долг в размере более 12 миллионов рублей. Владельцы ресурса брали кредиты (2 млн рублей под 30%), чтобы выплачивать гонорары и зарплаты авторам.

По словам Антона Яроша и Егора Мостовщикова (так зовут родителей «Батеньки»), они были готовы к выплатам, пока в дело не вмешалась пандемия коронавируса, существенно снизившая их доходы.

Егор Мостовщиков

Похоже, сейчас «Батеньку» могут спасти только деньги меценатов вроде Бориса Зимина. А если этого не произойдёт, то мы потеряем один из самых странных и самобытных ресурсов в истории российских медиа. Почему это произошло?

У «Батеньки» всегда была странная модель монетизации. Совершенно непонятно, за счёт чего финансировался проект. «Батеньку» часто хвалят за то, что на сайте практически нет рекламы. Но откуда тогда деньги?

AirPods Pro 2
Активное шумоподавление Прозрачность / пространственное аудио До 30 часов с кейсом

Разыгрываем AirPods Pro 2!

Новые AirPods Pro 2 достанутся одному из участников — просто нажми кнопку и присоединяйся.

Победителя случайно выберем 5 декабря и отправим приз по всей РФ.

Можно предположить, что Мостовщиков и Ярош всегда вкладывали больше, чем зарабатывали. Ресурс был сделан для души, а не ради заработка. Это похвально, но у медиа такого формата, как правило, всегда печальная судьба.

Это при том, что немалую часть контента на сайте генерируют читатели. И не мини-посты в личный блог, как на DTF, а полноценные гигантские материалы. И да, это не всегда был оплачиваемый контент.

Не знаю, как в последнее время, но пару лет назад на «Батеньке» была такая система: платить гонорар автору-внештатнику начинали с четвёртого текста. Первые три оплачивались горячим респектом и престижной публикацией. Нехилая такая экономия на качественном контенте выходит. И даже это не спасло!

С уходом «Батеньки» авторы лишатся крутого места для неформатных текстов. Серьёзно, где вы ещё встретите тексты о паяльнике-фаллосе и о том, что диван – червоточина русского бытия? А ещё целую кучу реальных историй о смерти, инвалидности и душевных болезнях, путевые очерки из адских поездов и подробное препарирование сект из «Вконтача».

Иллюстрация к интервью комика Дениса Чужого

Да, некоторые материалы могут украсить любое медиа – например, реальная история ковид-санитара или интервью комика Артура Чапаряна. Но основное содержание – это сложная эстетизированная публицистика, реализующая самые безумные фантазии авторов. Скажем так, это контент не для газеты «Коммерсантъ».

Минимум рекламы и нативные материалы, как нам кажется, просто не могут покрыть гонорары штатных авторов, дизайнеров и прочего персонала. А ведь у сайта нет даже новостного трафика. Как контркультурная концепция – это безумно круто, как жизнеспособное медиа в России – абсолютно нереалистично.

Без «Батеньки» у орды талантливых людей пропадёт возможность сделать текст «как я хочу, а не как они хотят» и получить к нему восхитительное авторское оформление, а иногда даже гонорар. Безусловно, это максимально грустно.

Конечно, пока ресурс не закрылся официально, хоронить его не следует. Но погоревать о том, что в русских медиа нет места таким вещам, всё же стоит уже сейчас. А вот ещё один забавный факт напоследок: с самого основания сайта авторы «Батеньки» иронически позиционировали себя как свидетелей наступившего апокалипсиса. И если антиутопия-2020 заберёт с собой и их, в этом будет хотя бы сюжетная логика.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.