«Рай» – лучший сериал, который вы не смотрите. Наследник Lost впечатляет сюжетным поворотом
Никто не ожидал, что он будет таким.
Помните, как во время просмотра первого сезона все думали, что «Остаться в живых» – это история выживания людей на острове после авиакатастрофы? Те, кто смотрел этот сериал, знают, насколько это восприятие далеко от того, чем проект оказался на самом деле. Но в начале никто и представить не мог, сколько там загадок. Или тот же «Твин Пикс» – первый эпизод можно воспринять как детектив о том, кто убил Лору Палмер. И все. Никаких Черных Вигвамов, злых духов и сов. А бывает и более странная презентация сериала – и это «Рай», первое большое открытие 2025 года.
Мы уже писали о нем в январском анонсе. Тогда все думали, что «Рай» будет психологическим триллером об охраннике, которого подозревают в его убийстве президента. Но проект оказался чем-то гораздо большим. А подлые Hulu и Disney специально устроили «Раю» ложную рекламу, чтобы мы не знали, что там внутри. И вот мы посмотрели первые эпизоды и сошли с ума. «Рай» – лучший сериал-загадка прямо сейчас, а мы обязаны рассказать, почему его нужно включать как можно быстрее.
О чем сериал «Рай»?
Наш главный герой Ксавье Коллинз (Стерлинг К. Браун) работает в Секретной Службе и охраняет президента США, сыгранного Джеймсом Марсденом. В начале первого эпизода он обнаруживает, что президент убит, а секретные документы украдены. Что делать, неясно. Он начинает стандартную процедуру, закрывает дом на локдаун и вызывает кого надо. По всем параметрам кажется, что нас ждет политический триллер про допросы и расследования. Он-то будет, но есть несколько нюансов.
Дело в том, что «Рай» – на самом деле не об этом. Происходит кое-что еще. И это что-то гораздо глобальнее и важнее, чем убийство президента США. Но мы, зрители, узнаем об этом только в самом конце первого эпизода. То есть, буквально: 47 минут хронометража – это качественно написанный, интересный, но все-таки приземленный политический триллер. А после случается сюжетный поворот на уровне «Шугара». С таким же успехом могло бы оказаться, что агент Коллинз – вампир или что действие происходит в виртуальной реальности. Да. Вот такого уровня поворот.
Мы не будем спойлерить, потому что это тот случай, когда лишние знания действительно испортят вам просмотр. Но то, что в сериале «Рай» все это время скрывался совершенно другой сериал, поражает. Конец первого эпизода меняет восприятие абсолютно всех событий, потому что теперь они происходят в другом контексте. Где вы еще такое видели? В «Шугаре», да, но там сценаристы тянули почти весь сезон, а здесь все меняется сразу. И это еще не все.
Disney и Hulu скрывали правду о сериале
Сложно представить более странную рекламную кампанию. Если вы смотрели трейлер «Рая», ничто не могло навести вас на мысль, что тут есть кое-что еще, помимо убийства президента. Да, агент. Да, его допрашивают. Может, это будет психологическая история о том, убийца ли он или нет? Может, тут будет расследование? Все эти ожидания не стоят ничего, потому что Disney и Hulu рекламировали «Рай» так, будто это другой сериал.
Нигде не было информации о том, что в нем будет этот (или какой-либо другой) сюжетный поворот, который развернет сюжет на 180 градусов. И это в эпоху, когда трейлеры спойлерят сюжетные линии налево и направо, показывая важные сцены. «Рай» – не тот случай. Все, что у нас есть, это подсказка в названии, но она настолько тонкая, что вы никогда в жизни не догадаетесь.
Зачем? Видимо, платформы были настолько уверены в качестве сериала, что заранее сделали ставку на хороший сарафан после шокового эффекта. И знаете что? Так и получилось. В англоязычной части интернета люди уже с ума сходят от того, что «Рай» оказался в той или иной мере новым «Остаться в живых». В нем нет идентичных элементов, как в условных «Шершнях», но есть вайб большой загадки.
Создатель «Рая» раньше делал мультики Disney
Никто не ожидал увидеть политический триллер с поворотом, от которого сошел бы с ума даже пиковый М. Найт Шьямалан, от Дэна Фогельмана. Этот безусловно талантливый сценарист написал «Тачки» и «Рапунцель». Но он явно не казался тем, кто напишет нам что-то настолько мрачное и загадочное. Что ж, зато мы можем порадоваться за человека – он явно выбил проект мечты.
Странным все это кажется только в начале. На самом деле «Рай» написан очень хорошо, а все его персонажи разговаривают как живые люди. Тут нет героев-функций, нет говорящей экспозиции и стереотипов. Зато есть набор интересных персонажей со своими травмами и сложными взаимоотношениями.
Тот же Джеймс Марсден просто великолепен в роли президента с дурным характером. Очень живой получился персонаж, хоть и умер в первой серии. Но это ничего! Флэшбеков тут очень много, так что Марсден будет появляться регулярно и напоминать нам, что он хороший актер, а не просто затычка для роли копа в экранизациях Sonic The Hedgehog. Главное, что Фогельман справился с созданием крутых персонажей и если бы не сюжетный поворот, «Рай» был бы отличным политическим триллером. Но он все-таки больше.
«Рай» не тратит время зрителя
Это очень важное качество. Знаете ощущение, когда новый сериал не цепляет с первого эпизода и вы сомневаетесь, стоит ли включать второй? Его тут нет. А знаете другое чувство, когда вы смотрите интересный тайтл, а в конце первого сезона происходит что-то совершенно безумное и… Вам нужно подождать пару лет до выхода следующего сезона. Такого тут тоже нет. Финальные эпизоды, конечно, еще не вышли, так что клиффхэнгер наверняка будет. Но самое главное мы узнаем в первой же серии.
Согласитесь, трудно придумать более честную сделку: вы смотрите первый эпизод и с гарантией в 110% понимаете, нравится вам такое развитие событий или нет. «Рай» сразу положил все важное на стол, объявил ставки и вы даже не представляете, как у нас чешутся руки, чтобы вам все рассказать. Но поверьте, тут реально лучше без спойлеров. Потому что ощущение шока стоит того.
Вообще по первым трем эпизодам «Рая» есть ощущение, что это именно тот сериал, из сценария которого отжали всю водичку. Все, что нам показывают, для чего-то нужно – что-то для движения сюжета, что-то для раскрытия персонажа, а что-то для создания правильных вайбов. Конечно, так должно быть везде, но тут просто небывалая плотность. Возможно, сильно помог опыт Дэна Фогельмана с редактурой Disney – но мы точно не знаем.
Пока что это первый убийственный сюрприз в сериальном 2025-м. Проект, от которого никто не ожидал такого безумия, уже на старте оказался претендентом на звание одного из лучших сериалов года. «Рай» в этом смысле – что-то вроде «Олененка», но с более корпоративным и спланированным сарафаном. В чем, кстати, нет ничего плохого. Потому что получилось мощнейше, и вы должны это увидеть.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Культовые русские сериалы». Там мы обсуждаем сериальные новинки
Комментарии