Перейти к содержимому

7 худших финальных сезонов в истории сериалов. От «Игры престолов» до финала, который вышел в 2024-м

Иногда лучше не досматривать сериалы до конца.

Некоторые сериалы известны плохими финалами – например, «Остаться в живых» и «Как я встретил вашу маму». Но это те случаи, когда мы оцениваем именно финальную точку, а не путь к ней. В случае с «Остаться в живых» последние шаги тоже были интересными. Просто зрителей не устроил ответ в конце. И все же последний сезон до самого финала не был катастрофой.

Но иногда случается по-другому: когда финальный сезон какого-нибудь проекта просто невозможно досмотреть, потому что он очень плох. Падение качества чувствуется в каждом эпизоде или в большинстве эпизодов, а не только в том, чем именно закончился сюжет. Мы вспомнили как раз такие сериалы.

«Игра престолов» (8 сезон)

Наверное, это сезон с самой печальной репутацией в истории сериалов. «Игра престолов» вдруг превратилась из главного проекта поколения в объект насмешек. Да, трансформация началась где-то после пятого сезона, но восьмой плох особенно. И дело не только в финале. Король Ночи оказался панчлайном, недостойным своего сетапа. Ну, серьезно что ли, несколько лет вы подводили события к этому позору? Вау!

У персонажей вроде Джейме или Серого Червя вдруг появилась сюжетная броня, так что они переживали ситуации, которые в ранних сезонах убили бы кого угодно. Тирион Ланнистер отупел, Серсею слили, политических интриг стало меньше, а на некоторых важных героев, вроде Дейенерис, сценаристы как будто в принципе забили. Весь восьмой сезон «Игры престолов» был путем от одного разочарования к другому – и это, конечно, легендарно резкое падение качества. 

«Видоизмененный углерод» (2 сезон)

Второй и последний сезон киберпанковой драмы «Видоизмененный углерод» – набор очень смелых и странных решений. Причем их смелость как бы перечеркивается странностью. Дело в том, что наш главный герой Такеши Ковач во втором сезоне меняет тело, и из Юэля Киннамана пересаживается в Энтони Маки. Сюжетно это объясняется, никаких проблем. Но! Он и вести себя начинает по-другому.

Если бы шоураннеры «Видоизмененного углерода» тренировали актеров вместе, как это делали создатели «Шершней», а Ковач-Киннаман и Ковач-Маки вели себя одинаково – это было бы потрясающее зрелище! Тогда мы бы поняли то, что нам хотели сказать, и осознали Такеши как персонажа отдельно от тела, где он находится. Но получилась какая-то неловкая смена актера и ощущение, как будто нам с середины начали показывать другой сериал. Были и иные проблемы, но эта настолько огромная и так влияла на восприятие, что говорить хочется только о ней.

«Сексуальное просвещение» (4 сезон)

Наверное, самое необязательное, что когда-либо происходило на стримингах. История была рассказана в трех сезонах. Все арки закрыты. Буквально ни одной детали, которая требовала какого-то продолжения. И тут вдруг четвертый сезон, десятки новых героев и зачем-то новая школа, хотя «Сексуальное просвещение» на 60% было сериалом про Мурдэйл. Зачем? Для кого?

В результате все новые линии кажутся абсолютно лишними, а новые персонажи… Ну, их как будто создавали люди, которые не видели ни одного эпизода сериала до этого. Экологичные комфортики, чьи проблемы решаются слишком быстро и, честно говоря, мало кого интересуют. Проще думать, что этого сезона не существовало в принципе, потому что он не дал ничего по-настоящему нового, но нашел в себе упорство разрушать старые стены.

«Мир Дикого Запада» (4 сезон)

Технически это не совсем считается, потому что Джонатан Нолан и Лиза Джой планировали выпустить пятый финальный сезон «Мира Дикого Запада», но боссы HBO решили прекратить агонию. Честно говоря, они правильно сделали, потому что досматривали «Мир Дикого Запада» с тем же восторгом только полные психопаты. Откуда мы это знаем? А вы попробуйте без коктейля невротических расстройств в принципе понять, что происходит в последнем сезоне этого сериала!

Концепция mystery box подвела проект, потому что он слишком резко усложнялся и расширялся с каждым годом. Поэтому первый сезон «Мира Дикого Запада» был крутейшим сай-фаем. Второй – его более тревожной и масштабной, но перегруженной версией. Третий – техноэзотерическим манифестом. А четвертый уже откровенным перебором. Но давайте чуть подробнее.

Во-первых, «Мир Дикого Запада» уже не имел ничего общего с ковбойским сеттингом. Во-вторых, ранее кристально ясную мотивацию Долорес теперь нужно было отслеживать только по секретным радарам. В-третьих, сериал о свободе воли, природе сознания и отношении создания с создателем вдруг превратился в философскую антиутопию о восстании машин. Другие темы. Другой тон. Но за этим было бы интересно следить, если бы перемещения во времени и меняющие реальность сюжетные повороты оставили нам такую возможность.

«Клиника» (9 сезон)

Здесь очень интересный случай, отличающийся от всех остальных сериалов. Дело в том, что фанаты «Клиники» не расстроены тем, как закончился их любимый тайтл. Наоборот: финал восьмого сезона был идеальным! Какой еще девятый сезон? Не было такого. Ну, вы поняли: это отрицание. 

Да, навязанное студией продолжение с новыми главными героями успешно игнорируется всеми, кто любит «Клинику». Это очень правильный подход, но он был бы невозможен, если бы девятый сезон не был похож на какой-то левый спин-офф, где время от времени появляются старые герои. Но если воспринимать это как новый сезон, то перед нами совершенно чудовищное и одномоментное падение качества.

«Побег» (5-й сезон)

Говоря откровенно, «Побег» должен был закончиться после первого сезона. Потому что герои сбежали из тюрьмы, прикиньте? После этого сериал вдруг сошел с ума и превратился в проект о конспирологии и тайных организациях. Но он все еще был смотрибельным. Конечно, до пятого и финального сезона, существование которого не имеет вообще никакого смысла.

В нем Майкл Скофилд оказывается жив, но в тюрьме (опять?) в Йемене. И все это выглядит как десять раз пережеванная версия первого сезона в новом сеттинге и с новыми злодеями. Зачем? Почему? Четвертый сезон точно не был произведением сериального искусства, но хотя бы закрывал основные сюжетные линии. А вот пятая версия «Побега» – бессмысленная чушь, которую не получилось скормить даже фанатам.

«Академия Амбрелла» (4-й сезон)

Еще свеженький и теплый, но это не комплимент. Последний сезон экранизации шикарного комикса Джерарда Уэя – натуральное издевательство над всеми зрителями. Он скомканный, некрасивый и прямо забивает на сюжетные линии из предыдущих сезонов «Академии Амбрелла». Но хуже всего то, насколько четвертый сезон потерял тональность.

«Академия Амбрелла» была задумана как смесь черного юмора с серьезной персонажной драмой, и первый сезон соблюдал этот баланс. Второй был сильно слабее, но все-таки держал ту же линию. А вот дальше все покатилось. И финальный сезон оказался хуже, чем можно было предположить, потому что он не просто плохо написан и исполнен – он при этом еще и смертельно серьезен, из-за чего становится тошно. Пока что это худшее, что в принципе выходило в 2024 году.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Культовые русские сериалы». Там мы обсуждаем сериальные новинки

Биография
Журналист/редактор и газировочный сомелье. Пишу про лайфстайл, медиа и большую поп-культуру. Автор «Палача» с 2017 года.