Перейти к содержимому

Почему хорроры получают низкие оценки и не берут награды? Жанр не признают уже много лет

А ведь он воспитал режиссеров «Властелина колец» и «Человека-паука».

Любите ли вы хорроры? Если да, то назовите любимые ужастики и тут же гляньте на их оценки и списки полученных наград. Вероятность, что вы не найдете ни одной номинации на «Оскар» или «Золотой глобус», около 100%. Исключения есть и были всегда: «Нечто» Джона Карпентера удивит высокими баллами, а фильм Джордана Пила «Прочь» брал «Оскар» за лучший сценарий. Так что не все так плохо.

Но глобально хорроры – народное развлечение для ценителей. Даже у лучших представителей жанра, как правило, невысокие оценки, а о наградах режиссеры фильмов ужасов могут только мечтать. При том, что именно в хоррорах выросли Питер Джексон, Сэм Рэйми, Дэвид Линч и Гильермо Дель Торо. Что-то тут не так, правда? На самом деле ответы есть, и они, к сожалению, довольно простые.

Хоррор долгое время считался низким жанром

К высоким относили драмы, исторические эпики и байопики, а хорроры тусовались в одной корзине с остальным жанровым кино – детективами, фантастикой и боевиками. При этом в каждом из этих жанров были великие работы, но такое кино не считалось серьезным у консервативных кинокритиков и тем более киноакадемии, которая выдает «Оскары».

По сути, решения там долгое время принимали старые зашоренные людишки, и это продолжается до сих пор. Поэтому «Оскар» – далеко не всегда показатель, а в конкурсной программе много лет подряд доминировало серьезное драматическое кино. И дело не только в снобизме. Люди, которые отдают голоса за лучшие фильмы на «Оскаре», часто просто не смотрят хорроры в принципе.

Та же проблема существует в видеоигровой индустрии. Если вы посмотрите номинантов и победителей игровых премий, то обнаружите, что никто из голосовавших в последние несколько лет как будто не следит за жанром стратегий. Поэтому победители там всегда кажутся более-менее рандомными. Хорроры недооценивают точно таким же образом. Поэтому такие фильмы, как «Солнцестояние», «Реинкарнация», «Варвар» и так далее, нравятся многим зрителям и критикам, но о них никто не задумывается в сезон премий.

Многие хорроры неприятно смотреть

И это хорошо. Дискомфорт – это правильно. Если хоррор заставил вас почувствовать неприятную эмоцию, то он делает все так, как и задумано. Но фильмы ужасов используют сцены физического и психологического насилия, кровь, скримеры и другие неприятные приемы, из-за которых жанр не считается престижным. А учитывая, что все премии – это про люкс и жизнь селеб, грязные и часто бюджетные фильмы просто не вписываются туда стилистически.

Ровно по этой же причине падает и средняя оценка хорроров. Часть зрителей не любит бояться и связывает дискомфорт с негативным опытом, поэтому сознательно занижает оценку по сравнению с более массовым кино. Мир хорроров – это практически андеграунд, особенно если вы погрузитесь в него глубже поверхности, куда время от времени всплывают какие-то хитовые фильмы с приличным бюджетом.

Исключения только подтверждают правила. «Прочь» Джордана Пила – в большей степени социальная драма, чем хоррор. Поэтому допустить его к программе и вручить «Оскар» можно. Потому что старина Джордан поговорил на какие-то сложные темы. Но то, что сложные темы есть и в аргентинском фильме «Одержимые злом», и в «Ведьме», и в классике вроде «Изгоняющего дьявола» – это уже детали. Чтобы хоррор стал массово одобряемым, ему обычно нужна правильная внешняя оболочка.

На самом деле хорроры там, где и должны быть

Если бы жанр не был нишевым, он был бы гораздо хуже. Прелесть хорроров всегда была не столько в страхе, сколько в изобретательности. И она проявляется везде – от ранних работ Гильермо Дель Торо до снятых за три копейки сериалов для отдельного хоррор-стриминга Shudder. И великих режиссеров, которые начали с жанрового кино, мы упомянули не случайно.

Тот же «Властелин колец» Питера Джексона вряд ли был бы возможен, если бы режиссер не получил очень важный опыт, работая в рамках крайне ограниченного бюджета. То же касается и Сэма Рэйми с его «Зловещими мертвецами». «Человек-паук» с Тоби Магуайром получился самым изобретательным экшен-фильмом начала нулевых как раз потому, что этой изобретательности и специфическому юмору Рэйми учился в жанре ужасов. 

Конечно, в XXI веке хорроры как жанр вышли из тени. Есть режиссеры-элитарии вроде Ари Астера и Джордана Пила, чьи фильмы считаются высоким искусством. Есть пафосные хорроры для снобов и жанровые элементы в крайне популярных вещах, вроде «Очень странных дел». Но нишевое жанровое кино с маленькими бюджетами – все еще место, где рождаются самые необычные и интересные решения в жанре. Поэтому хоррорам не место на вершине. А вы, фанатея от фильмов ужасов, не должны обращать внимание на оценки и премии. В этом контексте они ничего не означают.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.