
Почему русские клоны «Гарри Поттера» были девочками? «Таня Гроттер» оказалась не аналогом, а наследием Роулинг
Есть объяснение от профессионального филолога.
«Гарри Поттер» мощно повлиял на все русское фэнтези начала 2000-х. Во-первых, серия Джоан Роулинг про мальчика-волшебника пропушила продажи в книжных магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, а во-вторых, запустила целый поджанр в отечественной индустрии – фэнтези про школы и академии магии.
Самый популярный ответ «Гарри Поттеру» – это «Таня Гроттер» писателя Дмитрия Емца. Но даже она с остальными аналогами отличалась от «Гарри Поттера». В русских франшизах не было персонифицированного злодея, а отечественные авторы практически не описывали процесс обучения в этих магических школах – герои существовали от одного приключения до другого.
Зато в их книгах персонажи зачастую оказывались девочками. В частности, женских персонажей поставили в центр писательницы Наталья Щерба в «Часодеях», Марина и Сергей Дьяченко в Vita Nostra, а также Марина Козинаки и Софи Авдюхина в «По ту сторону реки». Почему так получилось с «Таней Гроттер» и другими отечественными подражателями?

Исследовательница фэнтези Татьяна Хоруженко считает, что дело вовсе не в гендере авторов. «Может быть, потому что кажется, что девчонки активнее. Может быть, над всеми тяготеет призрак Гермионы, и всем тоже хочется какую-то такую активную девочку. Понятно, что [оригинальная] книга называется «Гарри Поттер», но на самом деле не ходи за Поттером Гермиона, далеко бы он не ушел», – заявила Хоруженко в подкасте «Кинопоиска» «История российского фэнтези».
Хоруженко – доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ в Екатеринбурге и кандидат филологических наук – также обратила внимание, что в России фэнтези-франшизы крутятся вокруг сложных семейных отношений. Героини или воспитывались в приемных семьях, или потеряли родителей (как в той же «Тане Гроттер»).
«У нас всегда девочка будет из неполной семьи со сложным бэкграундом. С одной стороны, это, конечно, влияние Гарри Поттера, с другой – это в принципе сказочный образ. Это сиротка, которой в конце концов достается всё лучшее, потому что она такая обделенная в самом начале. И действительно, все героини достигают каких-то неимоверных высот», – объяснила Татьяна.
Фильм по «Тане Гроттер» не снимут никогда. 3 причины, почему экранизации легендарной книги не будет
Комментарии