Перейти к содержимому

Все игры The Elder Scrolls от худшей к лучшей. Где Skyrim, а где ремастер Oblivion?

Не забыли даже TES: Online.

Серия The Elder Scrolls – один из самых больших мифов в видеоигровой индустрии. Дело в том, что в рассуждениях о ней не правы практически все. Те, кому не нравятся игры TES после Morrowind, слишком сильно критикуют Oblivion и Skyrim, закрывая глаза на их хорошие стороны, особенно в пересчете на год выхода. Те же, кто фанатеет от The Elder Scrolls, сильно преувеличивают мощь этой серии.

Мы попытались сделать нечто невозможное. Посмотреть на The Elder Scrolls трезвым взглядом из 2025 года. Тем более недавно Bethesda Softworks подкинула нам шикарный повод сделать это, выпустив ремастер The Elder Scrolls IV: Oblivion. Ее мы будем рассматривать как отдельную игру, хотя бы потому что она появилась в обновленном виде и стоит как новая игра. Да и воспринимается не так, как старая Oblivion. Начнем с худших проектов из серии и закончим лучшими.

The Elder Scrolls: Arena (1994)

Слишком старая, чтобы быть в топе. Arena была одним большим экспериментом. Название подсказывает, что сюжет и геймплей должны быть примагничены к боям на арене, но это просто не так. Дело в том, что игру сначала анонсировали, а уже потом разработчики из Bethesda поняли, что могут сделать нечто большее. Например, открытый мир с кучей подземелий. Правда, подземелья получились одинаковыми и даже в 1990-х впечатляли сильно меньше, чем игры из серии Might & Magic.

TES: Arena не имеет практически ничего общего с современными The Elder Scrolls. Лор еще не был прописан, многие расы выглядят не так, как мы их представляем теперь, и вообще это довольно базовое фэнтези. По сути, от игры осталась лишь историческая значимость, а помнят о ней только совсем седые старцы или те, кому приходится делать исторические очерки о The Elder Scrolls.

The Elder Scrolls II: Daggerfall (1996)

Daggerfall стала жертвой гигантомании, потому что ее карта оказалась слишком огромной и, следовательно, пустой. Ходили легенды об игроках, которые несколько дней шли куда-то без фаст-тревела и так нигде и не оказались. Это преувеличенный слух, но он взялся не на пустом месте. В Daggerfall полно одинаковых поселений с милыми спрайтовыми НПС, которых невероятно тяжело найти, чтобы, например, сдать квест.

Nintendo Switch Lite

Выиграй Nintendo Switch Lite в 2 клика

В общем-то мы упомянули TES II: Daggerfall, только потому что не могли обойти ее стороной. Но играть в нее в 2025 году могут либо экспериментаторы, либо мазохисты. Если же оценивать ее как тайтл из середины 1990-х, то это очень масштабная RPG с кучей врожденных проблем, большинство из которых связано с ее бессмысленными и беспощадными габаритами.

The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered (2025)

Ответьте на вопрос: что мы тут оцениваем? Если редактор персонажа, то это лучшая игра на свете. Если качество проработки оригинальных моделек, то Oblivion Remastered – это железные 10/10. Но если мы говорим, собственно, об игре, это просто смех. То, что казалось нормой в 2006 году, не может работать в 2025-м без фактора ностальгии. Если бы так игрался и был написан новый тайтл, его бы распяли все геймеры и критики.

Одинаковые скучные пещеры и локации, кринжовые диалоги («Сегодня я повстречал грязекрабов!») и ужасная система Radiant AI, а также отсутствие нормальных RPG-элементов. Ужасающе душная необходимость зачищать Мертвые Земли по ту сторону Врат Обливиона, чтобы закончить основной сюжет. А еще баги, которых не было даже в оригинале. Единственное, что держит ремастер TES IV на плаву – какое-то количество хороших квестов.

The Elder Scrolls: Online (2014)

Главная проблема The Elder Scrolls: Online в том, что это MMO RPG, созданная только ради денег. И, согласитесь, это большая проблема. Но если говорить откровенно, это не такая плохая MMO, а местами даже сделанная компетентными людьми и с большой любовью. Поэтому любой фанат The Elder Scrolls будет ощущать себя в ней, скажем так, биполярненько.

С одной стороны, тут везде гринд и ленивые fetch-квесты, где нужно принести десять единиц чего-то и доставить предмет туда-то. Но с другой – The Elder Scrolls: Online дает нам то, что сингплеерная серия TES только обещает – возможность побегать по красивым локациям, о которых мы столько слышали и читали во внутриигровых книгах. Да еще и так, чтобы это не выглядело как Daggerfall. К тому же основные механики там податливее, чем во многих других MMO. Для опциональной игры не так уж и плохо.

The Elder Scrolls IV: Oblivion (2006)

О нет! Мы предали мнение, что серия TES деградирует с каждой новой игрой! На самом деле в этом есть доля правды, но Oblivion на фоне TES III: Morrowind и TES V: Skyrim все-таки выглядит слишком обычной. Локации напоминают среднеевропейские леса, доспехи выглядят типично для фэнтези, противники по большей части тоже. А помнят все только контент из DLC Shivering Isles и линейку Темного Братства.

Значимость последней, кстати, сильно преувеличивают. Да, она была достаточно хорошо написана. Но не настолько, чтобы кричать об этом каждый раз, когда кто-то упоминает Oblivion. Как и тот самый квест, где можно попасть внутрь картины, чтобы спасти художника от нарисованных троллей. Это прикольно, да, но в остальном TES IV: Oblivion была скучноватой. Это очень хорошая и большая игра для 2006 года, но и только.

The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)

Репутацию Skyrim обесценили постоянные переиздания, а ее критика по большей части была точна. Да, в игре очень слабый основной сюжет, а драконы глобально разочаровывают как противники. Да, качество текстов упало. Но! В The Elder Scrolls V: Skyrim все-таки была какая-то магия. Локации были сделаны интересно и отличались друг от друга. Окрестности Рифтена не похожи на окрестности Маркарта, а вайб Вайтрана отличается от вайба Виндхельма. Первое путешествие по Скайриму было гораздо более интересным и вдохновляющим, чем первое путешествие по Сиродилу.

Более того, механика криков добавила в игру кое-какое разнообразие и заставила нас чувствовать себя особенными не только потому, что так сказал сюжет. Это хорошая находка. Сейчас мир изменился, геймдизайн изменился вслед за ним, и многое в TES V кажется чушью. Но вещи, которые там работали без оговорок, работают и сейчас. Наверное, это больше говорит о слабости серии The Elder Scrolls, чем о силе Skyrim. Только игра не стала бы таким феноменом в 2011 году, если бы была полностью плохой. А то, что на ютубе валяется куча видео о том, как сделать из Skyrim хорошую RPG с помощью модов, как минимум говорит нам, что потеряно было не все.

The Elder Scrolls III: Morrowind (2002)

Давайте мы не будем говорить о том, насколько великой была Morrowind именно как игра – в этом нет никакого смысла. Если вы в нее играли, когда надо, то знаете все и без нас. Если вы в нее не играли, то сейчас нет смысла начинать. Она плохо постарела и визуально, и механически. Но значимость Morrowind невозможно переоценить. На ней стоит не только репутация The Elder Scrolls как хорошей серии игр, но и репутация Bethesda как таковой.

Лучшие части лора и большинство внутриигровых книг достались Oblivion и Skyrim в наследство от Morrowind. Поэтому, даже учитывая, что над новыми играми работали в общем-то другие люди, они не смогли бы загубить все, даже если бы очень постарались. Удивительно, какой большой кредит доверия может дать студии одна игра. Лет десять после выхода Morrowind игры Bethesda было принято хвалить просто по инерции.

В какой-то мере The Elder Scrolls III: Morrowind была Baldur’s Gate 3 своего времени. Она была слишком хорошо написана и слишком оригинально придумана, чтобы ее не уважать. Это было просто гигантское везение. Повезло и со временем, и с дизайнерами, и с тем, что Майклу Киркбрайду разрешили написать все эти тексты, да еще и с великой музыкой. Стоит ли рассчитывать на такое везение в будущем? Вряд ли. Но и плакать об этом не нужно. Morrowind – игра своего времени, так что было и было.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.