
Все части Doom от худшей к лучшей. На каком месте новая Doom: The Dark Ages?
От нее ожидали большего.
15 мая наконец-то вышла долгожданная Doom: The Dark Ages, приквел Doom 2016 года и Doom Eternal. И оказалось, что это не та игра, которая пришла, чтобы спасти нас всех и стать лучшим шутером поколения. Ее точно нельзя назвать плохой, и новые механики очень даже изобретательные, но все-таки минусов и жалоб тоже много. Сильно больше, чем мы ожидали.

Так какое место Doom: The Dark Ages занимает по сравнению с остальными частями этой франшизы, созданной когда-то на коленкой маленькой командой во главе с Джоном Кармаком и Джоном Ромеро? Чтобы выяснить это, мы расставили все части Doom в правильном порядке, включая тот тайтл, о существовании которого все забывают.
Doom 3 (2004)
От Doom 3 совершенно точно ожидали большего, но эта часть получилась самой спорной, странной и ушедшей слишком далеко от формулы оригинальных игр. Третья часть была самой медленной и походила скорее на survival-хоррор с темными коридорами и внезапными скримерами, чем на высокоскоростной шутер, где вам нужно постоянно перемещаться и стрелять. Естественно, такой поворот оттолкнул ту часть фан-базы, для которой Doom – это, в первую очередь, брутальный экшен на высоких скоростях.

Графика на то время была хорошей, но это первая и единственная часть Doom, в которой не очень интересно стрелять. Такого нехаризматичного дробовика, как в Doom 3, не было ни в одной другой итерации. А еще она просто раздражающе медленная. О хороших сторонах Doom 3 можно было сказать больше, но о них просто забываешь из-за того, насколько триквел отдалился от корней франшизы.
Doom 64 (1997)
Да, была отдельная эксклюзивная часть Doom для Nintendo 64, которая выходила и на других платформах, но уже в 2020 году. Но о ней почему-то забывают. Наверное, не просто так, потому что Doom 64 занимает довольно низкое место в нашем списке. Для N64 это был отличный тайтл, но если рассматривать его как часть истории Doom, тут практически нечего выделить.

Наверное, можно накинуть плюсиков за уникальные уровни и спрайты, а еще за очень хороший саундтрек. Но фишка в том, что каждая часть Doom была революцией – даже самые неудачные части поднимали дискуссию в индустрии и заставляли на что-то взглянуть по-новому. Кроме этой. Doom 64 – это просто Doom для Nintendo 64, где не было ничего величественного.
Doom: The Dark Ages (2025)
Мы не ожидали, что она будет так низко. Давайте сразу оговорим, что Doom: The Dark Ages – это не позор, не занижение стандартов и так далее. Просто у этой игры слишком много особенностей и странных решений. Например, обещанные транспорт и полеты на драконе, скажем так, не оправдывают ожиданий, а стрельба из турели в первый час игры – это вообще не отсюда, а из какого-то другого проекта.

При этом боевая система работает неплохо, визуал так вообще до невозможности крутой, но медленный геймплей после Doom Eternal кажется чем-то очень непривычным и не идет игре на пользу. Система парирования крутая, но The Dark Ages совершила ту же ошибку, что и Doom 3. После самой быстрой версии в истории она сделала геймплей слишком медленным. Да, в этом случае id Software попытались сделать из размеренной боевки главную фишку, но, судя по отзывам, получилось совсем не идеально.
Doom II: Hell on Earth (1994)
Зная любовь старого игрожура из 1990-х к чудовищным словесным клише, можно только воображать, с какой же силой авторы тех лет выписывали кондовую фразу «тех же щей, да погуще влей», когда говорили о Doom II. Собственно, в этом одновременно и проблема, и преимущество сиквела. Он чуть-чуть улучшает все, что было хорошо в первой части Doom: новые враги, масштабные карты и гораздо более осмысленный левел-дизайн. Но революцией в том же смысле Doom II все-таки не была.

При этом игра абсолютно потрясающая, в ней были лучший дробовик 1990-х, куча изобретательных пространств для брутальной стрельбы и очень высокая скорость. Просто новые части Doom гораздо интереснее, а первая Doom намного важнее для жанра. И да, вот это, конечно, времена были, когда сиквел самой крутой игры на планете появился спустя год после выхода оригинала.
Doom (1993)
Невозможно переоценить значение первой Doom для жанра FPS и гейминга в принципе. Нелинейные уровни, шикарная спрайтовая графика с иллюзией трехмерности, будущий жанровый стандарт для шутеров: автомат, дробовик, аптечка и так далее. А еще мультиплеерный deathmatch и поддержка моддинга, что для 1993 года было абсолютным безумием. Doom взорвала и перевернула жанр шутеров, а книги про нее выходят не просто так.

Помимо этого, шедевр id Software покорил игроков своей эстетикой. Смесь научной фантастики с готикой и адскими пейзажами – это то, чего мир не видел до первой Doom. Она выглядела невероятно стильно и была буквально самой продвинутой игрой поколения. Все геймеры хотели играть в Doom, а все разработчики хотели ее переплюнуть. Так и должны работать великие тайтлы.
Doom Eternal (2020)
Да, мы в курсе, что у Doom Eternal довольно много хейтеров. В частности, многим игрокам не понравилась ставка на вертикальный геймплей и платформинг – они хотели просто носиться по старым-добрым коридорам и стрелять в демонов, а тут чуть ли не игра на стыке жанров. Но Doom Eternal действительно хороша в том, что она делала. Это шутер на невероятной скорости, где много номинально простых, но фактически комплексных механик, которые можно использовать разным образом – например, дэш.

Каждая большая битва в Doom Eternal – это танец, требующий определенных движений. Игрокам нужно учиться совершать тактические убийства врагов тогда, когда это нужно, находить слабости боссов и вовремя использовать бензопилу. Враги тут скорее пазлы, чем мешки с хитпойнтами. И это правда круто, если вы любите изобретательные шутеры. Наверное, где-то разработчики из id Software перестарались с тяжелой инженерией геймплейных механик – и это то единственное, что не дало Doom Eternal сравниться с игрой на первом месте.
Doom (2016)
Конечно! Все еще идеальный шутер без слабых мест. Ребутнутая Doom 2016 года берет классическое ядро геймплея от старых FPS и заворачивает это в самую (на тот момент) современную оболочку. В результате получается игра, где вы бежите и стреляете: быстрая, брутальная, простая в освоении, но сложная в нюансах, одновременно очень понятная и предоставляющая челлендж в нужных объемах. И все детали отточены настолько, насколько это возможно. В Doom 2016 в принципе нет унылого оружия или провисающих уровней, что, если честно, шокирует и почти десять лет спустя.

Отдельной важной частью идентичности этой версии Doom можно и нужно назвать саундтрек от Мика Гордона. Даже если слушать его не в игре, вы подумаете: «Такая музыка могла бы звучать в Doom». Идеальная синергия с темпом игры и в какой-то мере аудиальная подсказка о том, на какой скорости ее нужно проходить. Недосягаемое величие, где есть лучшее и от современных шутеров, и от первых двух частей Doom.
Комментарии