
Это самая слабая часть «Гарри Поттера». В 2025 году ее невозможно смотреть
Ее недолюбливает даже Дэниел Рэдклифф.
Практически в каждой франшизе есть часть, которую фанаты предпочитают не пересматривать. Например, девятый эпизод «Звездных войн» или стыдноватый фильм про хрустальный череп из франшизы «Индиана Джонс». Или вот, скажем, «Гарри Поттер» – франшиза с одной из самых больших и активных фан-баз в истории. Какая часть самая плохая?

Для нас ответ очевиден. Это «Гарри Поттер и Принц-полукровка» 2009 года. Шестой и самый сумбурный фильм в серии, который уделывает и нелепо снятую (но сюжетно увлекательную) четвертую часть, и довольно унылую дилогию «Дары Смерти». Что же не так с этим фильмом? Давайте вспомним и разберемся. Тем более в 2025-м он смотрится намного хуже, чем в год выхода, когда каждую новую часть принимали как нечто само собой разумеющееся.
«Принц-полукровка» пострадал от сокращений
Пожалуй, это главная нарративная проблема. Режиссер Дэвид Йейтс попытался ужать 800-страничный роман в связное киноповествование, но не справился. Фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка» идет два с половиной часа, но все равно не может нормально рассказать свою историю. Что же порезали сильнее всего?

Главная потеря по сравнению с книгой – линия Дамблдора и чаши воспоминаний. И взаимодействие с Томом Реддлом, и собственное прошлое Альбуса, которое он показывал Гарри, в фильме ужато до такого минимума, что зрители получают только абстрактное представление о том, что произошло.
А ведь это момент, где мы узнаем нечто новое и по поводу личности Дамблдора, и по поводу мотивов Волан-де-Морта, и по поводу того, как вообще работает механика крестражей. Каждый из этих элементов подан очень плохо. Фильм кидается в зрителей лором, но делает это недостаточно точно.

Мы не узнаем ни количество крестражей, ни то, почему Том Реддл хотел создать именно шесть штук. И совершенно непонятно, как это работает. Если слушать диалоги, то создается ощущение, что нужно просто совершить убийство и все. Как это проглотили в 2009 году? Загадка. Хотя часть фан-базы возмущалась и тогда.
У фильма проблемы с темпом
«Принц-полукровка» страдает от затянутости в одних моментах и от резких неуместных скачков в других. Сколько же там сцен, где ничего не происходит! Эти затяжные отрезки, наполненные бессмысленными диалогами и затянутыми постановочными решениями, создают впечатление, что повествование было скомпоновано в последнюю минуту.

Любой момент, где Гарри о чем-то задумался, тянется и тянется, как будто мы не поняли. Зато экшен тут отрывистый и быстрый, даже с перебором. Особенно в том случае, когда к нему резко переходят после каких-то личных диалогов. Суматошная битва в башне – наверное, лучший пример. Что это вообще такое было?

Или смерть Дамблдора. К этой сцене вело много сетапов, а произошла она так буднично, как будто Драко и Снейп сходили за хлебом. Это эпические проводы одного из самых значимых персонажей? Серьезно? Сюда же можем отнести неожиданное признание Снейпа, что он – это и есть Принц-полукровка. Фильм, напомним, идет два с половиной часа, а финальные экшен-сцены, где было все важное, просто скомканно появляются на последнем отрезке. И знаете, что шокирует сильнее всего? Практически полное отсутствие реакции персонажей на гибель Дамблдора. Эти сцены как будто забыли вставить.
Любовные линии – настоящий кошмар
Не хочется использовать клише «произведение X не может определиться, чем оно является», но это именно то, что произошло с «Принцем-полукровкой». Эта история должна была стать мрачной подводкой к войне волшебников, но она на полставки подрабатывает нелепой подростковой мелодрамой. Все, что касается отношений в этом фильме – невыносимое зрелище.

Метания Гарри по поводу Джинни – самое странное, что когда-либо происходило с персонажем. Как минимум потому, что эта линия взялась практически из ниоткуда, в ней нет эмоций, а Поттер просто иногда пялится на Джинни с открытым ртом. Нулевая химия между актерами, конечно же, усилила это ощущение, но в их защиту скажем, что сценарий не помогал. Что там играть?

При этом была и внезапная линия с Роном и его девушкой Лавандой Браун. Она в фильме тоже появилась как будто просто так и постоянно сбивала тон куда-то в сторону ромкома. Зато про Тонкс и Люпина «Принц-полукровка» забыл начисто. Они есть в фильме, но зачем – неизвестно. Видимо, потому что в книжке тоже были. Чтобы придумать другую логику их появления, нужно сильно постараться.
Это самый нудный фильм во франшизе
Можно долго и уместно ругать «Гарри Поттер и Кубок Огня» за стремный визуал, но экшена там было много, и он был разнообразным и изобретательным. Можно справедливо уколоть «Дары Смерти» за то, что большая их часть – довольно серое путешествие. Но там были ставки и ощущение опасности. Экшен в фильме «Гарри Поттер и Принц-полукровка» практически отсутствует.

То есть, в книгах был мощный финальный файт, который по какой-то причине не попал в фильм. Дело не в том, что экранизировать нужно слово в слово. Просто «Принцу-полукровке» критически не хватало действия в кадре. В 2009 году это еще можно было как-то простить, но с тех пор требования зрителей к фильмам-блокбастерам сильно изменились под влиянием киновселенной Marvel и других хитов.

Из сегодняшнего дня это выглядит очень странно. Фильм недостаточно глубокий и хорошо написанный, чтобы быть разговорной драмой, но в нем не хватает экшена, чтобы он воспринимался как блокбастер. «Принц-полукровка» не работает как переход, не работает как антиутопия и не работает как самостоятельное приключение. Он просто слабый.
Дэниел Рэдклифф ненавидит себя в этом фильме
В 2015 году актер дал интервью Playboy, где пожаловался на сложные отношения с «Принцем-полукровкой». По словам Рэдклиффа, в этом фильме он заметил, что перестал развиваться: «Я ненавижу его. Моя игра очень однобокая, и я вижу, что я разленился, а то, что я делаю, просто не работает. Моим лучшим [фильмом] был «Орден Феникса», потому что я видел прогресс. В каждом фильме вплоть до шестого можно было увидеть большой шаг вперед в актерской игре, а тут прогресс остановился, если не откатился».

Жестко, правда? Но он прав. Худшая часть фильма про Гарри Поттера – сам Гарри Поттер. Так можно сказать о многих частях франшизы, но конкретно здесь это можно увидеть невооруженным глазом. В Хогвартсе происходят события невероятной важности, а Поттер весь фильм выглядит так, будто у него слегка болит голова. Не лучшая страница в карьере Рэдклиффа и точно самый слабый фильм во всей «Поттериане».
Комментарии