
«Чужой: Земля» – самый странный и ненужный проект во вселенной «Чужих». Но у него будет шанс оправдаться
Ни Скотта, ни Кэмерона, ни Альвареса.
Вселенная «Чужих» – внезапно одна из самых богатых франшиз на топовый контент. Там было практически все. Клаустрофобный хоррор Ридли Скотта про страх беременности, жесткий хоррор-экшен Джеймса Кэмерона, отличные линейки комиксов, шикарные игры от Alien: Isolation до Aliens: Dark Descent, философские рассуждения того же Скотта в нелюбимых многими приквелах и идеальное воскрешение от Феде Альвареса. В общем «Чужие» – сокровищница, а когда стало известно, что ее пополнит автор «Фарго» и «Легиона» Ноа Хоули, все были заинтригованы.

Сериал «Чужой: Земля» должен был впервые показать ксеноморфа в земных условиях. Погруженные фанаты хватались за голову, потому что мы наконец-то могли увидеть, что происходит на нашей родной Земле в этом неприветливом мире. А те, кто любит хорошие сериалы, но не ныряет в глубокие воды лора, просто ждали мощный тайтл от признанного автора. Но то, что мы в итоге получили, вызывает раздражение, смущение, растерянность и только совсем местами восторг. Что же не так с сериалом «Чужой: Земля»? Ох, давайте об этом поговорим.
О чем сериал?
Действие происходит в 2120 году, за два года до событий оригинального «Чужого». «Чужой: Земля» рассказывает о крушении корабля компании Weyland-Yutani (ну естественно!) на территории другой мегакорпорации под названием Prodigy. Корабль, как мы можем догадаться, перевозил наших друзей ксеноморфов, но не только их. На самом деле исследовательское судно транспортировало и других опасных представителей инопланетной фауны. И вот теперь вся эта красота вырывается на свободу.

Помимо этой истории, нам показывают еще и новый вид синтетов – гибрид андроида и человека с усовершенствованным искусственным телом, но сознанием ребенка. Идея шикарная, потому что она позволяет и больше сопереживать таким персонажам, и по-другому смотреть на их действия. В принципе, это буквально главная находка сериала «Чужой: Земля».

Наша главная героиня – Венди, которая была смертельно больной девочкой, а стала передовым синтетом-гибридом. Зовут ее так не случайно. Она и другие гибриды – потерянные дети из «Питера Пэна», на которого тут очень много отсылок. Еще из важных действующих лиц, помимо монстров, можно выделить брата Венди по имени Джо, выжившего андроида компании Weyland-Yutan Морроу. Есть и местный Питер Пэн – генеральный директор Prodigy, которого зовут Бой Кавалье. Именно он придумал этих гибридов из детей. Наборчик крутой, но есть важные нюансы.
В сериале «Чужой: Земля» почти нет Земли
Действие и правда происходит по большей части на Земле, но показывают и рассказывают об этом нам очень мало. То есть, давайте сразу закрепим. Основной продающий пойнт сериала был в том, что ксеноморф наконец-то попадает на Землю – это то, о чем мы все задумывались: а что будет, если эта штуковина вообще долетит до Земли? Но, честно говоря, пространство, где происходит действие сериала, настолько замкнутое, что в этом нет никакого смысла.

Если бы все то же самое происходило не на Земле, а, например, на какой-нибудь внеземной колонии, ничего бы радикально не поменялось. Столкновение двух корпораций, большое количество разнообразных чудовищ, дети-андроиды – все это могло бы с таким же успехом происходить и в этих условиях. Тогда зачем называть проект «Чужой: Земля» и делать вид, что это такое важное условие? Непонятно.

Да, это точно не главная проблема сериала, но разочарование было реальным. Возможно, Ноа Хоули просто создал сетап для развития земной линии, и по изначальному плану все должно раскрываться в будущих сезонах, но зрителям такие трюки вряд ли понравятся. Мы все-таки включали и ждали сериал ради другого.
В сериале «Чужой: Земля» почти нет Чужого
А вот это уже просто оскорбительно. Мало того, что Чужой здесь ведет себя и раскрывается вообще не так, как в других фильмах, будь то версии Скотта, Кэмерона, Альвареса или даже Жан-Пьера Жёне. Так ему еще и роль отведена совершенно второстепенная. Мы не сильно преувеличим, если скажем, что в этом сюжете Чужих могло бы в принципе не быть, и мало что бы поменялось. Уж точно ничего не поменялось бы, если бы Чужого заменили на другого монстра, придуманного с нуля.

Потому что наш главный злодей, монстр и секс-символ сериала «Чужой: Земля» – это инопланетный глаз-симбиот T.Ocellus. Ему уделено больше всего внимания, он тут рулит процессами и нагнетает страх. На втором месте у нас синтеты с детским сознанием. Дальше идут всякие космические гады и жучки-паучки. Они даже нарисованы в десятки раз лучше, чем ксеноморф. И только потом неуверенно идет лоховская собакообразная версия Чужого. Вы чего? Вы что наделали, а?

Выглядит все это так, будто Хоули задумал снять научно-фантастический хоррор о противостоянии природы и технологии, а уже потом впихнул его в рамки вселенной «Чужих», потому что так лучше продавалось. Чужой здесь ощущается, простите, чужим – лишним и ненужным. Новаторство и переосмысление – это здорово, но нужно и меру знать, а то так мы дойдем до «Человека-паука» без Человека-паука. А, блин, это уже делает компания Sony. Но вы понимаете проблему.

Причем Хоули говорил в интервью, что хотел сделать сериал о противостоянии индивида и бездушной корпорации, а еще признавался, что хотел сделать проект, где Чужой не будет в центре повествования и это все еще будет интересно. Отличная идея, Ноа, но зачем? Получилась ситуация, когда на ценнике написано «сосиска в тесте», а на деле нет ни сосиски, ни теста. Может ли это быть вкусно? Да, но это вызывает много вопросов.
Ной Хоули отменил «Прометей» и «Чужой: Завет»
Все, теперь это не канон. Во всяком случае, по версии сериала «Чужой: Земля». Никакого андроида Дэвида, никакой мистической расы Создателей/Инженеров, никакой чудо-жидкости, способной создавать жизнь. Просто забейте. Хейтеры приквелов от Ридли Скотта, наверное, очень рады. Но можно предположить, что после такой-то встряски часть из них подумала: «Нет, знаете, уж лучше Фассбендер с флейтой и распятый ксеноморф».

На самом деле в мифологию «Чужих» тут не вписывается практически ничего. А если и вписывается, то больше в версию Джеймса Кэмерона – но и то с натяжкой. Удивительный, кстати, пример того, как новый автор работает с устоявшимся материалом. То есть, недавно мы видели фильм «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса, который подружил версии Скотта и Кэмерона, отдав дань уважения и тому и другому. А Ноа Хоули не уважает вообще никого.
В сериале есть отличный хоррор, но его мало
Если вы пришли только за этим, а еще если вы любите именно классическую формулу «Чужого», то вам сразу в пятый эпизод. Это герметичный хоррор, который показывает, что произошло на корабле. И вот там все, как мы любим. Причем срежиссировано и поставлено это очень круто. Стоит увидеть.

Пик сериала «Чужой: Земля» – пятая и шестая серии. В них прекрасно практически все, и очень жаль, что такого в сериале больше нет. Все остальное – корпоративные интриги, интриги глаза-симбиота, переживания персонажей, бесконечные отсылки на «Питера Пэна» и неожиданные сюжетные повороты, которые никогда не выбирают самое крутое развитие событий.

Честно говоря, если бы весь сериал был однозначно плохим, его было бы как-то проще воспринимать. А то получается, что Хоули снял самый невнятный проект во вселенной «Чужих», но в нем же спрятан один из лучших хорроров года. Причем особенно страшными получились инопланетные насекомые. Опять же, это плохая новость для фанатов именно ксеноморфов.
Финал сериала – разочарование
Тут тяжело обойтись без спойлеров, поэтому мы не будем описывать события шаг за шагом – вдруг вы еще не посмотрели сериал, но все-таки собираетесь. Давайте просто аккуратно обозначим главные проблемы. Первая – «Чужой: Земля» делает большую ставку на следующие сезоны. И это обидно, потому что все самые интригующие линии оставили на потом.

Во-вторых, совершенно непонятно, а что господин Хоули вообще пытался сказать. Если идти дальше с этим бесконечным оммажем на «Питера Пэна», а еще почитать несколько интервью автора сериала, то, видимо, идея в том, что дети восстали против взрослых, которые натворили плохих дел, так что теперь… И вот дальше нарратив обрывается. Потому что ответа на вопрос «Что теперь?» нет.
В ином случае мы, зрители, упали бы со стула и начали бы жадно ждать второй сезон, но когда «Чужой: Земля» восемь эпизодов издевался над нами, бесконечно менял темы, а в конце не смог сказать ничего внятного и только хитро улыбнулся, это оставило странные ощущения. Да, у нас есть причины ждать следующий сезон. Их две. Это судьба одного из самых необычных злодеев в истории сериалов и надежда на то, что удачных моментов станет больше, а вопросов меньше. Но пока «Чужой: Земля» – самое ненужное произведение в своем славном семействе.
Комментарии