Перейти к содержимому

10 тупейших клише из фильмов ужасов. Виновны все: от «Сияния» до «Пилы»

Как же они надоели!

Хорроры – великий жанр, где куется изобретательность. Режиссерам часто приходится работать с ограниченным бюджетом. Чтобы напугать аудиторию, они прибегают к играм со светом и тенью, странным методам съемки и другим креативным решениям. Такие люди, как Питер Джексон и Сэм Рэйми, состоялись как режиссеры благодаря своим первым хоррор-экспериментам. Но, к сожалению, фильмы ужасов далеко не всегда изобретательны.

Иногда в них слишком много приемов, которые мы видели тысячу раз. Поймите правильно: грамотно распорядиться можно и скримером в конце, и какой-то банальностью вроде подростков, призывающих монстра с помощью странного ритуала. Вспомните хотя бы фильм с чудовищно переведенным названием «Два, три, демон, приди!» И все же с некоторыми клише пора завязывать. Вот список самых надоевших.

Машина не заводится в разгар погони

Почему она не заводится? Ладно бы все персонажи гоняли на батиной «девятине», но ведь и с ней в гараже ковыряются не просто так. «Хэллоуин», «Крик» – где только не было таких сцен! Они особенно плохо смотрятся в современных фильмах, где у всех героев более-менее новые и вполне надежные машины.

Так с чего бы мотору встать прямо в момент, когда герой должен уехать от чего-то страшного? Если с машиной что-то не так, потому что об этом позаботилось нечто сверхъестественное, этот прием еще имеет какой-то смысл. Но все равно вызывает вопросы, потому что в таком случае призрак, демон, зомби или маньяк должен быть очень хитрым.

Телефон перестает ловить

Понятно, зачем это сделано. Потому что если телефон будет показывать стабильные три палочки, любой вменяемый герой просто позвонит в полицию или друзьям. А если не позвонит, душная часть зрителей забухтит создателей фильма до смерти. Но нет: телефоны в хоррорах работают даже хуже, чем автомобили, и это сильно надоело.

Недавний «Еретик» чуть с ума не сошел, проговаривая вслух, почему в этом конкретном доме точно нет связи. И, честно говоря, от этого стало только хуже. Иногда объяснение все-таки есть, как в «Ведьме из Блэр» – герои сознательно пошли в глушь, где со связью все очень плохо. Но, как правило, это просто ленивый сценарий.

Жертвы бегут наверх, а не на улицу

Это клише высмеивалось в фильме «Крик» 1996 года. То есть, прием устарел уже тогда. Конечно, сложно обвинять персонажей, попавших в тяжелую ситуацию, потому что они паникуют. Но кажется, что вы при любом раскладе предпочли бы не убегать в замкнутое пространство.

К сожалению, герои хорроров очень часто пренебрегают этим правилом. Поэтому в нормальной ситуации сценаристы все-таки заботятся о том, чтобы выход на улицу был заблокирован или произошло что-то еще, что заставит жертву бежать в нелогичном направлении, загоняя себя в угол для создания напряжения. Обидно, что эти сцены существуют, только чтобы гасить лишние вопросы, но лучше уж так, чем никак.

Все жуткое происходит только ночью

Потому что темно. А в темноте страшно. Понимаете? Играть на древних страхах человечества – это естественно. Тем более, когда это позволяет скрыть дешевые эффекты и грим. Но в реальной жизни ужасные вещи часто происходит днем. В хоррорах же зло всегда творится именно ночью, что тоже немного надоело.

Но есть и плюсы. Фильмы с инверсией этого тропа, вроде «Солнцестояния», где почти все жуткие вещи происходят солнечным днем, на контрасте работают гораздо лучше. Потому что из-за того, что мы привыкли к ночному режиму, дневной хоррор создает особое неуютное ощущение внутри. Как будто мы видим что-то неправильное. Отличный дополнительный источник напряжения.

Криповые дети

«Сияние», «Омен», «Звонок», эти дурацкие девочки со считалкой из «Кошмара на улице Вязов». Криповые дети в хоррорах адски надоели. Особенно если они ничего не делают и не добавляют глубины, как в том же «Сиянии». Что дают этой истории близняшки? Хотя вопрос в корне неверный.

Правильно было бы спросить: давал ли этот фактор что-то в 1980 году, когда Кубрик выпустил «Сияние»? И ответ: да. Потому что когда-то этот прием был свежим и вызывал дискомфорт у зрителя. Но теперь, когда он давно приелся, с жуткими детьми пора завязывать, если вы не придумали ничего по-настоящему интересного вокруг этой идеи.

«Пойду проверю, что это было!»

Зачем ты пошел это проверять? В реальной жизни большинство людей бы просто сидело и не рыпалось. Ну, или ушло. Вы сидите и слышите странный шум в темноте. Идти к его источнику, чтобы узнать, что там, довольно глупо. Особенно учитывая, что там может быть что-то неприятное и без маньяков или сверхъестественных сил.

Персонажи в этот момент чаще всего напоминают тупоголовых NPC из видеоигр, готовых в любой момент исследовать каждый посторонний звук. Но у NPC всегда больше оправданий. Как правило, так себя ведут персонажи-охранники, чья прямая обязанность – контролировать определенную локацию. А вот у жертв собственной храбрости из хорроров таких оправданий, как правило, нет.

Латынь

Пожалуйста, только не латынь! Почему все ритуалы призыва монстров или что-то подобное используют именно латынь? Неужели сценаристы так часто думают о Римской империи? Странно, потому что это уже старый мем. Но мало что убивает интерес к происходящему так быстро, как очередная жуть на латыни.

Иногда в этом есть смысл. Например, ритуалы экзорцизма проходят на латыни, потому что на ней проводится католическая литургия. Но в большинстве случаев использование латыни не имеет смысла и только лишний раз бесит. То, что латынь – мертвый язык, не делает его жутким.

Убийца предусмотрел все варианты

Маньяки-гении раздражают. Точка. В реальности серийные убийцы скорее похожи на Баффало Билла из «Молчания ягнят», чем на Джона Крамера из «Пилы», у которого есть ловушка на любую ситуацию. Буквально каждое действие жертв было предусмотрено убийцей и в «Пиле», и в фильме «Коллекционер», и еще в куче других франшиз и хорроров-одиночек.

Опять же, сейчас в некоторых кинотеатрах еще идет «Еретик» с Хью Грантом, где у главного антагониста не было с собой только презентации в Power Point. Зато все остальное предусмотрено и отточено до таких абсурдных деталей, что в это не веришь даже в случае, когда что-то идет не так.

Монстр может все, пока не наступит финал

В хорошем хорроре всегда есть внятные правила. Примеры? Да пожалуйста. У нас есть целая франшиза «Тихое место», ставшая успешной как раз потому, что она умеет себя объяснять. И есть уже упомянутый нами «Два, три, демон, приди!», где буквально проговариваются правила использования сверхъестественной штуковины, а дела идут плохо ровно в тот момент, когда персонажи их нарушают. Так зритель не теряется и понимает, что произошло и почему.

Но в то же время у нас есть «Оно» 2017 года, где Пеннивайз казался непобедимым злом, которое может все. Ровно до финала, когда персонажи объединились, а клоун вдруг перестал иметь такое влияние на мир. Как будто он проиграл только потому, что увидел, как у фильма заканчивается хронометраж. На самом деле это ощущение создается, потому что мы, зрители, не знаем, по каким правилам работает монстр и следовательно не можем нащупать границы его способностей.

Страшные зеркала

Тут примерно та же проблема, что и у криповых детей, но еще хуже. Зеркала потеряли свой устрашающий вайб в момент, когда фильмы ужасов начали использовать их слишком часто. Теперь любой контакт с зеркалом в хорроре означает, что там отразится что-то страшное. То есть, аудитория в любом случае готова к этому. А если сюрприза не получится, зачем все это?

Нарушителей полно: «Незваные», «Окулус» и практически любое кино про призраков. Зеркала перестали пугать, поэтому их использование в хоррорах лучше сократить до необходимого минимума. Ну, либо делать это креативно. Так, многие режиссеры сознательно оставляют сцену с зеркалом пустой, чтобы слегка обмануть аудиторию и нагнать напряжения.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.