Перейти к содержимому

Один неудачный продукт убил весь консольный бизнес Sega. Дело не только в Xbox и PlayStation

Как же жаль Dreamcast!

Когда-то Sega была консольным гигантом и компанией, которая на равных конкурировала с Nintendo. Если вы миллениал, то у вас скорее всего сохранились теплые воспоминания о старушке Sega Mega Drive – своей или той, в которую вы играли в гостях у друзей. Но консольный бизнес Sega мощнейшим образом схлопнулся сразу же с окончанием 90-х. Дальше в топе были Nintendo, Sony и Microsoft. 

Сегодня мы бы хотели вспомнить о великом куске железа и пластика, из-за которого империя Sega и была уничтожена. Речь, конечно же, о Sega Dreamcast. Возможно, вы видели диски для нее на пиратских развалах, но вряд ли такая консоль стояла у вас дома. И на то много причин. Вот что важно понимать: Dreamcast не была плохой игровой консолью, но все вокруг способствовало ее поражению. Что же пошло не так?

До выхода Dreamcast Sega уже страдал от своих ошибок

Величие Sega, вопреки вашим воспоминанием, связано в первую очередь с первой половиной 90-х. Легендарная Sega Genesis вышла в 1988 году и конкурировала с NES и Super Nintendo. Об этом противостоянии есть отличная книга и одноименный документальный фильм «Консольные войны», где описаны многие интересные события. Например, как скорость Соника противопоставлялась отеческой медлительности усача Марио. Но серия побед Sega закончилась уже в 1994 году. 

В тот момент компания выпустила сразу две неудачные консоли – Sega Saturn и Sega 32X. Saturn был ответом на успех PlayStation и Nintendo 64, но у приставки была слишком сложная внутренняя архитектура. Два основных процессора и шесть дополнительных делали ее одним из мощнейших аппаратов своего времени, но такая структура создавала сложности для разработчиков. В результате модная Sega Saturn долгое время обладала крошечной библиотекой игр, что делало ее невыгодной покупкой по сравнению с Nintendo 64 и PlayStation. 

К тому же ее разрабатывали в спешке, чтобы опередить Sony: Saturn вышла в ноябре 1994 года, за две недели до декабрьского релиза PlayStation. Из-за этого розничные сети не были готовы к выходу консоли, а разработчики, опять же, не успели создать достаточное количество игр. Поэтому Saturn так и не стала популярной консолью.

Sega 32X, в свою очередь, была модулем-надстройкой для Sega Genesis, превращавшее вашу 16-битную консоль в 32-битную. Решение глупейшее, если подумать. С одной стороны, разработчики не хотели разрабатывать игры для Sega 32X, потому что знали, что скоро выйдет полноценная Saturn. К слову, 32X релизнулась ровно на день раньше. С другой же стороны, геймеры хотели полноценную 32-битную консоль – например, Sony PlayStation. И они оказались полностью правы.

Для Sega 32X вышло всего около 40 игр, большинство из которых были портами уже существующих тайтлов. Совершенно бессмысленное приобретение и трата денег Sega, которые можно было бы пустить на что-нибудь более полезное. В результате к концу 90-х Sega подходила уже в довольно плохой форме. На рынке доминировали конкуренты: более цельная и стильная PlayStation и 64-битная Nintendo 64, вышедшая в 1996 году. Но у компании оставалась надежда на их новую суперконсоль под названием Dreamcast.

На старте Dreamcast была революцией

Консоль вышла в 1999 году и обязана была победить всех. Шансы, как казалось тогда, были очень неплохими. Dreamcast опережала конкурентов практически по всем показателям. Во-первых, это была первая 128-битная консоль с умопомрачительным разрешением в 480p – сейчас это кажется шуткой, на тот момент Sega Dreamcast была реальным секс-символом по части графония. 

Во-вторых, это была консоль с подключением к интернету. Опять же, абсолютное безумие по тем временам. Sega Dreamcast поддерживала онлайн-игры и была привязана к двум официальным онлайн-платформам – SegaNet в Северной Америке и Dreamarena в Европе. В этом смысле она действительно опередила свое время, потому что аналогичные сервисы позже появились у Xbox и PlayStation, даже стали их основой, но в 1999 году для этого было рановато.

Ну и, наконец, карта памяти VMU, у которой был свой функциональный экран. Она вставлялась прямо в контроллер и на ней можно было запускать простенькие игры. Помимо этого, для Sega Dreamcast готовились совершенно бешеные эксклюзивы, вроде Soul Fighter и Sonic Adventure. В общем, у Dreamcast был очень жирный набор объективно сильных качеств и никто не мог подумать, насколько неудачным получится запуск. Что же пошло не так?

На продажах Dreamcast сказались прошлые провалы Sega

После неудачных запусков Sega Saturn и Sega 32X многие потребители уже не были настроены покупать что-либо, на чем написано Sega. Лояльная публика имелась, но консольный рынок стремительно рос. И новая аудитория предпочитала либо стабильное качество Nintendo, либо дерзкую свежесть Sony PlayStation, с которой не было связано никаких негативных ассоциаций. 

К тому же консоль была довольно дорогой – 199 долларов на релизе. Представьте себя на месте человека, у которого есть ограниченный бюджет на покупку консоли нового поколения. Вы знаете, что уже скоро (в 2000 году) выйдет Sony PlayStation 2. Стоит ли тратить деньги на покупки непонятной Sega Dreamcast, учитывая предыдущие провалы? Очень может быть, что и нет. Как минимум стоит подождать. Поэтому старт продаж был удручающим.

В какой-то момент Sega пришлось снизить цену на Dreamcast, чтобы увеличить продажи, но разработка была невероятно дорогой, поэтому компания просто начала терять деньги. Не говоря уже о том, что финансы Sega и без того пострадали от Saturn и 32X. Все, что могло их спасти – хорошие продажи Dreamcast, но этого не случилось. Настоящая катастрофа. 

Главная проблема Sega – лицензирование игр

Вот что на самом деле добило Dreamcast. Компания сталкивалась с этим еще в начале 90-х, когда многие разработчики сидели на эксклюзивных контрактах с Nintendo. Но в тот момент они не были довольны условиями и готовы были переходить к Sega. Поэтому на Genesis выходили хиты от таких титанов, как Electronic Arts: Madden NFL, FIFA, Road Rash, Desert Strike и так далее. 

Но к запуску Dreamcast отношения с разработчиками уже были испорчены. Во-первых, рынок стал свободнее, в том числе усилиями самой Sega в начале 90-х. На нем появилось больше игроков: богатые компании, вроде Nintendo и Sony, предлагали сторонним компаниям лучшие условия для лицензирования игр. Во-вторых, после сложностей с Sega Saturn многие разработчики решили не тратить время на Sega и выпустить свои игры уже на Sony PlayStation 2. 

В целях экономии руководство Sega решило делать ставку на собственные эксклюзивы типа Sonic the Hedgehog или удивительную RPG под названием Segagaga. Но компания лишилась многих сторонних разработчиков, в том числе Electronic Arts. Их потеря чувствовалась сильнее всего и тоже ударила по продажам Sega Dreamcast. Какой бы крутой ни была консоль, если там нет игр, ее никто не купит.

Ну, и наконец – пиратство. Оказалось, что Sega Dreamcast защищена от копирования гораздо слабее, чем конкуренты. Результат очевиден: пользователи не покупали официальные игры, а продажи падали еще сильнее. К моменту выхода PlayStation 2 и первого Xbox поражение Sega в консольной войне было очевидно. 

Теоретически можно было взять еще один раунд противостояния, но у Sega к тому моменту просто не хватало для этого ресурсов. Nintendo жила на рынке слишком долго и накопила огромный запас прочности, а в Японии компания традиционно уделывала Sega, не напрягаясь. В то же время за спинами PlayStation и Xbox стояли многомиллионные корпорации Sony и Microsoft, готовые вкладываться в новое дорогостоящее железо и контракты с разработчиками. В 2001 году Sega объявила об уходе с консольного рынка и превратилась в компанию-издателя. Dreamcast была очень неплохой попыткой, но этого оказалось недостаточно.

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.