Перейти к содержимому

8 самых жутких концовок хорроров. От классики из 1960-х до новых фильмов

После них уснуть уже сложно.

Хоррор – великий жанр, недоступный слабонервной публике. Но какие сцены пугают нас сильнее всего? Тут все зависит от восприятия, и у каждого зрителя будет собственный набор. Тем более многие просто любят жанр и его стандартные приемы, но не боятся их. И все же есть ряд фильмов, создателям которых удалось сгенерировать реально жуткую ситуацию.

Часто такое происходит в финалах: хороший хоррор остается жутким до конца. Мы составили подборку самых опустощающе страшных финалов хорроров. Но не переживайте, если ваш любимый ужастик не попал в список. Это субъективный топ, хотя кое-что из него точно вас напугает. Осторожно: внутри есть спойлеры.

Ребенок Розмари (1968)

Самый страшный фильм Романа Полански и тот случай, когда старое кино до сих пор смотрится невероятно пугающе. Молодая пара въезжает в новую квартиру, где беременная жена начинает замечать кучу странностей. Все соседи как будто состоят в каком-то культе, а ее нерожденного ребенка планируют использовать в ритуале. Уже довольно страшно, особенно учитывая личную историю Романа Полански. Но! Финал «Ребенка Розмари» гораздо сильнее завязки.

Полански сделал страшным материнство. И если Розмари все это время сопротивлялась, то в самом конце, когда она видит своего ребенка, сына Сатаны, материнские чувства берут верх и она осторожно начинает его укачивать. То, с какой скоростью произошло смирение и то, как это выглядит, вызывает иррациональную жуть.

Нечто (1982)

Великий фильм Джона Карпентера, который Квентин Тарантино называл самым страшным в истории. «Нечто» действительно может испугать. Особенно финал, потому что там – сплошная безнадега. Чайлдс инфицирован, а у Макриди, вероятно, нет никаких шансов выбраться живым из этого холодного ужаса. В этом и суть.

Финал «Нечто» пугает тем, что оставляет слишком много места для фантазии. С одной стороны, он закрытый, потому что история закончилась и закончилась очень плохо. С другой – непонятно, что было дальше, а полноценных ответов никто не предоставил. «Нечто» пугает неопределенностью и необъяснимостью, чем полностью оправдывает свое название.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999)

Снова идем по классическим тайтлам. На столе фильм, задавший моду на жанр «найденная пленка». Причем никому из наследников не удалось повторить успех «Ведьмы из Блэр», так что это, видимо, одноразовая акция. Сюжет – имитация любительской съемки группы подростков, которые попали в ужасную ситуацию. Причем для рекламы «Ведьмы из Блэр» давались реальные объявления о пропаже людей с персонажами фильма.

Чем же крут финал? Наверное, недостижимым уровнем простоты. Когда в этом псевдодокументальном формате героиня просто громко дышит и плачет в камеру, кадр выглядит настолько естественно и неподдельно, что тяжело не прочувствовать эту эмоцию. Этот страх кажется настоящим, и им легко заразиться. Можно только представить, что чувствовали наивные люди, которые реально поверили, что «Ведьма из Блэр» – не фильм, а таинственная найденная пленка. Да, такие реально были.

Мгла (2007)

Тот случай, когда даже видный брюзга Стивен Кинг согласился, что режиссер Фрэнк Дарабонт придумал финал лучше, чем в оригинале. «Мгла» – одна из лучших экранизаций работ писателя, если не лучшая. При этом сюжет довольно прост: маленький городок охватывает жуткий сверхъестественный туман, в котором живет что-то страшное. Очень лаконичный сетап для хоррора.

Но финал «Мглы» не оставил никакой надежды, а в год выхода даже разозлил аудиторию. Внимание: сейчас будет очень тяжелый спойлер. Итак, группа выживших застряла в машине, а вокруг тот самый туман. Герой по имени Дэвид тратит последние пули на то, чтобы избавить своих близких, включая сына, от страданий. Естественно, это самое тяжелое решение в его жизни. После этого туман рассеивается и прибывают спасатели. То есть, этот кошмарный момент был необязательным.

Мученицы (2008)

Франко-канадский культовый хоррор наконец выводит нас из тумана поп-хорроров. Смотреть его больно и неприятно, потому что в качестве инструмента психологического давления на зрителя режиссер Паскаль Ложье выбрал пытки. В центре внимания у нас культ, который пытается исследовать жизнь после смерти. Ну, вы знаете эти тайные мистические культы.

Что происходит в финале? Героиня выживает после пыток, достигая точки трансцендентности. Но нам, зрителям, никто не показывает, что именно она увидела. Она шепотом сообщает некую информацию лидеру культа на ухо, после чего тот решает умереть. Как будто то, что он узнал, оказалось невозможно вынести. Что это было? Мы никогда не узнаем. И от этого особенно страшно.

Живое (2017)

Как же мощно заканчивается фильм «Живое» с Джейком Джилленхолом! Буквально хичкоковский эффект бомбы под столом, но в глобальном масштабе и с точки зрения хоррора. В «Живом» группа астронавтов на МКС исследует образцы с Марса и находит быстрорастущую внеземную форму жизни, которую называют Кельвин. Естественно, Кельвин начинает убивать членов команды одного за другим, пока не остаются двое – Дэвид и Миранда.

Они разрабатывают план по избавлению от Кельвина, согласно которому Дэвид должен заманить Кельвина в спасательную капсулу и отправить в глубокий космос, в то время как Миранда во второй капсуле должна вернуться на Землю. Но все идет не по плану. Кельвин побеждает Дэвида и отправляется на Землю. В финале нам показывают ничего не подозревающего рыбака, и эта сцена максимально тревожная. Миранда в то же время все еще находится в космосе, не подозревая, что Кельвин уже попал на Землю и мир обречен.

Пустой человек (2020)

Под капотом у этого хоррора городская легенда о Пустом Человеке. Школьница Аманда якобы пыталась призвать его и пропала, а ее поисками занимается бывший коп Джеймс Ласомбра. Что у нас тут, очередной культ? Да. Таинственное космическое существо? Конечно! Непознаваемый ужас, отдаленно напоминающий мифологию Лавкрафта? Ага! Но что в этом нового? И вот тут мы подходим к финалу. Серьезно, вы должны пойти и посмотреть фильм, если еще не сделали это. Потому что «Пустой человек» – редкий пример хоррора, который не работает без сюжетного поворота в конце.

Все? Готовы? В конце Джеймс Ласомбра узнает, что он – тульпа. Пустой сосуд, созданный культом, чтобы призвать древнее существо из темного космоса. А все его друзья, работы, воспоминания и душевные раны – выдумка. Это приводит его в отчаянье, после чего его тело освобождается, занимается кем-то другим – и оп, Пустой Человек. Название оправдано.

Не говори никому (2022)

Главный ужас тут, конечно, в переводе названия. Все как обычно: фильм называется «Не говори зла», но с помощью карательной лингвистики превращается в «Не говори никому». Важное уточнение: обязательно смотрите именно датский фильм 2022 года, а не американский ремейк 2024-го. Разница колоссальная. Особенно в финале. Потому что противостояние двух семей из разных слоев в оригинальном «Не говори никому» заканчивается абсолютным адом, а в ремейке – героическим превозмогаловом.

Фильм все еще можно считать свежим, поэтому сильно спойлерить не будем. Но в датском «Не говори никому» финал – невероятно жестокая трагедия на глазах у ребенка, которая оставляет опустошающее чувство. И очень многое говорит о природе зла, социальных рамках и том, чего мы боимся или не замечаем в других людях. Если хотите нормальный, но не выдающийся хоррор, зацените ремейк с накачанным Джеймсом Макэвоем. Если хотите настоящую жуть, оригинал завезет ее товарными вагонами.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.