Перейти к содержимому

5 лучших игр, где вы играете за злодея. От Overlord до Tyranny

Только величайшие.

Часто ли видеоигры дают нам поиграть за злодеев? На самом деле да. Но только если считать нелинейные тайтлы, где есть возможность условно злого прохождения (или безусловного злого, как в Baldur’s Gate 3). Подобное есть в Fallout: New Vegas, Pathfinder и вообще много где. И все же номинально большинство тайтлов – это героические сюжеты. Или антигероические, как было в Prototype.

Сегодня мы поговорим о другом явлении. Об играх, которые изначально созданы так, чтобы позволить игроку примерить на себя роль настоящего злодея. Естественно, мы не будем включать сюда инцельский трэш, вроде Hatred или Manhunt. Или, скажем, файтинги, вроде Mortal Kombat или Injustice. Нет, мы поговорим об играх, которые исследуют природу зла, а иногда и сложные морально-этические дилеммы.

Evil Genius (2004)

Какая потрясающая игра, если в ней разобраться! Старый Evil Genius – это гениально. Настоящий симулятор бондовского злодея, который строит свою базу на острове и занимается различными гадостями по всему миру, периодически злобно хихикая и потирая ручки, как муха. Конечно, рано или поздно к вам в гости нагрянут спецслужбы, тайные агенты и прочие герои. И чтобы отбиться от них, вам понадобятся приспешники с оружием и разные безумные ловушки.

По графике и харизме это как будто стратегический спин-офф забытой The Operative: No One Lives Forever. И, конечно, тут миллион отсылок к фильмам про Джеймса Бонда. Единственная проблема – поначалу сложно разобраться, как именно работают ловушки. Но серьезно, это великая игра, которая безостановочно генерирует фан. Evil Genius создавали искренние люди из любви к искусству. Они хотели сделать ее веселой и передать свою любовь к жанру и тропам классических злодеев из 1960-х и 1970-х. Получилось гениально!

К сожалению, о сиквеле 2021 года под названием Evil Genius 2: World Domination мы не можем сказать того же самого. Там уже провисали и юмор, и игровые механики. Как будто игру делали те, кто когда-то видел 10 минут геймплея оригинальной Evil Genius, проникся, но так и не смог разгадать, что же делало первую часть великой. Поэтому если будете играть, не суйтесь дальше версии 2004 года. Потому что там ловушка.

Overlord (2007)

Еще одна невероятно остроумная игра. У нее, кстати, не такой уж плохой сиквел, но все-таки Overlord 2 сильно проигрывает оригиналу, поэтому поговорим о первой части. Что это такое? Вы играете за нового Темного Властелина, которого призвали на замену старому в мир, где хорошие герои победили много лет назад. И теперь вы восстанавливаете свою власть в качестве главного источника мирового зла. Или не совсем?

Прикол в том, что герой Overlord с удивлением обнаруживает, что победившие герои за эти годы не то, чтобы хорошо постарели. И теперь не совсем понятно, кто именно злодей. Хоббит стал объедающимся барином-жиробасом, а эльф – спящей угрозой всему, что вокруг. Гном оказался диким жадиной, рыцарь увлекся рискованными ласками и так далее. Всего семь героев, символизирующих, как вы могли догадаться, семь смертных грехов.

Интересна игра и механически, потому что почти все, что мы делаем, происходит с помощью управления нашими гоблиноподобными помощниками. Они бывают разных типов, и каждый нужен для чего-то своего. Получается, уровни здесь – скорее набор головоломок, чем битв. И в этом весь Overlord: это комедия, переосмысляющая отношения добра и зла.

Plague Inc. (2012)

Если вы не слышали об этой игре до 2020 года, то точно услышали после. Plague Inc. – гениальная игра, где вы пытаетесь уничтожить человечество с помощью смертельного вируса. Или бактерии. Или грибка. Или зомби-вируса. Или даже большой отсылки к «Планете обезьян». Ваша задача – подстраиваться под конкретную болезнь и развивать ее быстрее, чем ученые смогут найти лекарство и избавить от вас человечество.

Да, технически в Plague Inc. нет персонифицированного злодея. Но вы играете за смертельную болезнь, так что… Ну, вы понимаете. Некоторые виды заболеваний легче обнаружить, но они быстрее распространяются. Другие, например, на старте хорошо поддаются лечению. Третьи быстро мутируют, и вы не всегда можете их контролировать. Plague Inc. – игра про микроменеджмент и планирование. И нужно ли говорить, что это одно из произведений, сильно опередивших свое время? Наверное, нет.

Tyranny (2016)

Изометрическая RPG от Obsidian, выпущенная после успеха Pillars of Eternity. Но если Pillars была душноватой, ее механики – устаревшими, а красота сюжета раскрывалась не на первом и не на втором часу, то Tyranny – другая история. Она великолепна. Особенно сюжетно.

Вы играете за важного посланника темного лорда, который практически захватил мир. Еще на старте создания персонажа вы делаете ряд сюжетных выборов, которые определят ваши отношения с двумя фракциями в мире Tyranny. И проблема в том, что вы – хоть и человек на стороне зла, но если не выполнить задание, миру грозит уничтожение. Так что Tyranny в каком-то смысле игра про меньшее зло. Хотя там тоже есть нюансы.

Еще нужно отметить потрясающий визуальный стиль. Tyranny работает так хорошо, потому что она не похожа на другие изометрические RPG. У нас тут как бы поздний бронзовый век и эстетика ближе к Древней Греции, чем к европейскому Средневековью. И это единообразие кажется и свежим, и невероятно красивым. Поэтому игра, конечно, заслуживает большего уважения даже сейчас, в 2024 году.

Shadow of the Colossus (2005)

Возможно, самый неожиданный пункт в нашем списке. Неужели в Shadow of the Colossus мы играем за злодея? То есть, мы же сражаемся с огромными Колоссами, а сами при этом человек. Как будто мы решение, а не проблема, да? На самом деле нет. Прелесть Shadow of the Colossus как раз в том, что в ее основе лежит очень сложная моральная философия, и поэтому проходить игру довольно грустно.

У нас два сюжетных двигателя – любовь и скорбь. Именно из-за них мы соглашаемся уничтожить 16 гигантских Колоссов, чтобы освободить дух некоего злого существа, которое точно станет угрозой для всего мира. Такая, знаете, дилемма Джоэла наоборот. И вроде бы все это грустно и трогательно, но для мира Shadow of the Colossus наши действия не менее злые, чем действия того, кого мы хотим освободить.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.