Перейти к содержимому

10 величайших стратегий в истории. От Age of Empires и «Героев 3» до Total War

Подборка для ностальгирующих стратегов.

Когда-то стратегии были великим жанром. Нет, не так. Жанр великий и сейчас, а в нем много хороших игр на любой вкус: тактика, RTS, глобальные стратегии, 4X и пошаговые. Но все же видеоигровой индустрией правят совершенно другие игры, а прайм стратегий как большого явления остался в 1990-х и 2000-х. Это просто нужно признать.

Но какие серии останутся в нашей памяти навсегда? Особенно в памяти тех, для кого стратегии были и остаются любимым жанром. Мы собрали десятку величайших стратегий в истории. В наш список попадут и целые серии, и отдельные представители – тут уж зависит от масштаба, влияния и преемственности.

Age of Empires

Первая часть вышла в 1997 году, а Age of Empires II – в 1999-м. И обе игры оказали гигантское влияние на жанр RTS как таковой. Если выходила новая стратегия, вы должны были спросить себя – она как Warcraft или скорее как Age of Empires? Ключевая идея в том, что вы накапливаете ресурсы и улучшаете здания, постепенно выходя на новые технологические уровни. Ближе к концу партии вам предстоит решающий штурм базы противника.

Такие игры, как Rise of Nations или Impossible Creatures, полностью копировали модель Age of Empires, а ее спин-офф Age of Mythology многим зашел даже больше оригинальных игр. К сожалению, серию подкосила третья часть. Она вышла в 2005 году, и в ней было много революционных идей, что хорошо. А плохо то, что она забивала на старые механики, которые делали Age of Empires великой. Но вот почти новая Age of Empires IV – все еще хорошая наследница серии. Приятно, что она до сих пор живет.

Warcraft III: Frozen Throne

Это одна из самых влиятельных игр в истории человечества. Буквально. Популярные игры в жанре Tower Defense, Dota и World of Warcraft двумя ногами стоят на успехе третьей части Warcraft. Ее редактор карт в нулевых просто сносил пачку: вы могли создавать полноценные новые игры внутри Warcraft III – и они не были механически похожи на основную игру. Ну, вы-то вряд ли, но люди делали великие карты.

Основная игра тоже была абсолютно великолепна, а юниты-герои сочетали в себе механики стратегии и RPG. Warcraft III был революцией – и неудивительно, что многие продолжают играть в него до сих пор, не чувствуя возраста игры. Да, графика уже выглядит устаревшей (правда, все еще лучше, чем Reforged), но все остальное работает до сих пор. Так ощущается величие.

Command & Conquer: Red Alert 2

Опять же, серия Command & Conquer великая сама по себе. Но конкретно Red Alert 2 иксует это величие в несколько раз. Альтернативная вселенная с убойным сюжетом о том, как Альберт Эйнштейн стирает Гитлера из истории, что приводит к максимально странным последствиям и горячей войне между биззарными версиями СССР и США. Кампания Red Alert 2 – клюквенное золото, но игру любят прежде всего за механики.

В отличие от оригинальной Command & Conquer, тут намного больше уникальных юнитов и сложного баланса, который чувствуется почти как в StarCraft II. В отличие от большинства стратегий, любой юнит в Red Alert 2 был уникальным и по-своему сильным. То есть, при правильном использовании вам пригодятся все. Никаких местных аналогов бесполезных крестьян с вилами. И это завораживало. Command & Conquer: Red Alert 2 будут помнить еще очень долго.

Stronghold

Великолепная серия с уникальной механикой. Stronghold – стратегия, где все строится вокруг вашей крепости и того, насколько вы можете ее защитить, параллельно пытаясь обеспечить граждан едой и развлечениями, либо постоянным доступом к пыточным столам, если у вас такие методы. А еще здесь есть все эти рвы, барбиканы, колья, горящее масло и мертвые коровы, заряжаемые в катапульты.

Да, Stronghold выделялась на фоне бесконечного количества стратегий о Средневековье тем, что здесь в таком сеттинге правда был смысл. Ну и, конечно, игра породила кучу меметичных фраз. «Казна пустеет, милорд!», «Нас атакуют!» и так далее. Stronghold – одна сплошная харизма и ничего лишнего. При этом у игры до недавнего времени не было даже близких аналогов. Теперь есть Diplomacy is Not an Option, но ее механикам и кривой сложности все еще далеко до старенькой Stronghold.

Sid Meier’s Civilization

Вся серия. Целиком и полностью. Даже недооцененная Civilization II, которую принято не очень-то и любить. Абсолютный флагман в жанре 4X-стратегий и игра, благодаря которой родился целый жанр. Утрированные города на большой карте, армии из одного юнита и ситуация, когда варвар с топором атакует танк – вот что такое Civilization. Из-за последнего некоторые не слишком ее любят, но таких меньшинство.

Civilization давно стала стандартом жанра и чуть ли не отдельной дисциплиной. И пока нет никаких предпосылок к тому, чтобы франшиза вдруг взяла и вымерла. Ее не убивают ни клоны вроде Humankind, ни время. Потому что идея Civilization очень простая и доступная, даже для тех, кто не очень любит стратегии. Развитие, расширение и конкуренция – вот основы механик. Работает прекрасно до сих пор.

Heroes of Might & Magic III

Тот случай, когда одна игра с успехом представляет целую серию. Есть великая третья часть «Героев» и все остальные версии, которые недостаточно хороши. Та же Heroes of Might & Magic V сильно пострадала в первую очередь от того, что геймеры так и не перестали играть в HoMM3. Есть целая каста людей, которые не играют ни в какие игры, кроме «Героев 3», могут часами рассказывать о любимом замке и ностальгируют по великому режиму Hot Seat.

Даже в RPG Pathfinder: Wrath of the Righteous есть механики, напрямую копирующие геймплей «Героев 3». Потому что более великой пошаговой стратегии мир не создал. Но это, кстати, не значит, что хороших игр в этом жанре нет. От Songs of Conquest до Age of Wonders 4 – кругом одним наследники «Героев 3» по части пошаговых стратегий. Но бессмертие этой конкретной игры отрицать бессмысленно.

Total War

Какая из Total War лучшая? Об этом можно спорить очень долго. Наверное, многие назовут первую Rome, вторую Rome, вторую Medieval и, возможно, Warhammer. Хотя серия по «Вахе» очень спорная, потому что там явный перебор с фракциями. Так или иначе, Total War – это тоже что-то отдельное. В первую очередь, из-за огромных сражений с большими армиями, с помощью которых можно даже провести историческую реконструкцию.

Да, с точки зрения персонажных взаимодействий и каких-то тонких механик Total War всегда уступала задротским играм от Paradox Interactive, вроде Crusader Kings или Europa Universalis. Но как франшиза о сражениях она остается непревзойденной. Были ли у нас еще такие серии? Вот это вопрос. Старички вспомнят что-то вроде Chariots of War, но в целом Total War, какой бы она ни стала теперь, до сих пор единственная серия стратегий такого масштаба. И она по-прежнему жива.

Europa Universalis IV

Окей, почему не Crusader Kings III? Вопросов нет, это великая игра. Но CK3 – скорее симулятор средневекового правителя, чем стратегия. А вот Stellaris, Hearts of Iron, Victoria и Europa Universalis – чистокровные глобальные стратегии. И в этом мире абсолютной королевой жанра, благодаря которой стал возможен успех всех остальных, остается Europa Universalis.

Да, она действительно похожа на контурные карты. И что? Вы не найдете другой игры с такой же глубиной механик или, если уж на то пошло, с таким разнообразием фракций. Хотите колонизировать Америку первыми, играя за Ирландию? Пожалуйста! Только не удивляйтесь потом, что ваша колония отделилась. В недоступной среднему геймеру Europa Universalis пишутся истории, которые были бы невозможны в любом другом формате.

StarCraft II

Вершина творческих достижений Blizzard, где идеально все. В StarCraft II невероятно отточенные механики юнитов, удивительный баланс, адовая динамика и круто написанные кампании. У нее просто нет слабых мест. Ну, если не считать слабым местом то, что как только вы впервые попробуете в мультиплеер, другие игроки в StarCraft II принесут вам вашу голову на блюде быстрее, чем вы успеете сделать первые клики.

StarCraft II настолько хороша, что она в какой-то мере и убила жанр RTS. Потому что другим студиям пришлось конкурировать с игрой, которая заранее превосходит их продукты во всем. А разработать что-то похожее собственными руками, конечно, можно, но долго и, скорее всего, не окупится. Если вдруг не играли, рекомендуем просто идти по кампании и запастись полотенцами. Потеть придется. Потому что это StarCraft II.

XCOM

Именно обновленная серия XCOM от Firaxis, из которой мы, кстати, брезгливо исключаем Chimera Squad. Но XCOM: Enemy Within и XCOM 2 – великие игры и достойное продолжение классической франшизы из 1990-х. В первой вы защищаете Землю от пришельцев, а во второй ведете безнадежную партизанскую войну. А еще привязываетесь к участникам своего отряда и устраиваете истерику каждый раз, когда пришелец накрывает снайпера, который прошел с вами полсотни миссий.

Особенно хороша вторая часть с дополнением War of Chosen. Это DLC вносит столько разнообразия в игровой процесс, что XCOM 2 становится практически другой игрой. Видимо, поэтому эти игры до сих пор выгодно выделяются на фоне всего разнообразия тактических стратегий, хотя их много, а хороших тайтлов достаточно.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.