Перейти к содержимому

Почему дети так любят Five Nights At Freddy’s, а экранизация соберет кучу денег? Это «Миньоны» от мира хорроров

Эта франшиза с нами надолго.

Иногда контенту необязательно быть качественным, чтобы он стал культовым и приносил огромные деньги. Если вы хотите в этом убедиться, идите на звуки стариковского ворчания в комментариях. Вы обязательно наткнетесь на Skibidi Toilet и другие вещи, популярные в основном у совсем молодой аудитории. Например, на Five Nights At Freddy’s. 

Эта игровая франшиза никогда не была престижной и всегда жила в маргинальной части видеоигровой индустрии, но это никак не помешало ей вырасти до эпических масштабов. Почему дети обожают FNaF, а уже вторая часть ее экранизации – фильм с гигантским кассовым потенциалом? Мы разобрались с этим за вас и сейчас расскажем.

Что такое Five Nights At Freddy’s?

Первая часть survival-хоррора вышла в 2014 году, а создал игру тогда еще неизвестный разработчик Скотт Коутон. Это был экспериментальный инди-хоррор из эпохи, когда такие игры выходили сотнями в год благодаря системе Steam Greenlight. Конкретно Five Nights At Freddy’s сама по себе не делала ничего нового – игроку нужно было пережить ночь, спасаясь от монстров в замкнутом пространстве. Если игру что и выделяло, так это нетипичный сеттинг.

Монстры в Five Nights At Freddy’s – ожившие куклы-аниматроники из пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza, а главный герой работает ночным охранником в том же заведении. Эстетика игры основана на реальном американском феномене детских кафе с аниматрониками, вроде культового Chuck E. Cheese, который вы могли видеть в разнообразных фильмах и сериалах. А Коутон закономерно двинул эту идею в сторону хорроров.

На текущий момент в основной серии Five Nights At Freddy’s вышло уже десять игр. Подчеркиваем жирным фразу «в основной серии». Это гигантская франшиза, в которой постоянно выходят новые релизы, но вы могли об этом не слышать. Дело в том, что Five Nights At Freddy’s обладает особой магией – все, что связано с этой игрой, автоматически обходит тех, у кого уже есть паспорт. Поэтому даже если вы следите за видеоиграми, серия FNaF скорее всего живет вне поля вашего внимания.

Почему эти игры так популярны?

В первую очередь, благодаря звездам YouTube. Довольно скромная серия Five Nights At Freddy’s оказалась неожиданно хорошим контентом для лестплеев на стримах.

Во-первых, это survival-хоррор со скримерами, что всегда провоцирует стримеров на яркие реакции. Во-вторых, игра очень простая и в нее легко играть, одновременно уделяя внимание чату. В-третьих, вы можете зайти на середине стрима и не пропустите ничего важного – ставки и суть происходящего будут понятны.

Одним из тех, кто забустил известность Five Nights At Freddy’s был PewDiePie – на тот момент самый популярный видеоблогер планеты. Эксперимент Скотта Коутона окупился, а сам он оказался очень предприимчивым и продуктивным творцом: разработчик начал штамповать продолжения Five Nights At Freddy’s и побочные дополнения к ним. Так, в 2015 году он даже выпустил роман по франшизе.

К тому же Five Nights At Freddy’s после первой части стала сильно сложнее. Нет, игровая механика осталась простой и доступной, но Коутон начал насыщать и расширять лор FNaF, чтобы фанбаза могла ковыряться в нем и разрабатывать свои безумные теории. В основном они крутились вокруг так называемого Фиолетового Человека – Уильяма Афтона, убийцы и основателя пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza. Часть подсказок о нем можно было извлечь, например, из мини-игр внутри Five Nights At Freddy’s. 

Вы не хотите знать, какое количество сложных и запутанных теорий генерирует аудитория Five Nights At Freddy’s. Серьезно. Это, конечно, не SCP Foundation, но близко к этому. И, конечно, есть теории о том, что пиццерия – это метафора ада. Потому что любая локация из хорроров и триллеров, где происходят ужасные события, это автоматически метафора ада. В общем, мир разросся и стал богатым, но все еще сохранял в себе черты маргинального инди-хоррора.

Почему дети так любят Five Nights At Freddy’s?

Причин несколько, но основная все еще связана с YouTube. Так уж получилось, что аудитория блогеров, популяризировавших Five Nights At Freddy’s, это как раз в основном дети. Большинство видеоигр распространяется другими методами, а тут же YouTube действительно дал основной приток аудитории. Поэтому все очень даже логично.

Но это, естественно, не все. PewDiePie и другие блогеры играли в разные игры, не только в Five Nights At Freddy’s, но до мирового феномена раскормилась именно она. Это не случайность. Сама эстетика и суть Five Nights At Freddy’s изначально была создана так, чтобы привлекать молодую аудиторию. Несмотря на то, что дети в целом не очень знакомы с культурой ретро-аниматроников. 

Во-первых, Five Nights At Freddy’s – это хоррор, но не слишком пугающий. В нем нет крови и насилия, как в какой-нибудь The Evil Within или Resident Evil. Нет мистического символизма пост-хорроров или хотя бы уровня запутанности Alan Wake. Все очень просто: вот вы, вот монстры, вот лор вокруг – занимайтесь. Страшно, но не шокирующе страшно. Идеальный баланс.

Во-вторых, дети часто любят сочетание чего-то условно милого с чем-то условно страшным. И аниматроники из пиццерии Freddy Fazbear’s как раз подходят под это описание. В целом у Five Nights At Freddy’s есть некая эстетическая схожесть с Хагги Вагги и всем этим миром, тк что некоторые непосвященные даже могут решить, что это одна вселенная. Поэтому франшиза FNaF была обречена на успех у детей в тот момент, когда получила первый импульс от блогеров в середине 2010-х.

Экранизация Five Nights At Freddy’s принесет огромные деньги

Уже приносит. Первый фильм с Мэттью Лиллардом в роли Уильяма Афтона вышел в 2023 году и незаметно стал самым успешным хоррором года с точки зрения кассы. Экранизация «Пять ночей с Фредди» конвертировала свои смехотворные по нынешним меркам 20 миллионов долларов бюджета в 291 миллион сборов по миру. И мы еще не знаем о том, сколько принес создателям цифровой релиз на стриминге Peacock и других платформах.

Релиз фильма, если вы обратите внимание, тоже прошел в относительной тишине. Если вы находились вне орбиты Five Nights At Freddy’s, то вполне могли ничего о нем не знать. Но сборы говорят сами за себя. Фанаты сделали кассу, а участие Скотта Коутона в производстве фильма только убедило их в том, что это что-то официальное и максимально качественное. При том что в реальности «Пять ночей с Фредди» – очень унылый хоррор категории Б.

Кассовый потенциал его продолжения, которое должно выйти в декабре 2025 года, оценивается еще выше. Five Nights At Freddy’s как кинофраншиза – это «Миньоны» от мира хорроров. Дешево, некрасиво, но совершенно безошибочно. То, что как раз и любят голливудские продюсеры. Кое-кто из аналитиков даже задумывался о том, что сиквел может принести не просто больше денег, чем первый фильм, а существенно больше денег – полмиллиарда, а если сложится все, то и миллиард. Во всяком случае, рекламировать и прокатывать «Пять ночей с Фредди 2» после успеха первой части будут значительно сильнее.

А в мире, где Голливуд теряет большие деньги на оригинальных историях, но поднимает на сиквелах, приквелах и экранизациях, наличие крепкой франшизы с очень лояльной и нетребовательной аудиторией – золотая жила. Поэтому Five Nights At Freddy’s будет жить и мучить нас еще очень и очень долго. Но, к огромному счастью, происходит это где-то там, в другом мире, куда попасть можно только по следу ворчливых комментариев.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.