Перейти к содержимому

«Россия34» – сильнейший альбом Славы КПСС. Гнойный доказал, что не зависит от Оксимирона*

Слушаем «Россию34».

Что вы думаете о Славе КПСС? У непогруженного человека будет стойкая ассоциация с батл-рэпом, диссами и бесконечным стебом над чем-то популярным. В массовой культуре Славик давно воспринимается как персонаж, который работает исключительно на постироничном топливе, и никто не знает, где он стебется, а где нет. А еще его воспринимают как человека, зависимого от Оксимирона*. Но это абсолютно не так.

Слава уже выпускал серьезные альбомы. Первый, «Солнце мертвых», вышел в 2017 году и был построен на лирике о смерти и отсылках к Егору Летову, Ивану Шмелеву, Евгению Лукину и Юрию Мамлееву. Второй, «Чудовище, погубившее мир», был про мрак и расставание. И вот 18 октября 2024 года вышел альбом «Россия34» – самая искренняя работа в карьере 34-летнего Славы КПСС. И тут нет ни стеба, ни Оксимирона*.

«Россия34» – альбом-наследник старой школы

По звучанию рэп тут гораздо ближе к «Кара-Тэ» Смоки Мо, чем к ньюскульному рэпу. Но «Россия34» не кажется каким-то артефактом эпохи. Как раз наоборот. Биты тут олдскульные, но обыгранные и замастеренные так, как в 2004 году не делали. И это, кстати, совершенно логично. Слава КПСС – текстовик и в рэпе всегда ценил текст. Так с какой стати ему становиться в один ряд с условными Kai Angel и 9mice?

Нет, тут гораздо больше общего с эпохой, когда жанр не был глянцевым и популярным. Тот же трек «Мои пацаны» – так вообще падик-рэп от Славы КПСС, где он ностальгирует по своим хабаровским друзьям и, что не типично для современного рэпа в целом, называет их по именам. В отличие от неймдроппинга звезд и вымышленных персонажей, вы не знаете, кто такие Гоша и Фед, и ничего не слышали о смерти некоего Леши Орехова. Но вам и не нужно. О степени откровенности Славы мы еще поговорим, а тут для нас важен стиль и возвращение во двор. Очевидно, в Хабаровске Слава жил с такой атмосферкой и такими клише в сердце.

Помимо этого, Слава КПСС делает удивительную штуку, несвойственную многим молодым игрокам. Вы не поверите, но он просто круто читает рэп. Вступительный IntroFreestyle2024 убедительно это доказывает, и хотя в следующих треках Слава намного менее агрессивен, это важный и традиционный репрезент в его стиле. С крутым панчем про Ленина и андеграунд в конце. 

Получается, на старте вам нужно понимать две вещи. Первая – Слава все еще в хорошей форме и умеет давать то, за что его любят. Вторая – перед вами классический рэп-альбом без лишнего формализма. Без Детройта, без закосов под трендовое звучание и без задротских экспериментов с формой. Вот Слава, вот его текст и вот они вместе талантливо базарят о сложных вещах, но в абсолютно классической оболочке. Вообще нулевыми тут пахнет сильно, особенно в треке о зависимости под названием «Кристал Кейт» с вокалом Маши Химы в припеве.

Вы никогда не слышали такого откровенного Славу

Точнее, кто-то все-таки слышал. Отдельные вещи звучали под псевдонимом Бутер Бродский, а другие – в старых батлах и интервью. Но глобально Славу КПСС воспринимали как шута с гнилыми зубами. Он приходит только тогда, когда нужно что-то разрушить или высмеять, а сам создавать не может. Поэтому каждую его фразу нужно делить надвое, и то там скорее всего будет пост-мета-что-то, потому что таков Слава. Но все это – лишь миф.

«Россия34» кажется откровенной даже на фоне двух предыдущих альбомов из серьезного цикла. Все-таки «Солнце мертвых» было скорее литературщиной и подражанием кумирам. «Упаду как доминошка, к смерти в лукошко», – круто, конечно, но что это говорит о Славе? Разве что то, что он начитанный мальчик, глазки умненькие, но много думает о смерти. Предполагаю, что и сам КПСС в какой-то мере может назвать это графоманией, хоть и талантливой. 

«Чудовище, погубившее мир» – уже ближе к правде. В титульном треке Слава выразил свои эмоции от расставания и назвал конкретные адреса своих домов и школ в Хабаровске, пока воспевал хрущевки и брежневки. Но все равно где-то прикрывался. Не был полностью откровенен. А вот «Россия34» – это Слава КПСС в raw-формате. И это правда круто.

«Блеск и нищета» – о контрасте между бедностью и тем, кого он повстречал уже будучи популярным. О некоторых людях, вроде Киркорова и Гришковца, там и вовсе есть откровенные детали. Или «Деньги и бог», где Слава рассказывает, что отдал бы все за еще одну минуту с папой и о том, как его убивали зависимости в момент, когда денег на рехаб у семьи точно не было.

«Мне стыдно жить» – очень важный трек. Чуть ли не продолжение «Биографии» 2022 года. Там мы узнаем, что Слава стеснялся своей внешности, купленной родителям шапки и даже слишком откровенных треков. То есть, вдумайтесь. Слава КПСС, которого вы, неучи, воспринимаете как шута, говорит: «Я стыдился кучи вещей, чтобы казаться круче, чем я есть на самом деле». Какое-то не слишком ироничное замечание, не находите?

Это не панчи по трендам, не диссы на коллег, не стеб, а как будто реально настоящий живой Слава. А таким прямым, понятным и открытым он не был никогда. Поэтому и альбом, наверное, сделан с такой отсылкой к эпохе, когда рэп был больше текстом, читкой и историями внутри. Для откровений Славы, который всегда любил прикрываться маской, формат как раз очень подходящий.

Такому Славе не нужен Оксимирон*

Когда выходил дисс «Кто убил Марка?», многие закричали: «Наконец-то! Он вернулся!» Но пора уже заканчивать с этим восприятием. Никто и никогда не вернется в 2017 год. И Слава тем более. Он, конечно, может по старой памяти угореть над старичком Яновичем и прямо на стриме написать альбом «Горгород 2», но в таком случае он просто тянет прикол. Так-то свою миссию Славик выполнил еще семь лет назад: победил, забрал себе хайп и остался в видимой части культуры.

И уж батл-рэперскую импотенцию (тех, кто умеет писать тексты, но ничего не стоит без оппонента) он точно победил. Если она у него вообще была. «Все любят мертвых» – отличный текст. «Нас делают травмы» – тоже. Где-то, конечно, Слава срывается и вставляет какой-нибудь прикол про киргизов, но эй, вы заранее знали, с кем имеете дело. Трек «812» в этом плане вообще загадка. Вроде бы сторителлинг про переезд в Питер, но как будто полустеб над творчеством и флоу Alblak 52.

Магия Славы всегда была в том, что он не стеснялся быть несерьезным. Пока другие рэперы выдавали свои жизненные максимы и философствовали, он записывал треки Валентина Дядьки про подментованного кота и голого мужика, который ест Kinder Bueno. Ну невозможно же представить, что у какого-нибудь серьезного стадионного рэпера есть шкафчик с песнями про парик из лобковых волос!

Но теперь Слава перестал стесняться быть серьезным. И это сделало его самостоятельным. Вот что круто и вот что делает «Россию34» самым важным и сильным альбомом в его карьере. Тут уже читает какой-то оттерапевтированный человек, который принял себя и готов многое рассказать. А не вечный оппонент Оксимирона*. Забавно, что какое-то пересечение тут все равно есть. Один записал «Переучет» и перестал стесняться странного, а второй перестал стесняться себя настоящего и стал настоящим артистом.

Альбом уже не понравился многим – но это не важно

Самая яркая реакция была, конечно, у Фломастера из проекта «Риса за творчество». Ему сильно не зашел альбом «Россия34», причем претензии были довольно смешные. Например, рифмы. Серьезно? А в комментариях начали разгонять, что Слава снова стебется и вот-вот выйдет и скажет, что на самом деле он всех развел, а вы, дурачки, повелись. Причем происходит это даже в комментариях в телеграм-канале самого Славы КПСС. Интересно, почему?

Наверное, люди ожидали чего-то совершенно безумного. Революции от гения, который сейчас покажет им, куда идти. В конце концов, Слава грел как умел – и говорил, что написал свой лучший альбом, а то и лучший альбом во всем русском рэпе за последнее время. А тут выходит «Россия34», где и с текстом порядок, и читочка на месте, и панчики присутствуют, а темы сложные. Но это просто рэп. Местами еще и с большими жанровыми клише. Фу, разочарование. Нет, так это не работает!

Сам факт того, что Слава КПСС полностью сломал восприятие себя как шута и решил рассказать обо всем откровенно – уже и есть революция. У меня есть очень много друзей и знакомых, которые слушают условного Хаски, а Славу КПСС не воспринимают с формулировкой «ну, он просто несерьезный». Так вот. Получите. Теперь серьезный и не прячется ни за образностью, ни за показным весельем. Это событие.

Возможно, самого Славу сильно разочарует фидбек на «Россию34». Но если так, то зря. Потому что Фломастер может долго ворчать и сокрушаться от его альбома, но бешено хвалить релиз OG Buda «FreeRio 3». Те слушатели, которые придут к Славику после этого альбома, останутся с ним надолго. И среди них, вероятно, будет какое-то количество бывших хейтеров.

* Oxxxymiron признан в РФ иноагентом

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.