Перейти к содержимому

Почему дети так любят Five Nights At Freddy’s, а экранизация соберет кучу денег? Это «Миньоны» от мира хорроров

Эта франшиза с нами надолго.

Иногда контенту необязательно быть качественным, чтобы он стал культовым и приносил огромные деньги. Если вы хотите в этом убедиться, идите на звуки стариковского ворчания в комментариях. Вы обязательно наткнетесь на Skibidi Toilet и другие вещи, популярные в основном у совсем молодой аудитории. Например, на Five Nights At Freddy’s. 

Эта игровая франшиза никогда не была престижной и всегда жила в маргинальной части видеоигровой индустрии, но это никак не помешало ей вырасти до эпических масштабов. Почему дети обожают FNaF, а уже вторая часть ее экранизации – фильм с гигантским кассовым потенциалом? Мы разобрались с этим за вас и сейчас расскажем.

Что такое Five Nights At Freddy’s?

Первая часть survival-хоррора вышла в 2014 году, а создал игру тогда еще неизвестный разработчик Скотт Коутон. Это был экспериментальный инди-хоррор из эпохи, когда такие игры выходили сотнями в год благодаря системе Steam Greenlight. Конкретно Five Nights At Freddy’s сама по себе не делала ничего нового – игроку нужно было пережить ночь, спасаясь от монстров в замкнутом пространстве. Если игру что и выделяло, так это нетипичный сеттинг.

Монстры в Five Nights At Freddy’s – ожившие куклы-аниматроники из пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza, а главный герой работает ночным охранником в том же заведении. Эстетика игры основана на реальном американском феномене детских кафе с аниматрониками, вроде культового Chuck E. Cheese, который вы могли видеть в разнообразных фильмах и сериалах. А Коутон закономерно двинул эту идею в сторону хорроров.

На текущий момент в основной серии Five Nights At Freddy’s вышло уже десять игр. Подчеркиваем жирным фразу «в основной серии». Это гигантская франшиза, в которой постоянно выходят новые релизы, но вы могли об этом не слышать. Дело в том, что Five Nights At Freddy’s обладает особой магией – все, что связано с этой игрой, автоматически обходит тех, у кого уже есть паспорт. Поэтому даже если вы следите за видеоиграми, серия FNaF скорее всего живет вне поля вашего внимания.

Telegram Channel Avatar
Выгодные Xiaomi Дешевые iPhone Аксессуары за копейки

Лучший телеграм-канал со скидками на гаджеты

Присоединяйтесь к нашему каналу и получайте эксклюзивные скидки на гаджеты первыми!

Почему эти игры так популярны?

В первую очередь, благодаря звездам YouTube. Довольно скромная серия Five Nights At Freddy’s оказалась неожиданно хорошим контентом для лестплеев на стримах.

Во-первых, это survival-хоррор со скримерами, что всегда провоцирует стримеров на яркие реакции. Во-вторых, игра очень простая и в нее легко играть, одновременно уделяя внимание чату. В-третьих, вы можете зайти на середине стрима и не пропустите ничего важного – ставки и суть происходящего будут понятны.

Одним из тех, кто забустил известность Five Nights At Freddy’s был PewDiePie – на тот момент самый популярный видеоблогер планеты. Эксперимент Скотта Коутона окупился, а сам он оказался очень предприимчивым и продуктивным творцом: разработчик начал штамповать продолжения Five Nights At Freddy’s и побочные дополнения к ним. Так, в 2015 году он даже выпустил роман по франшизе.

К тому же Five Nights At Freddy’s после первой части стала сильно сложнее. Нет, игровая механика осталась простой и доступной, но Коутон начал насыщать и расширять лор FNaF, чтобы фанбаза могла ковыряться в нем и разрабатывать свои безумные теории. В основном они крутились вокруг так называемого Фиолетового Человека – Уильяма Афтона, убийцы и основателя пиццерии Freddy Fazbear’s Pizza. Часть подсказок о нем можно было извлечь, например, из мини-игр внутри Five Nights At Freddy’s. 

Вы не хотите знать, какое количество сложных и запутанных теорий генерирует аудитория Five Nights At Freddy’s. Серьезно. Это, конечно, не SCP Foundation, но близко к этому. И, конечно, есть теории о том, что пиццерия – это метафора ада. Потому что любая локация из хорроров и триллеров, где происходят ужасные события, это автоматически метафора ада. В общем, мир разросся и стал богатым, но все еще сохранял в себе черты маргинального инди-хоррора.

Почему дети так любят Five Nights At Freddy’s?

Причин несколько, но основная все еще связана с YouTube. Так уж получилось, что аудитория блогеров, популяризировавших Five Nights At Freddy’s, это как раз в основном дети. Большинство видеоигр распространяется другими методами, а тут же YouTube действительно дал основной приток аудитории. Поэтому все очень даже логично.

Но это, естественно, не все. PewDiePie и другие блогеры играли в разные игры, не только в Five Nights At Freddy’s, но до мирового феномена раскормилась именно она. Это не случайность. Сама эстетика и суть Five Nights At Freddy’s изначально была создана так, чтобы привлекать молодую аудиторию. Несмотря на то, что дети в целом не очень знакомы с культурой ретро-аниматроников. 

Во-первых, Five Nights At Freddy’s – это хоррор, но не слишком пугающий. В нем нет крови и насилия, как в какой-нибудь The Evil Within или Resident Evil. Нет мистического символизма пост-хорроров или хотя бы уровня запутанности Alan Wake. Все очень просто: вот вы, вот монстры, вот лор вокруг – занимайтесь. Страшно, но не шокирующе страшно. Идеальный баланс.

Во-вторых, дети часто любят сочетание чего-то условно милого с чем-то условно страшным. И аниматроники из пиццерии Freddy Fazbear’s как раз подходят под это описание. В целом у Five Nights At Freddy’s есть некая эстетическая схожесть с Хагги Вагги и всем этим миром, тк что некоторые непосвященные даже могут решить, что это одна вселенная. Поэтому франшиза FNaF была обречена на успех у детей в тот момент, когда получила первый импульс от блогеров в середине 2010-х.

Экранизация Five Nights At Freddy’s принесет огромные деньги

Уже приносит. Первый фильм с Мэттью Лиллардом в роли Уильяма Афтона вышел в 2023 году и незаметно стал самым успешным хоррором года с точки зрения кассы. Экранизация «Пять ночей с Фредди» конвертировала свои смехотворные по нынешним меркам 20 миллионов долларов бюджета в 291 миллион сборов по миру. И мы еще не знаем о том, сколько принес создателям цифровой релиз на стриминге Peacock и других платформах.

Релиз фильма, если вы обратите внимание, тоже прошел в относительной тишине. Если вы находились вне орбиты Five Nights At Freddy’s, то вполне могли ничего о нем не знать. Но сборы говорят сами за себя. Фанаты сделали кассу, а участие Скотта Коутона в производстве фильма только убедило их в том, что это что-то официальное и максимально качественное. При том что в реальности «Пять ночей с Фредди» – очень унылый хоррор категории Б.

Кассовый потенциал его продолжения, которое должно выйти в декабре 2025 года, оценивается еще выше. Five Nights At Freddy’s как кинофраншиза – это «Миньоны» от мира хорроров. Дешево, некрасиво, но совершенно безошибочно. То, что как раз и любят голливудские продюсеры. Кое-кто из аналитиков даже задумывался о том, что сиквел может принести не просто больше денег, чем первый фильм, а существенно больше денег – полмиллиарда, а если сложится все, то и миллиард. Во всяком случае, рекламировать и прокатывать «Пять ночей с Фредди 2» после успеха первой части будут значительно сильнее.

А в мире, где Голливуд теряет большие деньги на оригинальных историях, но поднимает на сиквелах, приквелах и экранизациях, наличие крепкой франшизы с очень лояльной и нетребовательной аудиторией – золотая жила. Поэтому Five Nights At Freddy’s будет жить и мучить нас еще очень и очень долго. Но, к огромному счастью, происходит это где-то там, в другом мире, куда попасть можно только по следу ворчливых комментариев.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.