Перейти к содержимому

Почему блокбастеры стали хуже? Новые «Мстители» и «Властелин колец» уже не появятся – все очень плохо

Большое кино изменилось.

Мир изменился. Я чувствую это в воде. Чувствую в земле. Ощущаю в воздухе. С этих слов начиналась первая часть «Властелина колец» Питера Джексона – одной из главных ошибок выжившего в истории кинематографа. Возможен ли такой фильм в 2024 году? Кажется, нет. Как и «Мстители», «Пираты Карибского моря» или «Парк Юрского периода» того уровня, на каком каждый из этих фильмов был в год своего выхода. Почему? Как раз потому, что мир изменился.

Если вам кажется, что современные блокбастеры становятся хуже, вы не галлюцинируете – они действительно становятся хуже. И шансы на то, что у вас в ближайшие годы отвалится пачка в кинотеатре так, как это было на «Матрице» или первых «Мстителях», сейчас ниже, чем когда-либо. На то есть веские причины. Какие? Сейчас расскажем.

Студии боятся фанатов и не хотят рисковать

Очень интересный материал вышел у Variety. В нем инсайдеры из киноиндустрии рассказали, как студии ведут борьбу с токсичными фанатами различных франшиз. Конечно, основу аудитории всегда составляют фаны-казуалы, но погруженные люди регулярно атакуют тех, кто, по их мнению, ведет их любимую франшизу не туда. Так, шоураннеры сериала «Властелин колец: Кольца власти» регулярно получали угрозы в своей адрес от оскорбленных толкинистов.

Но вот что интересно: некоторые студии так сильно устали от этой борьбы, что решили использовать фокус-группы из суперфанатов, чтобы избежать публичных конфликтов. И это не невинная практика. Она говорит, что голливудские боссы изо всех сил пытаются угодить фанатам. Их задача – сделать кино, которое понравится всем, а это означает полное отсутствие риска и креативных решений.

Примеров этого подхода уже много. Возьмем хотя бы «Звездные войны» от Disney. Их снимали так, чтобы угодить поклонникам: знакомые герои, ставка на ностальгию и безопасные знакомые образы. Но именно это убило трилогию Disney и привело к тому, что новую трилогию возненавидели с такой силой, что она даже смогла оправдать приквелы от старика Джорджа Лукаса.

«Властелин колец» Питера Джексона был дикой авантюрой – безумно дорогим экспериментом незвездного режиссера в жанре, который никогда не приносил кассу. «Матрица» была безумием, потому что самое амбициозное кино в истории доверили новичкам Вачовски. В «Железного человека», «Мстителей» и киновселенную Marvel никто не верил на первом этапе, потому что супергерои не могут приносить такие деньги.

Каждая из этих блокбастерных франшиз родилась из смелости. Но сейчас Голливуд трусливее, чем когда-либо. Ни на один из этих фильмов не дали бы денег, потому что они не кажутся безопасным вложением. Почему же продюсеры вдруг потеряли смелость и начали бояться? На это ответят следующие причины, потому что все в этом вопросе неразрывно связано друг с другом.

Франшизацию уже не остановить

Дело ведь не только в киновселенной Marvel, чьему успеху все завидовали и поэтому пытались построить собственные франшизы. Дело в том, что знакомые образы кажутся продюсерам более безопасным вложением. Посмотрите на блокбастеры, выходившие в последнее время. Вокруг одни сиквелы, триквелы, ремейки, софт-ребуты и экранизации. Единственный фильм последних лет, который собрал миллиард, не будучи при этом основанным на какой-либо известной собственности, – это «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. 

Зато провалов новых перспективных тайтлов на рынке сколько угодно. «Каскадеры» с Райаном Гослингом и Эмили Блант? Отличный фильм, но провалился в прокате. «Атлас» с Дженнифер Лопес? Отличная основа для франшизы, но провалился в прокате. И таких примеров сильно больше, чем хотелось бы. Поэтому вы могли заметить, что попыток создать новый блокбастер с нуля сейчас не предпринимает практически никто, зато в который раз перезапускают «Трансформеров» и говорят о новой версии «Пиратов Карибского моря».

Конечно, попытки превратить все во франшизу тоже не всегда успешны. «Джокер: Безумие на двоих» оказался чудовищным провалом и в кассе, и у критиков. Потому что идея трансформировать артхаус Тодда Филлипса во франшизу всегда была плохой, но продюсеры пошли на это из-за успеха первого фильма. Получается, стратегия сейчас такая: нужно давать зрителям знакомые безопасные образы и продолжать кормить их ими без конца, чтобы не терять средства на провалах.

Производство кино стало сильно дороже

Бюджет фильма «Властелин колец: Братство кольца» в 2001 году составлял 93 миллиона долларов. По сегодняшним меркам это абсолютное копье. Для сравнения возьмем тех же «Джокеров» Тодда Филлипса – фильмы, казалось бы, далекие от гигантской эпопеи с батальными сценами. Так вот, первый стоил 70 миллионов, а второй – 200 миллионов. Интересная ситуация, не находите?

Расходы выросли на все. На визуальные эффекты, на зарплаты сотрудников, на маркетинг и так далее, не говоря уже об инфляции в целом. При этом количество зрителей в кино, необходимое для обеспечения окупаемости, изменилось не сильно. Соответственно, если бы «Братство кольца» снимали в 2024 году, бюджет у фильма был бы не просто космическим – он бы вызывал экономическую нестабильность в соседних галактиках. Режиссер хорроров Питер Джексон просто не получил бы таких денег на производство.

А раз уж экономика изменилась и снимать большие фильмы стало слишком дорого, то и дорога рисков стала еще более узкой. Студии и продюсеры теперь рискуют потерять гораздо большие суммы, чем в нулевых. Поэтому и выделяют их менее охотно и только в том случае, если их убедили в безопасности вложений.

Пандемия убила кинотеатры

Ну, не убила полностью, но точно ранила. Киноиндустрия до сих пор не восстановилась от последствий COVID-19. Проблема была не в том, что кинотеатры пустовали практически целый год и каким-то из них пришлось закрыться. Настоящая беда в том, что у зрителей поменялась модель потребления контента. Выиграли от этого стриминги, а кинотеатры проиграли.

Теперь у нас все чаще происходят гибридные релизы, когда фильм выходит одновременно и в кино, и на стримингах. «Черную вдову» от Marvel и «Чудо-женщину 1984» от DC выпускали одновременно и там и там, что существенно сказалось на сборах. А тех же «Каскадеров» убрали из проката на стриминги, чтобы отбить расходы.

Получается, сейчас вся киношная экономика работает не так, как мы привыкли. Потому что носители умерли, кинотеатры стали сильно слабее, а стриминги приносят деньги по-другому. Сколько, кому и как именно – очень сложный и запутанный вопрос, ответ на который мы будем знать только тогда, когда появятся большие инсайдерские исследования о новой экономике Голливуде.

И вот еще одна плохая новость для блокбастеров. Люди перестали ходить на что попало, а это причина подсовывать им что-то знакомое, безопасное и лишенное креативных рисков. Поэтому сериальная индустрия растет, а большие кинотеатральные блокбастеры либо проваливаются, либо становятся гораздо более рискованным вложением, чем раньше.

Новых крутых блокбастеров можно не ждать?

Это не совсем так. Посмотрите хотя бы на «Дюну» Дени Вильнева или то, что снимает Кристофер Нолан. У них все в порядке, но там кассу делают либо сами проекты, либо имя режиссера на обложке. Когда Квентин Тарантино выпустит свой десятый фильм, люди пойдут на него, потому что это фильм Квентина Тарантино. Сила имен в Голливуде сильно ослабла за последние годы, но не улетучилась полностью.

Не может быть так, что мир останется без крутого большого кино в принципе. Но эпоха, когда блокбастеры регулярно впечатляли и позволяли себе эксперименты, показывая зрителю нечто новое, а не переработку одних и тех же историй, все-таки закончилась. Голливуд перестал рисковать, а «Властелин колец», «Матрица», «Мстители» и так далее теперь видятся фильмами, которые ни за что бы не вышли в 2020-х.

И все же нам может повезти. Например, Голливуд уже обратил внимание на видеоигры. И пока кажется, что это новый тренд на замену киновселенной Marvel. Если эти проекты попадут в компетентные руки, у них будут не только бюджеты, но и качество. С другой стороны, это все еще ставка на то, что знакомо большому количеству людей.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.