
Кто стал прототипом «Буратино»? Алексей Толстой прожарил Горького, Блока и звезд раннего СССР
В образе куклы может быть выведено сразу двое писателей Серебряного века.
Ведущие подкаста Arzamas «Неловкая пауза» Кирилл Головастиков и Наташа Фаликова рассказали о прототипах сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея (Николаевича) Толстого. Они нашли цитату актрисы Фаины Раневской из книги «Письма к подруге».
«Толстой III написал сказку «Золотой ключик», прочти ее. Он там ославил множество народу под видом сказочных героев. Я бы сама не догадалась, но мне объяснили в театре: главный герой Буратино – это [Максим] Горький, Мальвина – жена [Александра] Блока Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас Барабас, директор кукольного театра, так вот это [Всеволод] Мейерхольд», – посплетничала Раневская.
Безутешный романтик Пьеро типажно действительно похож на грустного поэта Блока, а его стихи атмосферно напоминают меланхоличное творчество лидера русского символизма. В сказке он также встречается с актрисой Мальвиной (Менделеева играла в театре, но не у Мейерхольда). Блок тоже не спал с женой и любил ее платонической, а не физической любовью, поэтому в их союзе оба друг другу изменяли.

Толстой скрыл пасхалочку даже в сцене, в которой Мальвина учит Буратино писать фразу «А роза упала на лапу Азора». Героиню драмы «Роза и Крест» Александра Блока звали Изора. «Это прямо буквально насмешническая пародия», – объяснил Головастиков. Ведущие предположили, что прожарка богемы раннего СССР стала для А.Н. Толстого прощанием с модернистским прошлым.
Но есть и другие версии прототипов «Золотого ключика». Мальвиной может быть бывшая прима театра Мейерхольда Мария Бабанова, которую описывали «девушкой с детскими чертами» (прямо как голубовласую куклу). От самого режиссера Толстой взял длинный шарф (в сказке это борода Карабаса) и его помощника Вальдемара, выведенного в книге как Дуремара.

Также есть вариант, что прототипом Буратино может быть поэт Николай Гумилев. Лектор Arzamas Валерий Шубинский обнаружил схожесть описания куклы с Гумилевым. Николай учился в Царскосельском лицее под руководством Иннокентия Анненского. У Анненского было стихотворение «Старая шарманка» – вероятно, в нем узнается папа Карло.
А в финале «Золотого ключика» персонажи сняли холст и нашли за ним кукольный театр с декорациями Черного континента. «Там была фраза: оно осветило песчаную пустыню, – вероятно, это была Африка. И дальше можно было не читать, для читателей Серебряного века Африка – это Гумилев», – заключил ведущий Arzamas.
Комментарии