Перейти к содержимому

8 игр с лучшими концовками. От Silent Hill 2 до The Outer Wilds

Конечно, The Last of Us тоже в списке. 

Как вы представляете себе идеальный финал видеоигры? Красивые концовки есть не везде, а иногда символом того, что вы прошли игру, становилась утилитарная вещь, вроде победы над последним боссом. При этом видеоигры – все-таки не только аттракцион, но еще и вид искусства. Иногда игровые сценаристы создают действительно великие финалы, причем не только в глубоко сюжетных тайтлах.

Некоторые из них сравнимы по значимости и силе с финалами «Во все тяжкие» или даже «Твин Пикс», а другие настолько контекстуально уместны, что события как будто и не могли сложиться иначе. Мы собрали несколько идеальных концовок видеоигр в один список. И если вы не нашли в нем свою любимую игру, то не расстраивайтесь – он субъективный, а великих финалов много. Осторожно: внутри точно будут спойлеры.

Planescape: Torment (1999)

Одна из величайших изометрических RPG в истории заслуживала идеального финала, и разработчики из Black Isle сделали его. Величие концовки Planescape: Torment в ее эмоциональной и философской глубине. Безымянный узнает, что его бессмертие – наказание за предыдущие действия, наложенное им самим на себя. У игрока есть выбор: продолжить этот цикл или наконец прервать его, разобравшись с травмой раз и навсегда.

Fallout была структурно простой, но глубокой историей. Arcanum была больше про детали. Neverwinter Nights и Baldur’s Gate были эпическими приключениями. Но Planescape: Torment, единственная из всего семейства классических RPG, создавала ощущение духовного путешествия, лишь дополненного прекрасно написанным финалом.

Silent Hill 2 (2001/2024)

И оригинал, и ремейк Silent Hill 2 любят, прежде всего, за блестящий сценарий. Мучения и блуждания Джеймса Сандерленда в тумане и тайна его мертвой жены – они сделали Silent Hill 2 великой игрой в не меньшей степени, чем хоррор, левел-дизайн и туман. Подавленные воспоминания Джеймса превращаются в большое путешествие.

По сути, Silent Hill 2 – история о неспособности принять свою скорбь. Особенно если задушить подушкой самое болезненное из воспоминаний. Мы не будем спойлерить финал Silent Hill 2, потому что ремейк от Bloober Team сейчас на пике популярности, и вы, возможно, его не прошли. Но это одна из величайших историй в игровой индустрии.

Syberia II (2004)

Легендарный квест из нулевых – по-настоящему авторская игра от Бенуа Сокаля. В двухсерийке Syberia (притворимся, что третьей части не существует – и вам советуем) героиня по имени Кейт Уокер пытается найти считающегося погибшим изобретателя Ганса Форальберга, а после отправляется с ним за его мечтой – живыми мамонтами. Это очень странный, по-хорошему меланхоличный и уникальный экспириенс.

Конец путешествия в Syberia II – это действительно конец. Когда Кейт видит счастливого Форальберга, который все-таки нашел своих мамонтов, завершается и трансформация самой Кейт. Она прибыла в Syberia юристом, скованным обязательствами, а закончила путь в качестве человека, которым движет страсть. Очень крутой финал, после которого закрываешь глаза на механические недостатки Syberia II.

Journey (2012)

Игра-перформанс, где не так уж много самой игры. Зато есть музыка и движение вперед. Journey – интерактивный опыт о красоте и звучании, а еще одна из лучших игр с безмолвным нарративом. В Journey можно помогать друг другу, но нельзя коммуницировать ни текстом, ни голосом, пока вы идете к горе. И финал только подчеркивает этот экспириенс.

Чем же заканчивается игра, где нет слов, но есть потрясающий саунд-дизайн? В общем-то тишиной. Фигура в плаще добирается до вершины, но, судя по всему, погибает в процессе. Однако все хорошо. Вместо того, чтобы исчезнуть, наш персонаж превращается в свет. Это слишком простая метафора, чтобы работать сама по себе. Прочувствовать все это можно только в контексте путешествия, которое вы прошли.

The Last of Us (2013)

Ну, тут все понятно, да? Бесконечный спор на тему того, прав ли был Джоэл в финале, продолжается до сих пор – и это, если честно, невыносимо. Этот сюжет пересказывался столько раз, что мы точно не сделаем никому хуже, если скажем еще раз. Когда Джоэл выбирал между спасением мира и спасением Элли, он выбрал себя. То есть, второй вариант, потому что мир без Элли ему не нужен. 

Это абсолютно великий финал, потому что он породил сразу несколько ветвей глобального спора. С одной стороны, умники-рационалисты доказывали, что Джоэл должен был поступить иначе ради всего человечества, а эмпаты-романтики им оппонировали. С другой – финал The Last of Us предопределил судьбу Джоэла в The Last of Us. Part II, из-за чего смертельно разозлились фанаты, не умеющие делать выводы из простых вещей и ценить красоту истории. Что это, если не величие?

The Outer Wilds (2019)

The Outer Wilds – это Journey, в которой есть геймплей, история и слова. Вы в 22-минутной временной петле, в конце которой всему приходит конец из-за взрыва сверхновой. В каждом заходе вы пытаетесь выяснить чуть больше о том, что происходит и почему. И вы действительно каждый раз заходите чуть дальше. Каким-то образом the Outer Wilds построена так, что повторение событий в ней не раздражает, а интригует.

В конце концов мы узнаем про Квантовую Луну – последнюю работу древней цивилизации, которая перезапускает петлю для того, чтобы сохранить знания. Это один из тех финалов, которые делают вам приятно и больно одновременно. Очень красивая и меланхоличная история, рассказанная через окружение. Тот случай, когда ответ полностью достоин потраченного на него времени.

Disco Elysium (2019)

Какой из финалов Disco Elysium выбрать? Их же полно! И в зависимости от того, какие решения вы принимали (а иногда и от удачи), вы можете прийти к разным концовкам. Но дело в том, что все они великолепны. Даже если вы провалили абсолютно все чеки и не справились ни с одной частью задания, игра даст вам доковылять до финала и в этом жалком виде. Но если вы все-таки старались и преуспевали, вас в любом случае ждет огромное количество выдающихся открытий.

Генератор серости, встреча с островалийским фазмидом, тайна убийства на окраине Мартинеса, грустное радио и Та, Что Пахнет Абрикосовой Жвачкой. Disco Elysium может смешить, но еще она способна растрогать до слез, внушить грусть или надежду. А если игра работает как великое литературное произведение, то любой из ее финалов не будет пустым. Не бойтесь играть в Disco Elysium – что бы там ни случилось в конце, она что-то в вас поменяет.

The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom (2023)

Что, слишком рано? Да, в прошлогодней The Legend of Zelda одна из лучших концовок. Игра не просто рассказала историю о том, как Линк в очередной раз спас Хайрул. Она не просто показала жертвенность Зельды, которая готова превратиться во что угодно, лишь бы спасти свой мир так же, как Линк готов на все, чтобы спасти Зельду. Нет, Tears of the Kingdom объяснила всю серию The Legend of Zelda разом.

Победа над Ганондорфом не прошла бесследно, потому что существует проклятье, из-за которого реинкарнации Ганона будут постоянно возвращаться в будущих поколениях. Зельда всегда будет защищать Хайрул, Линк всегда будет спасать Зельду, а Ганон всегда будет представлять угрозу. The Legend of Zelda – не набор игр с одним сюжетом, а вечный цикл. И мало где можно прочувствовать это так же сильно, как в Tears of the Kingdom.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.