
7 режиссеров, которые ненавидят собственные фильмы. От «Американской истории X» до «Человека-паука» с Магуайром
Что-то пошло не так.
Когда фильм получился слабым, все обвиняют режиссера. Но съемочный процесс сложнее, чем предполагает большинство зрителей. Особенно если это огромный фильм с жирным бюджетом, а автору приходится постоянно сражаться со студией, актерами и обстоятельствами. Неудивительно, что многие известные режиссеры терпеть не могут собственные работы. Причем даже те, которые собрали неплохую кассу.

Мы поговорим о таких фильмах. Здесь как провалы, так и большие хиты. Но самое главное – ни одна из этих работ не получилась такой, какой ее хотел бы видеть режиссер. Что же пошло не так?
Стивен Спилберг – «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984)
Даже фанаты франшизы про Индиану Джонса, оценивая оригинальную трилогию, часто ставят вторую часть на третье место. С выходом «Королевства хрустального черепа» этот фильм поднялся выше, но в нем действительно нет духа первой и третьей части. А еще Уилли и Коротышка – самые раздражающие спутники Инди в истории.

И знаете, кто согласен с этим мнением? Стивен Спилберг. Режиссер считает, что «Индиана Джонс и Храм судьбы» получился слишком мрачным и странным, а сохранить атмосферу оригинала не удалось. Он не любит этот фильм и называет его одним из своих больших провалов. Кто мы такие, чтобы спорить со Спилбергом?
Дэвид Финчер – «Чужой 3» (1992)
Технически первый фильм Дэвида Финчера, но сам режиссер не считает «Чужой 3» своей работой и просит отсчитывать фильмографию с выхода «Семь» с Брэдом Питтом и Морганом Фрименом. На то есть очень много причин. Сценарий «Чужого 3» переписывался гигантское количество раз, а Финчера позвали как недорогого начинающего режиссера, которого студия легко сможет задавить на съемках.

У Дэвида было пять недель на подготовку и сырой сценарий, его трижды увольняли со съемок и возвращали обратно, а еще он постоянно воевал с продюсерами за каждую деталь. «Чужого 3» фанаты франшизы так и не полюбили. Но к Финчеру нет претензий. «Никто не ненавидит этот фильм больше, чем я», – исчерпывающая цитата Дэвида.
Тони Кэй – «Американская история X» (1998)
А что не так с «Американской историей X» Тони Кэя? Разве это не культовое кино? В какой-то мере фильм про скинхедов с двумя Эдвардами, Нортоном и Ферлонгом, культовый. Но Тони Кэй его ненавидит. Режиссер до этого был известным клипмейкером и думал, что ему дадут какую-то творческую свободу. Но в результате он только и делал, что ругался с New Line Cinema.

Более того, студия позволила Эдварду Нортону менять все, что ему хотелось. В фильм вошли сцены, которые Тони Кэй не хотел бы там видеть, и режиссер остался недоволен результатом. Это скорее фильм Нортона, чем Кэя. Кстати, это не единственный случай, когда Нортон устроил рейдерский захват фильма. С сольником про Халка в Marvel было ровно то же самое: Нортон захватил производство и пушил исключительно свое видение.
Сэм Рэйми – «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)
О съемках триквела «Человека-паука» с Тоби Магуайром можно снять отдельный фильм, потому что это был ад. Сэм Рэйми планировал снять кино про Гарри Осборна и Песочного человека, но продюсеры настояли, что нужно добавить еще и Венома. Сроки были очень сжатые, сценарий много раз переписывался и после лучшего экшен-фильма нулевых («Человек-паук 2») вышло что-то совершенно невнятное.

Все линии были скомканы, у Венома в исполнении Тофера Грейса было мало экранного времени, а танец эмо-Питера мы не забудем уже, наверное, никогда. Из-за этого Сэм Рэйми окончательно выгорел, не смог начать работу над четвертой частью, и Sony пришлось пилить экстренный перезапуск с Эндрю Гарфилдом. Сам же Рэйми несколько раз говорил о том, насколько ему не нравится «Человек-паук 3». И Сэма можно понять. Это фильм студии, а не режиссера.
Майкл Бэй – «Трансформеры: Месть падших» (2009)
Насколько плохим должен быть фильм, чтобы он не понравился Майклу Бэю? Ответ прост: достаточно быть сиквелом «Трансформеров». Картина была даже не бездумной, а откровенно тупой. Даже Майкл Бэй, известный тем, что всегда расставляет приоритеты в пользу экшена, а не сценария, был разочарован результатом.

Во многом на это повлияла забастовка сценаристов, случившаяся в 2007 году. Вторых «Трансформеров» снимали без сценариста на площадке и, по сути, без готового сценария. Поэтому импровизации тут сильно больше, чем положено, а нормальные правки нельзя было внести по правилам Голливуда.
Алан Тейлор – «Тор 2: Царство тьмы» (2013)
Один из самых невнятных фильмов в истории Marvel. Режиссерское место занял трудяга-работяга Алан Тейлор, известный по ремесленной работе над «Игрой престолов» и «Кланом Сопрано». Работа с MCU оказалась для него непростым испытанием. Технически режиссеру дали полную свободу во время съемок, но потом фильм перемонтировали так, что Алан просто его не узнал.

Это, кстати, типичные методы работы Disney и Marvel. Их фильмы снимаются так, чтобы в любой момент можно было добавить новые сцены, заменить одного персонажа на другого или резко поменять все спецэффекты хоть за месяц до релиза. Алан Тейлор сказал, что ни за что не хотел бы повторять такой опыт и не желает этого никому из коллег.
Джошуа Транк – «Фантастическая четверка» (2015)
Когда режиссер просит убрать свое имя из титров и в канун релиза говорит, что он снял отличный фильм, но вы, зрители, его никогда не увидите – у вас проблемы. «Фантастическая четверка» Джоша Транка оказалась фантастическим провалом и как будто пришла откуда-то из начала нулевых. В фильме нет ничего, кроме базового скелета сценария. Знакомство, превращение, конфликт, воссоедиинение, финальная битва – так может написать каждый из нас.

По словам Транка, все испортила студия Fox. Продюсеры регулярно вмешивались в производство, просили досъемы и в итоге растоптали режиссерское видение Джоша. Поверить в это довольно легко. Пересъемки и перемонтаж превратили «Фантастическую четверку» в один из худших супергеройских фильмов десятилетия, если не худший. Никто не мог бы захотеть снять такое кино специально.
Комментарии